Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2»
Методическая разработка
на тему:
«Особенности развития первого пальца»
Автор:
преподаватель по классу фортепиано
Кузнецова Ольга Григорьевна
г. Луганск 2021 г.
Оглавление
1.Введение
2. Доигровые упражнения для развития подвижности первого пальца
3.Подготовительные упражнения для развития первого пальца.
4. Первый палец в элементах подкладывания и перекладывания пальцев
5. Дополнительные упражнения.
6. Заключение
7. Используемая литература
Введение
«Даже в самых сухих упражнениях
неуклонно наблюдай за красотой звука»
В.Сафонов
«Для достижения наилучших технических результатов
и владения разнообразными качествами звука
надо использовать все возможности тела от пальца до туловища»
Г.Нейгауз
Организация движений первого пальца требует особого внимания.
Неправильные его действия влекут за собой целый ряд пианистических недостатков.
Технические неудобства, связанные с первым пальцем объясняются тем, что при естественном положении и действиях рук первый палец как бы противостоит остальным пальцам и его движения направлены встречно. То есть, сравнивая движение первого и остальных пальцев, можно сказать, что они работают в разных направлениях – навстречу друг другу. В связи с этим игровая позиция скрипача, виолончелиста значительно более естественна для природного строения руки (точнее кисти): встречно движущийся первый палец не играет. У пианиста же играют все пять пальцев, причем в одной плоскости, что неудобно, неестественно для первого пальца.
В данной работе мы рассмотрим все индивидуальные особенности первого пальца и его двигательные и выразительные возможности.
Уже в самом строении руки, как бы заложена независимость первого пальца: соединение движущей фаланги первого пальца с костями запястья позволяют ему быть в стороне и иметь возможность достаточно далеко отодвигаться от ладони и продвигаться под ладонь.
Первый палец имеет свою группу мышц, что позволяет ему противопоставляться другим пальцам и выполнять организационную задачу сохранять естественную куполообразную форму кисти.
Первый палец короче других пальцев (в нем только две фаланги) и тяжеловеснее их. Эта особенность затрудняет его взаимодействие с более подвижными средними пальцами. Но именно быстрота и точность первого пальца способствует звуковой ровности и цельности движения. Можно сказать, что первый палец является своеобразным фактором скорости, от его взаимодействия со всем пианистическим аппаратом будет зависеть техническая свобода.
Выполняя важную соединительную задачу в элементах подкладывания и перекладывания пальцев при переходе из одной позиции в другую, первый палец нуждается во вспомогательных движениях различных частей руки.
Отмечая физиологические особенности строения кисти, необходимо отметить, что они определяют и направление удара первого пальца.
Этот момент, а также все вышеперечисленные, будут учитываться при анализе работы над нижеследующими упражнениями.
I. Доигровые упражнения для развития подвижности первого пальца.
На подготовительном этапе могут быть полезны доигровые
упражнения (т.е. упражнения без инструмента)
1. «Улитка» - кисти рук собираются в замок, большие пальцы свободно двигаются, имитируя улитку с рожками. Движения первого пальца могут быть вращательными относительно друг друга (от себя – к себе)
2. «Зайчик» - все пальцы кроме первого сжимаются в кулаки, которые прижимаются друг к другу. Первые пальцы («ушки») выполняют движение на сгиб в фаланге. Для того, чтобы движения были ритмичными, можно проговаривать слова или стишки (ходит зайка по саду….) и т.д. Первые пальцы могут двигаться одновременно или по очереди.
3. «Палец – карандаш» - для выработки подвижности первого пальца, можно предложить учащимся обводить пальцем несложные нарисованные или воображаемые линии, фигуры. При этом необходимо выбрать удобное положение всей кисти: можно поставить пальцы на подушечки, а если трудно , просто положить кулачок на лист бумаги. Если упражнение выполнять без напряжения, то можно заметить, что запястье и предплечье помогают работать первому пальцу.
4. «Шарик» - (упражнение А.Шмидт-Шкловской): первый-второй, первый-третий, первый-четвертый, первый-пятый пальцы катают воображаемый хлебный шарик.
5. «Подъемник» - поднимать первым и пятым пальцами (или первым и вторым и т.д.) небольшие предметы и затем быстро сбрасывать их, для выработки цепкости кончиков пальцев
6. «Воробей и кошка» (упражнение В. Макарова) – игра для подвижности и цепкости первого пальца (воробья). Он то клюет зернышки своим остреньким клювом, то прячется от кошки в свой домик (куполообразную кисть).
Это лишь некоторые из упражнений, которые помогут сделать первые шаги к достижению подвижности первого пальца. Спокойные дугообразные движения подготовят к игре легато, быстрые хватательные движения будут воспитывать «живой» кончик первого пальца, готовя его к стаккато, аккордам и т.д.
Подготовительные упражнения для развития
первого пальца
Переходя к упражнениям на фортепиано необходимо сказать, что их инструктивный материал направлен на нахождение пианистического приема, а закрепление его осуществляется на материале произведений.
Знакомясь с видами артикуляции, с выразительными возможно стями фортепиано, ученик учится слышать и слушать, постигая законы звукоизвлечения. Поэтому в работе над всеми этими упражнениями огромная роль отводится слуховому контролю. В.Сафонов сказал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука»
В отличие от более устойчивых средних пальцев, с прикосновением первого пальца к клавише дело обстоит сложнее.
П о д у ш е ч к а п е р в о г о пальца находится сбоку, но не занимает всей фаланги. Ученика нужно познакомить с позициями Ф.Шопена для правой и левой рук. Шопен, как известно, ставил руку ученика на пять нот, представляющих самое удобное, самое естественное, самое непринуждённое положение руки и пальцев на клавиатуре, так как более короткие пальцы – первый и пятый – попадают на белые клавиши, расположенные ниже, а более длинные пальцы – второй, третий и четвертый – на чёрные клавиши, находящиеся выше. Ничего более естественного нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение.
Если взять первую секунду первым и вторым пальцем, то при
правильном её взятии, между этими пальцами образуется «полукольцо». Рука, опираясь на второй палец, заставляет первый палец, который находится ниже (на белой клавише), чуть приподняться у своего основания и касаться клавиши своей «подушечкой»
Упражнение 1.
Акцентирует постановочный момент, дает ощущение подушечки первого пальца, воспитывает устойчивость пальцев, при исполнении штрихом «тенуто» дает ощущение «дна»
клавиши и одновременно навык слушания протяженности звука с момента его зарождения и до его затухания. К тому же является подготовительным упражнением к аккордам. По мере усвоения можно менять штрихи, динамические оттенки, т.е. ставить различные звуковые и технические задачи.
Упражнение 2. Как вариант первого упражнения. Первый палец про- являет большую самостоятельность, oпopa на верхний звук в правой (на нижний - в левой). Здесь можно обратить внимание учащихся на то, что сила звука будет зависеть от меры опоры, с которой палец воздействует на клавишу, а скорость, с которой палец опускается на клавишу (мера импульсивности), влияет на окраску звука: спокойное погружение - звук мягкий, певучий; быстрое погружение - звук звонкий, радостный. Первый палец
«знакомится» с видами артикуляции.
Упражнение 3 Когда ученик в какой-то мере приспособился к клавиатуре и его кисть свободно принимает естественное, а значит удобное положение, первый палец может включаться в мелодические обороты.
Подобрав к ним слова можно превратить упражнения в песенки, меняя смысловые акценты (опорные, неопорные звуки), ритми- ческие рисунки.
Здесь необходимо отметить наиболее часто встречающиеся noстановочные ошибки:
1. первый палец прижат ко второму пальцу.
первый палец прикасается к клавише не подушечкой, а всей фалангой, а иногда даже полностью «ложится» на клавишу.
первый палец не использует подвижность своей первой фаланги,
т.е. кончик пальца.
первый палец отыграв, не подчиняется направлению движения, а отходит в сторону от других пальцев, в выпрямленном состоянии подвергая мышцы неоправданному напряжению. При этом его возвращение к ладони осуществляется при помощи резкого
локтевого движения.
Упражнение 4. Первый палец приобретает навык спокойного перемещения по клавиатуре, т.е. готовится к игре легато. Ученик слушает, чтобы каждый последующий звук как бы «вытекал» из предыдущего, не нарушая единой звуковой линии. Задача усложняется, когда рельеф мелодического рисунка меняется.
На черной клавише рука подтягивается к первому пальцу,
единая линия сохраняется.
Упражнение 5 Длинные звуки берутся беззвучно, заранее;
Первый палец вначале скользит над клавишами под ладонью и обратно, работая на сужение и расширение позиции. Во втором варианте - первый палец скользящим движением переходит с клавиши на клавишу, «выстраивая» единую звуковую линию.
Упражнение 6
Опираясь на пятый палец, легко и свободно поднимать первый палец. На запятых свободно поднимать руки
Упражнение 7. Первые два звука взятые одновременно, закрепляют позицию руки. «Зацепившись» за второй палец, запястье и вместе с ним предплечье во время паузы разворачиваются в сторону движения. Удар первого пальца касательный по диагонали. Первый палец опускается быстро и точно с небольшого расстояния. По мере увеличения интервалов, вспомогательный поворот становится больше, первый палец движется на сужение позиции.
Нужно постоянно следить за слаженной работой первого пальца, основная причина толчков и неровностей – малая подвижность и напряжённость первого пальца. Поэтому необходимо развивать его ловкость и лёгкость, подкладывать
незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти (он должен находиться у кончиков пальцев)
Полезны и такие упражнения на подкладывание первого пальца:
Упражнение8.
Расходящиеся движения на октаву и обратно: играть всю гамму двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, левая рука – от тоники вниз. Выполнять это упражнение необходимо в разных тональностях, добиваясь плавности звучания. В диезных и бемольных гаммах держаться ближе к черным клавишам, почти между ними, чтобы при переходах с белых клавиш на черные и обратно не пришлось двигать руку от себя и к себе.
Упражнение9 На первом звуке мотива рука «тяжелая», на коротких звуках – рука «легкая», при этом мышцы руки поддерживают запястье и предплечье. В вариантах упражнения быстро меняется последовательность нажима и легких отскоков.
При постепенном увеличении темпа и сужении позиции, размах пальцев становится меньше, амплитуда поворота уменьшается.
Первый палец значительно короче других пальцев и поэто- му важно, чтобы он также активно «брал» клавиши и не прятал свою неловкость в ротационном движении предплечья.
Упражнение 10. Момент снятия первого пальца с клавиши, является
началом его движения под ладонь.Это позволяет ощутить
движение первого пальца вдоль клавиатуры. Если определить ведущую роль первому пальцу, то в этом случае он будет как бы отталкивать от сабя следующий палец вместе с запястьем в сторону движения вверх и подтягивать к себе при движении вниз.
Все приведенные упражнения являются подготовкой к решению одной из главных задач первого пальца - его соединительной функции.
III. Первый палец в элементах подкладывания и перекладывания пальцев
В теоретических формулах, где требуется смена позиций (гаммообразные последовательности, длинные арпеджио) решение проблемы звуковой ровности в элементах подкладывания первого пальца и перекладывания всей руки через первый палец, связано с проблемой координации действий всех частей пианистического аппарата. (определение Г.Нейгауза)
Если рассмотреть этот технический прием с точки зрения его последовательности то:
1. рука поворачивается в сторону движения, готовясь выполнить правый или левый поворот запястья, подготавливающий наиболее выгодное (удобное) положение первого пальца.
2. первый палец выполняет предусмотрительное движение под ладонь на сужение позиции, заранее готовясь касательным движением взять клавишу.
3. слух контролирует, чтобы сила звука на стыке позиций соответствовала силе звучания предыдущего звука, взятого с определенной степенью опоры и мерой импульсивности действия пальца (при этом ладонь не должна подниматься).
4. отыгравший палец вместе с кистью перемещается в сторону движения, сужая позицию.
Следующие упражнения являются подготовительными к гаммам.
Они подготавливают усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывают плавное исполнение legato на одной позиции руки.
У учащихся часто 1-й палец ждет до последнего момента и рывком берет нужную клавишу; это опоздание вызывает толчок, нарушает ровность звучания. Поэтому необходимо следить, чтобы 1-й палец вовремя подводился под ладонь и “подкладывался” к нужной клавише. Рука в момент подкладывания отклоняется в сторону движения и тем самым помогает 1-му пальцу свободно приближаться к нужной клавише.
Упражнение 11
В этой связи полезно упражнение на перенос руки с одной позиции гаммы на другую. Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы и помогает начинающим ученикам лучше усвоить ее аппликатурную
формулу (3 + 4).
Правая рука играет до конца клавиатуры и обратно, левая – в противоположном движении. Играть во всех тональностях, учить также это упражнение портаменто, проверяя “рессорность” кисти.
Упражнение 12
Для выработки ощущения положения пальцев в позиции Г.Нейгауз рекомендовал играть в каждой тональности упражнение на плавное подкладывание 1-го пальца и переносы через него остальных пальцев на
стыках позиций гаммы.
Левой рукой играть в противоположном движении.
Упражнение 13 на соединение позиций:
Постепенное увеличение гаммообразной линии на один звук (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, затем в нисходящем движении. Подкладывать 1-й палец заранее.
Играть это упражнение непрерывным движением.
Левая рука играет в противоположном движении. Играть во всех тональностях.
Упражнение 14
“Перекладывание” руки через 1-й палец (упражнение Г.Нейгауза):
Играть от медленного темпа до возможно более быстрого.
Упражнение 15 на воспитание “предусмотрительности” (упражнение Г.Нейгауза):
1-й палец заранее (форшлаг) легко ставить на клавишу, которую он должен будет сыграть при соединении позиций.
Упражнение 16
Варианты, развивающее подвижность первого пальца:
1. Незаметное подкладывание 1-го пальца при соединении позиций в гамме – играть в разных тональностях.
2. Сближение 1-го пальца с остальными, варианты аппликатуры: 1-3-1-3-1; 1-4-1-4-1; 2-1-2-1-2; 3-1-3-1-3 и т. д.
Играть это упражнение секвенциями, поднимающимися по хроматизмам непрерывным движением.
Способы работы над длинными арпеджио
Упражнение 17 на подкладывание 1-го пальца в длинных арпеджио:
Упражнение 18. Линия арпеджио до 1-го, 2-го пальца и т. д., обратно – с перекладыванием через 1-й палец. Сначала играть в две октавы, затем “удлинить” до четырех октав. Необходимо следить за ровностью звучания и гибким подкладыванием 1-го пальца.
Левая рука играет вниз от “до”:
1-й палец готовить заранее и незаметно; кисть вести на одном уровне и не поднимать ее перед подкладыванием, запястье широкое, свободное. После подкладывания вся ладонь сразу же переносится через 1-й палец и широко располагается
на следующей позиции.
Упражнение 19 на соединение позиций – “перекладывание” руки через 1-й палец:
Играть от медленного темпа до возможно более быстрого.
Упражнение 20 Дуговые движения. (Упражнения Шмидт-Шкловской). Первый палец учится свободно перемещаться по клавиатуре в любую ее часть и на любое расстояние и взаимодействовать при этом с другими пальцами.
В момент дугообразного переноса руки, скачка или броска первый палец, выступающий в роли руководителя в прямом смысле этого слова как бы командует движениями всей руки, помогая ей выработать мышечное чувство расстояния.
Заключение
Упражнений для развития 1-го пальца существует немало. Мы с вами рассмотрели лишь часть самых распространенных из них.
Цель всех используемых упражнений – добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммообразных пассажей без толчков, ровного по звучанию и вpeменным соотношениям.
Помимо специальных упражнений работать над развитием первого пальца можно на любом материале, где он встречается. Правильная и довольно тщательная работа приводит к тому, что
1-й палец перестает бездействовать, приобретает легкость, становится подвижным шарниром, на котором вращается вся пассажная техника; резко увеличивается ловкость руки, ее способность к охвату клавиатуры.
Только свободный, мобильный, гибкий 1-й палец может помочь ученику правильно его подкладывать; при напряженном первом пальце не получаются ни ровные гаммы, ни арпеджио, ни исполнение художественных произведений, где даже в маленьких пассажах отсутствует пластичность и гибкость (не говоря уже о звучании).
Работа над упражнениями необходимая часть совместной работы ученика и преподавателя. Упражнения помогают преодолеть боязнь клавиатуры, ускоряют процесс приспособления учащегося к инструменту, помогают открывать новые звуковые возможности фортепиано. В результате по выражению А.Бирмак «вырабатывается автоматический контролер, который освобождает внимание пианиста от наблюдений за двигательным процессом».
Целесообразность применения усвоенных приемов исполнения определяет звуковой результат, диктуемый художественным содержанием музыкального произведения. Еще раз необходимо подчеркнуть, что цель упражнений не в том, чтобы ученик повторял за преподавателем определенные движения, а в том, чтобы он направлял свою мысль на поиск звука, в широком смысле этого слова. Как сказал Г.Нейгауз:
«Работа над техникой есть работа над звуком…работа над звуком есть работа над техникой»
Список методической литературы:
Г.Нейгауз «Об икусстве фортепианной игры»
А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
И.Рябов «Гаммы, трезвучия, арпеджио для фортепиано»
И.Гат «техника фортепианной игры»
А.Бирмак «О художественной технике пианиста»