Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 класс |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Раздел 1 Многообразие растительного мира Урок № 14. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. ПР№5 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» |
Тема урока | Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ФРП): |
Личностные: способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её, способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, понимание специфики биологии как науки, заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, , понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; готовность осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально и в группе |
Метапредметные: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;уметь интегрировать знания из разных предметных областей. |
Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий по теме, работа с текстом и иллюстрациями учебника, выступление перед одноклассниками с устным сообщением, заранее подготовленным дома, самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради с последую- щим обсуждением результатов, умение делать выводы на основании полученных результатов; понимание необходимости использования биологических для рационального природопользования; умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Покрытосеменные, ароморфоз, цветок, плод, спорофит, гаметофит (мужской и женский) Жизненные формы растений: дерево, кустарник, трава; однолетние, двулетние, многолетние растения Базовые понятия, единые для школьного образования: ароморфоз |
Педагогические технологии: Информационно – коммуникационная технология. Технология развития критического мышления.Технология развивающего обучения. Групповые технологии. Функциональная грамотность. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по предмету «Биология» для 7 класса по теме Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5868, https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-rastenij-otdela-pokrytosemennye-6905490 (Диагностические работы, обучающие видеоролики) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
1.Демонстрация учащимся наглядного материала «Слайд» (Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863d5868) Выполнение заданий: Рассмотри Водоросли. С их появлением в атмосфере Земли стал интенсивнее накапливаться кислород не только в воде, но и в атмосфере. Благодаря им жизнь стала развиваться и воде и на суше. Какие особенности строения позволяют отнести водоросли к низшим растениям? Почему мхи считают тупиковой ветвью в эволюции? Какие ароморфозы произошли у высших споровых растений? Кто их предки? Назовите предков голосеменных. Какие ароморфозы по сравнению со споровыми? (2.Эвристическая беседа. Обсуждение вопроса: Как осуществлялась эволюция растений? Вывод: эволюция шла по пути уменьшения гаметофита (полового поколения) и укрупнения спорофита (бесполого поколения) и совершенствования проводящей ткани. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового I.Выполнение самостоятельной тестовой работы- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5868 https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576 Или в форме карточек (работа в парах) КАРТОЧКА1 .Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ | РАСТЕНИЯ | А) пыльца с воздушными мешками | 1) 1 | Б) корни только придаточные | 2) 2 | В) выделяет вещества фитонциды, убивающие бактерии | | Г) для оплодотворения нужна вода | | Д) имеется заросток | | Е) листья покрыты восковой кутикулой | | А | Б | В | Г | Д | Е | | | | | | | КАРТОЧКА2. Установите соответствие между характеристиками и шишками, обозначенными на рисунке выше цифрами. ХАРАКТЕРИСТИКИ | ШИШКА | А) женская шишка до опыления и оплодотворения | 1) 1 | Б) шишка с сомкнутыми для защиты семян чешуями | 2) 2 | В) место формирования мужских гаметофитов (пыльцевых зёрен) | 3) 3 | Г) женский шишка с формирующимися внутри семенами | 4) 4 | Д) зрелая шишка | | Е) молодые шишки первого года с семязачатками | | А | Б | В | Г | Д | Е | КАРТОЧКА3..Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ | РАСТЕНИЯ | А) мощная корневая система | 1) 1 | Б) спорангии на обратной стороне листа | 2) 2 | В) деревянистые растения | | Г) гаметофит с ризоидами | | Д) споры развиваются в шишках | | Е) плотная семенная кожура | | А | Б | В | Г | Д | Е | | | | | | | КАРТОЧКА4.Установите соответствие между признаками и растениями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ | РАСТЕНИЯ | А) мощная корневая система | 1) 1 | Б) спорангии на обратной стороне листа | 2) 2 | В) деревянистые растения | | Г) гаметофит с ризоидами | | Д) споры развиваются в шишках | | Е) плотная семенная кожура | | А | Б | В | Г | Д | Е | | | | | | | Фронтальная проверка и обсуждение результата. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сформировать знания об отделе растений Покрытосеменные. Чем Покрытосеменные отличаются от Голосеменных. Ты узнаешь каковы особенности жизненного цикла покрытосеменных. Какое значение имеют цветковые растения в жизни человека. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
I.Просмотр видеоролика «История изучения клетки. Клеточная теория» (Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576с фиксацией опорных знаний в тетрадь в виде таблиц. Или работа с презентацией.https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-rastenij-otdela-pokrytosemennye-6905490 . III. Работа с учебником параграф 9 стр. 54. Многообразие покрытосеменных. 1.Рассказать о жизненных формах покрытосеменных (деревья, травы, кустарники). Привести примеры растений из школьного парка (сообщения, подготовленные самостоятельно) 2. Рассказать о многолетних, двулетних и однолетних травах. Привести примеры растений из школьного парка. Прсмотр видиофрагмента https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576 Вывод: покрытосеменные находятся на вершине эволюции из-за разнообразия жизненных форм |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Фронтальная беседа – усвоение ключевых понятий. - кто такие покрытосеменные? -почему они находятся на вершине эволюции? - какие ароморфозы вы можете отметить у покрытосеменных? - интересна ли работа? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Выполнение Практической работы №5. Тема. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарныхэкземплярахрастений) Цель:изучитьвнешнеестроениецветковогорастения, выяснить функцию каждого органа Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами,лупы,препаровальныеиглы,линейка(дляработыподходятрастенияпастушья сумка,сурепка,таккакуэтихрастений наодном стеблеодновременноможноувидеть и плоды и семена). Ход работы: 1.Рассмотрите экземпляр растения на вашем столе. Найдите у него вегетативные органы. Какиеизвегетативныхоргановвывидите?Определитецветиразмеркорня,цветидлину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев. 2.Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите? Определитеразмериокраску(повозможности)цветовиплодов.Аккуратноприпомощи препаровальной иглы вскройте плод и найдите там семена. 3.Зарисуйтерастение,втетрадьдляпрактическихработ,укажитевсеорганы,которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения. Название растения ___________________________ Заполни таблицу «Органы цветкового растения» Названиеоргана растения | Вегетативный или генеративный | Какую функцию выполняет (основную) | 1. Корень 2. Стебель 3. Лист 4. Цветок 5.Плод | | | Сделайте вывод о том, что это растение относится к высшим цветковым (покрытосеменным) растениям, объясните, почему. | |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Объединитесь в группы и составьте рассказ о значении покрытосеменных в природе и для человека. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1. Каким номером на рисунках обозначен видоизменённый лист насекомоядного растения? Видоизменение листьев: 1 - колючки барбариса, 2 - усики гороха, 3 - ловчий лист насекомоядного растения, 4 - соцветие корзинка, окруженное оберткой из чешуевидных листьев. Ответ: 3 1.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны: 1) одна семядоля в зародыше семени 2) споры в стробилах на концах побегов 3) внешнее оплодотворение 4) мочковатая корневая система 5) сетчатое жилкование листьев 6) отсутствие камбия в стебле Ответ: 146 2.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны: 1) стержневая корневая система 2) неупорядоченное расположение проводящих пучков в стебле 3) число элементов цветка кратно пяти 4) параллельное жилкование листьев 5) наличие двух семядолей в семени 6) мочковатая корневая система Ответ: 135 3 ЗАДАНИЕ 1 а.Каким номером на рисунках показана структура, количество частей в которой позволяет отнести растение к классу Однодольные? Ответ: 5 б.Установите соответствие между характеристиками и классами покрытосеменных, к которым относятся растения, обозначенные на рисунках выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ | | А) характерна стержневая корневая система | | Б) в стеблях имеется камбий | В) проводящие пучки расположены диффузно | Г) зародыш имеет одну семядолю | Д) зародышевый корешок рано отмирает | Е) параллельное или дуговидное жилкование | | КЛАСС 1) 1 2) 2 | Ответ: 112222 4.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения наблюдаются изображённые на рисунке признаки, то это растение: 1) относится к классу Двудольные 2) имеет сетчатое или пальчатоперистое жилкование листьев 3) способно к вторичному утолщению за счёт камбия 4) имеет мочковатую корневую систему 5) имеет проводящие пучки, расположенные беспорядочно 6) относится к классу Однодольные Ответ: 456 Взаимопроверка и оценивание работ. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы. Что называется органом растения? В чём различие вегетативных и генеративных органов растения? Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения? Взаимосвязь органов в растительном организме Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса. В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения. Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов. Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании. Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы. Ответ : Орган – это уровень биологической организации, выполняющий определённую функцию и связанный с другими частями неразрывными связями; Вегетативные органы обеспечивают питательными веществами (а также водой и минеральными солями) весь организм, а генеративные органы предназначены для полового (семенного) размножения растений; Питание цветка, а затем и плода осуществляется с помощью особого приспособления – цветоножки (плодоножки), по которой питательные вещества из корней и листьев поступают в цветок, а затем и в плод. . |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Беседа: - Что мы сегодня узнали на уроке нового? - Какие вопросы по этой теме вас заинтересовали? - О чем бы вы хотели узнать больше? Диагностическая работа (Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863d5868, ) https://lesson.edu.ru/lesson/92d47882-e684-4e90-aaa2-e66630e04576 |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ) Урок | На уроке я | Итог | Интересно | Работал | Узнал много нового | Не интересно | Отдыхал | Всё понял | Скучно | Помогал другим | Не понял | Другое | Другое | Другое | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Нарисуйте ваше настроение. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Учебник 7 класс Линия жизни по редакцией В.В. Пасечника М: «Просвещение» 2023г Параграф 9 . Ответить на вопросы. На с 54 выполнить задание 1 «Моя лаборатотория» На с 54-55 выполнить задание 2 «Анализ рисунка» В процессе жизненного цикла растений происходит смена полового и бесполого поколений. Поколение Э образующее гаметы, называют гаметофитом. Поколение , производящее споры, называют спорофитом. У нисших растений наибольшего развития достигает гаметофит, но по мере усложнениярастений преобладающей формой становится спорофит. Проанализируйте рисунок. Выскажите своё мнение, объясняющее этот факт. Задания в презентации. |