Автор: Осипова Светлана Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»,
республика Хакасия, город Абакан
Тема: «Особенности влияния мультипликационных фильмов на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Воспитать из ребёнка гармоничную личность, можно только работая над всеми сферами его развития. Виды развития детей взаимосвязаны - интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное и духовное развитие являются основой для всестороннего их развития.
Родители часто считают самым главным интеллектуальное развитие ребёнка. И они правы, ведь от развития речи, памяти, мышления, логики, познаний об окружающем мире зависит судьба ребёнка, то, как он сможет проявить себя, осуществить свои замыслы и быть успешным. Однако, стараясь дать ребёнку максимум знаний ещё до того как он пойдёт в школу, подумайте, что он будет там делать со своим университетским образованием, не утратит ли он познавательный интерес, не повлияет ли это отрицательно на его отношения со сверстниками.
Социальное развитие является важнейшей сферой в жизни человека. Это умение общаться и умение передавать другим свои мысли и желания, способность понимать окружающих людей и находить правильное решение в разных ситуациях. Находясь среди сверстников, ребёнок учится считаться с интересами других детей, уступать, помогать, делится с товарищем, т.е. учится жить в социуме.
Каждый человек должен уметь разбираться в своих чувствах и управлять ими, а также понимать чувства других людей, сочувствовать и сопереживать, выражать словами состояние и отношение, давать нравственную оценку поступкам.
Эмоциональное развитие ребёнка требует позитивного настроя, который должен задаваться взрослыми, ведь от того в какой атмосфере живёт малыш и будет зависеть его эмоциональное и морально-нравственное развитие. Рассказывая малышу сказки, знакомя его с окружающим миром, надо научить его правильно оценивать поступки и иметь к ним соответствующее отношение: драться – плохо, так делать нельзя; помочь бабушке – это хорошо. Люди должны друг другу помогать. Надо научить ребёнка уважать труд других людей, беречь и любить природу, заботиться о животных.
Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, память, речь. А первые эмоциональные проявления малыша, такие, как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело заявить, что для нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение – технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) – западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
По созвучию с данным определением новое искусство было названо мультипликацией. В искусстве мультипликацией (анимацией) называют разновидность искусства, как правило, использующую технологию мультипликации как основной элемент творчества. Мультфильмы, должны соответствовать возрастным особенностям детей, так как благодаря мультфильму ребенок познает окружающий мир, развивают у ребенка чувство сострадания, сопереживания, формируют ценностные ориентиры. При просмотре мультфильма необходимо привлечь внимания зрителя, сосредоточить его к пониманию истины, пробуждать интерес, любознательность. Знакомство с новым вызывает удивление, радость открытия и другие познавательные эмоции. Таким образом, мультфильмы воздействуют на чувства, на самосознание и сопереживание, формируют ценности зрителя, дают новые знания об окружающем мире, стимулируют познавательную активность.
Мультфильм – мультипликация, анимация, мультипликационное кино – вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Мультики – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, на все то, на что он будет ориентирован всю жизнь, как на духовный компас. И будет ли ваш ребенок любить и холить вас в старости или сдаст в дом престарелых, так же зависит от воспитания, и от сказок, мультфильмов, сериалов, которые вы ему читали и позволяли смотреть.
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги.
Воздействие телевиденья формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.
Не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.
Дети много смотрят в экран, а не в печатные издания. Поэтому возрастает роль материала, который можно показывать детям на экране, соответственно, большая нагрузка в развитии словарного запаса ребёнка, его знаний об окружающей действительности ложится на анимационный жанр. С одной стороны, мультфильмы имеют принципиально абсурдную, гротесковую природу, и реальность, представленная в них, – это мир абсолютной игры, условности. С другой стороны, они ориентированы на передачу кардинально новой информации, вводят в мир воспринимающего новые для него реалии, понятия, образные системы, директивы. Основные составляющие языка анимационного кино, которые формируют его специфику, потенциально могут быть применены в дидактических целях.
САНПиН рекомендует детям старше трех лет смотреть мультфильмы выборочно и строго в определенное время. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, про крокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.
Однако многие родители сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка.
Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире.
Сегодня проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. Отрицательное воздействие мультфильмов на детей доказывают три громких скандала последних лет:
Маша и медведь - русский мультсериал, созданный исключительно под детскую аудиторию. Он популярен не только в России, но и в других крупных странах мира. Только на русском ютуб канале Маша и медведь подписчиков 21 миллион, а суммарные просмотры всех эпизодов на этом канале превышают 16,6 миллиардов! Посмотрев этот мультфильм по мнению родителей дети копируют афеективное поведения Маши.
Спанч Боб - американский мультсериал пропагандирующий насилие и сквернословие. Предполагается, что мультфильмы носят образовательный характер и должны пропагандировать позитивные стороны личности. В Бикини-Боттом каждый персонаж наделен собственной отрицательной особенностью. И при этом нет явного наказания за проступки, мышление или позиции персонажей: им многое сходит с рук.
Симпмоны - американский мультсериал пропагандирующий курение употребление алкогольных напитков насилие и безнаказанность. США очень много споров по поводу провокационного мультсериала, в основном на почве разложения семейных ценностей и неадекватного примера поведения для детей (на примере Барта).Департамент туризма Рио счел одну серию неимоверно оскорбительной и пригрозил создателям иском. По сюжету, герои попадают в бразильский город, который представлен в виде джунглей, где скачут мартышки. Эту серию так и не показывают в Бразилии. Несмотря на жажду свободы выражения мнений, авторы сериала весьма лояльны к отдельным странам. Гомер не пьет пиво и не ест бекон в трансляциях ОАЭ. И сам Ватикан признает мультсериал «реалистичным и умным», благодаря чему взрослые вновь могут смотреть мультфильмы.
Смотреть мультфильмы, где явно выражена агрессия можно только тогда, если она подана в смешном виде. Например, всем известный мультфильм "Том и Джерри". Кот на протяжении многих серий гонится за мышонком, агрессия проявляется со стороны обоих героев. Один сажает другого на кактус, ударяет сковородкой, подсаживает на мышеловку и пробивает в стену. Но, в конце концов, добро побеждает и никто не умирает, а это очень важно для ребенка. Главные герои мультфильма кот и мышь по сути добрые и милые животные, они не употребляют нецензурных и жаргонных выражений.
А вот совсем другое дело в мультфильмах "Мадагаскар", "Ледниковый период", "Тачки" и др., хоть там также добро побеждает зло, но постоянно проскакивают выражения не очень приятные даже слуху взрослого человека. Такие выражения и поведение персонажей мультфильмов запоминается ребенком со скоростью света и дети сами начинают копировать их.
Американский мультфильм только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.
Проходя практику в 2020 году в группе № 10 мы видели, как мама, забирая ребенка, домой, сразу отдала свой телефон сыну, и ребенок сразу включил мультсериал «Тоботы».
Тоботы– это роботы-трансформеры, которые на сегодняшний день стали самой желаемой и самой приобретаемой игрушкой в Южной Корее. Они легко и непринужденно обогнали своих именитых конкурентов.
4 года назад на экраны вышел мультипликационный сериал Tobot. Отличительной особенностью мультфильма, подкупившей детские сердца, стало то, что это мультфильм о детях. Вот так все на первый взгляд просто. Это мультфильм про детей, которые достигли непростого переходного возраста, а «стальные глыбы» - роботы-тоботы, приходят на помощь и помогают детям справляться с непростыми ситуациями. Концепция совсем другая в отличие от традиционных трансформеров или пауэр ренджерс, но не менее привлекательная. Данный мультсериал пропагандирует насилие, ребенок на экране видит монстров, драки.