СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности внимания и восприятия детей с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности внимания и восприятия детей с задержкой психического развития»

Восприятие


Восприятие целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств.

В процессе восприятия формируются образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление.


По модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.


По объему восприятия выделяют:

  • Восприятие пространства;

  • Восприятие времени,

  • Восприятие изображений, спектаклей и кинофильмов.

Свойства восприятия:

  • Предметность – выполняет ориентирующую и регулирующую функции в практической деятельности;

  • Целостность восприятия складывается на основе обобщения значений об отдельных свойствах и качествах предмета, полученных в виде различных ощущений;

  • Константность восприятия – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине независимо от меняющихся условий.

  • Категориальность – сознательное восприятие предмета, т.е. осмысленное отнесение его к определенной группе, классу;

  • Структурность восприятия.

В числе важных свойств восприятия следует отметить соотнесение фигуры и фона.


Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)


Визуал


Аудиал

Кинестетик

Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило – спокойный.

Имеет живую, образную фантазию.

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.

Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Лучше обучается делая. В начальной школе долго не может избавится от привычки водить при чтении пальцами по строчкам.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.





Требования, предъявляемые к восприятию детей

при поступлении в школу.


Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. В познавательном плане ребенок при поступлении в школу достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы.

Сенсорные способности (восприятие).


Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нее. 6-7-летний ребенок должен знать основные фигуры – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, трапецию, ромб, пятиугольник, а также разновидности овалов, треугольников, прямоугольников и трапеции (с разным соотношением сторон). Овладение сенсорными эталонами в области восприятия цвета предполагает знание названий хроматических цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый) и ахроматических цветов (белый, серый, черный), установление определения определенного ритма отдельных цветов, умение отличать сочетание теплых цветов от сочетания холодных. Аналитическое восприятие величины связано с умением выделять разные измерения предмета – его длину, высоту, ширину, при этом сами измерения должны носить относительный характер: их определение зависит от положения в пространстве.









Особенности восприятия детей

с задержкой психического развития



Восприятие детей с ЗПР неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Для дошкольников и младших школьников характерна сниженная скорость перцептивных операций, что отражается на эффективности работы ребенка на занятиях. Снижение эффективности восприятия неизбежно ведет к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов-представлений. В свою очередь, недостаточность сенсорных представлений ограничивает возможность наглядного мышления ребенка, т.к. они в значительной мере поставляют материал для такого мышления. Таким образом, постоянный дефицит перцептивной информации приводит к усугублению вторичного отставания в умственном развитии.

Психолог, начавший работать с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознавать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец – прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика – обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.


Диагностика восприятия детей младшего школьного возраста


Для исследования процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти используется методика «Узнавание фигур».


Ребенку предъявляется лист бумаги с изображениями фигур и дается задание внимательно рассмотреть фигуры. Затем ребенок получает другой лист бумаги с изображения. На нем он по памяти должен найти фигуры, которые на первом рисунке.


Дети, относимые к 1-му (высокому) уровню успешности, концентрируют внимание, тщательно разглядывают все элементы изображенных фигур. Продуктивность дифференцирования их среди аналогичных достаточно высока (6 – 8 фигур из 9).

Дети, относящиеся ко 2-му (среднему) уровню, не столь внимательны, поэтому продуктивность их запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).

К 3-му уровню успешности (ниже среднего) относятся дети, которые при непроизвольном запоминании идентифицируют 3 – 4 фигуры из 9. Однако, если при повторении задания дается установка на запоминание, это существенно улучшает результат (5 – 7 фигур).


К 4-му уровню (низкому) относят детей, узнавших менее 3 фигур.

Изучение способностей распределения внимания (методика Т.Е.Рыбакова).

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка результатов

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.



Развитие слуховых ощущений

«Послушай тишину».

Комната немного затемнена для обострения слуховых ощущений. В тишине ученики слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.


«Узнай по звуку».

Дети узнают различные предметы (карандаш, линейка, книга, ложка, монета) по звуку, которые те издают при постукивании или при падении.

Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны узнать человека по голосу, звук шагов.


«Учись слушать и выполнять».

Учитель дает ученикам по очереди поручения следующего характера: «Саша, возьми на столе из правой стопки вторую тетрадь сверху и открой ее на третьей страницы»; «Таня, возьми левой рукой тряпку и вытри то, что написано внизу доски». Остальные ученики следят за правильностью выполнения поручений.


«Учитель – ученик, ученик – учитель».

Ученик, выполняющий роль учителя, дает однозначные инструкции, которые учащиеся должны выполнить. Роль учителя – выполнять по очереди с учащимися, чтобы контролировать выполнение своих требований «учениками». В дальнейшем этот прием породит контроль за собственными действиями, за их соответствием инструкции.


«Послушай звуки».

В тишине ученики стараются услышать какие- нибудь звуки, раздающиеся за окном: стук капель по стеклу, завывание ветра, падающий снег.


«Назови и проверь постукиванием».

Дети вместе с учителем выбирают 10 – 15 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом (или деревянной палочкой). Затем ученики закрывают глаза. Учитель ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов 5- 10 раз. Ученики должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.


«Слушай звуки улицы».

В тишине ученики слушают звуки, доносящиеся с улицы (гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, пение птиц, сирену «скорой помощи» и др.).




«Поиграем в индейцев».

Дети должны сидеть так тихо, чтоб услышать все возможные шумы и угадать, от чего они произошли. Учитель специально создает некоторые шумы (шуршит бумагой, звенит монетами, негромко стучит каблуками и др.). Побеждает тот, кто услышит больше шумов и угадает, от чего они произошли.


«Шумящие коробочки».

Материалы к заданию. На каждого ученика 2 ящика, в каждом из которых находится по 6 небольших одинаковых коробочек. Каждая коробочка в наборе заполнена различными материалами и поэтому издает различные шумы – от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Коробочки в одном ящике окрашены в красный цвет, в другом – в синий.

Ученик берет по одной коробочке из каждого ящика, трясет их и сравнивает между собой. Если шумы не совпадают, коробочка откладывается в сторону. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Нужно найти пары всех коробочек.



















Развитие зрительных ощущений

«Какого цвета?»

Материал к заданию. Разноцветные изображения цветов, овощей .

Учитель по очереди показывает картинки и просит учеников назвать их цвет.


«Цветные полоски».

Материал к заданию. Десять прямоугольников (10*3 см) из разноцветной бумаги для каждого ученика (см. материалы к урокам, рис. 3).

Учитель с учениками сначала отрабатывает с помощью полосок умение правильно называть цвет. Затем предлагает разложить по цветам полоски так: сначала ту, цвет которой больше нравится, затем следующую, цвет которой наиболее приятен, и т.д. Затем это же задание выполняется наоборот: первой кладется полоска, цвет которого больше всего не нравится, потом менее неприятный и т. д. Могут быть и другие варианты: самый темный тон, затем более светлый и т. д.


«Найди предметы одного цвета».

Ученики, посмотрев вокруг себя в течение 15 – 20 с, должны найти предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.


«Цветовая угадайка».

Материал к заданию. Гуашевые краски, бумага, кисточки. Учитель отбирает 4 – 5 красок из гуашевого набора и смешивает две из них, после этого он вызывает к доске ученика и просит угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. В качестве доказательства верности ответа (или чтобы убедится в ошибке) ученик должен сам составить такой же цвет.

Далее можно устроить игру-соревнование «Кто составит больше оттенков зеленого (красного, коричневого) цвета?».












Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение при одновременном отвлечении от других.

Выделяют следующие основные функции внимания:

  • Обеспечивает отбор поступающей в организм информации в соответствии с актуальными потребностями человека;

  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности;

  • Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.


Виды внимания

По форме деятельности

По ведущему анализатору

По направленности

По степени волевого контроля

Сенсорно-перцептивное

Зрительное

Внешнее

Непроизвольное

Интеллектуальное

Слуховое

Внутреннее

Произвольное

Двигательное

Кинестетическое и др.

Пограничное

Послепроизвольное


Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами.

Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об его устойчивости.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти).

Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.

Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов при выполнении нескольких действий называют распределением внимания.

Развитие внимания в процессе онтогенеза исследовал Л.С.Выготский. Он пришел к выводу, что данный процесс у ребенка происходит параллельно с развитием его организованного поведения. По мнению Л.С.Выготского, ключ к развитию внимания находится не внутри личности ребенка, а вне ее. Внимание у детей формируется в процессе обучения и воспитания. При этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка. Внимание, которое вначале опиралось только на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.

Изучение внимания легло в основу некоторых педагогических представлений. Слабость произвольного внимание в детском возрасте привела ряд педагогов, начиная с немецкого педагога и педагога-интеллектуалиста И.Гербарта, к представлениям о том, что педагогический процесс необходимо строить полностью на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладеть вниманием учащихся. Для этого необходимо стремиться к тому, чтобы передавать учебный материал ярко и эмоционально насыщенно.

Подобные взгляды, безусловно, имеют смысл. Но при таком подходе к педагогическому процессу у детей не будет развиваться произвольное внимание, без которого не обойтись в трудовой деятельности. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию внимания произвольного


Требования, предъявляемые к вниманию детей

при поступлении в школу.


Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. В познавательном плане ребенок при поступлении в школу достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы.

В н и м а н и е.

К.Д.Ушинский подметил, что внимание – «та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение не может протекать без внимания.

Восприятие детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильное решение. Произвольное внимание тесно связано с речью. В 5лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7лет – овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.

К концу дошкольного возраста ребенок может воспринимать одновременно с достаточной детализацией до трех предметов, способен как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), переключать внимание с одного объекта на другой, подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), подмечать в предметах или явлениях малозаметные, но существенные свойства.











Особенности внимания детей

с задержкой психического развития

Внимание

Одним из важнейших условий продуктивной познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной активности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание – это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности. Рабочий уровень внимания определяется комплексом его основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью.

Объем внимания – это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Средненормативный объем внимания при одновременном восприятии не превышает пяти-семи не связанных одних с другими объектов. При восприятии чем-то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Частые переходы от состояния активности к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального разговора дети начинают отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.












ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ


1. Диагностика внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики проводится с использованием методики «Графический узор». (методика разработана Д.Б.Элькониным).


Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор (первый этап выполнения задания) и самостоятельно продолжить его до конца строки (второй этап выполнения). Образец выполнения остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.


К 1-му уровню (высокий) успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.


Ко 2-му уровню (средний)успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.


К 3-му уровню (ниже среднего) относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.


К 4-му уровню (низкий) относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.


2.диагностика произвольности познавательных процессов, использование методики «Сравни картинки».


Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками.

К 1-му уровню успешности (высокий) относятся дети, самостоятельно нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаясь, сами подсчитывают количество найденных различий.

Ко 2-му уровню (средний) относятся дети, способные самостоятельно отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 3-му уровню (ниже среднего) относятся дети, прекращающие целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы им необходима помощь психолога, заключающаяся в активном направлении внимания ребенка на конкретное различие.

К 4-му уровню успешности (низкий) относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

Развитие произвольного внимания



«Пишущая машинка» - это классическое упражнение, как детских театральных студий, так и аудиторий театральных институтов. Оно развивает навыки сосредоточения. Каждому члену группы даются по 1-3 буквы из алфавита, преподаватель называет слово или фразу. Участники упражнения должны «выстучать» его на своей пишущей машинке, обозначая свои буквы хлопками. Необходимо не пропустить свои буквы и вовремя сделать хлопок.

(слова для предъявления: мак, сок, мама, март, сук, лак, лук и т.д.).


«Выполни команду»

Учитель дает разные команды: «встать», «сесть», «открыть учебник», «закрыть учебник», «положить его на край парты»,следит за правильностью и четкостью их выполнения.

Обратите внимание на учеников, которые не могут с первого раза, не переспрашивая, выполнить ваши команды.


«Кто точнее нарисует?»

Материал к заданию. Таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и цифрами внутри них, для каждого ученика чистый лист бумаги и карандаш.

Учитель показывает всему классу таблицу 1 на 2-3 с.и убирает ее. Ученики зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2, 3.

За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и цифру начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу – 4, за вторую – 6, за третью – 8).


«Найди картинку».

Материал к заданию. Набор из 10-11 картинок (например, виды каких-либо городов).

К столу учителя по очереди подходят ученики. На несколько секунд под счет «раз», «два», три – внимательно смотри! Ученику показывается одна какая-либо картинка. Затем она помещается сначала среди 4 – 5, а затем среди 10 – 12 других картинок. Ученик должен как можно быстрее отыскать заданную картинку.

«Кто наблюдательнее?»

Материал к заданию: предмет для рисования с натуры; индивидуальные листы бумаги с изображением различных объектов, цветные карандаши.

А. Ученикам предлагается сделать с натуры рисунок какого-либо предмета, изобразив при этом как можно больше его деталей (например, рисунок вазы для цветов с большим количеством мелких узоров).

Б. Ученикам раздаются листы с изображениями различных предметов, животных, птиц, в которых не хватает некоторых деталей. Например, петух изображен без гребешка, белка без хвоста, дверь без ручки и др.). Нужно определить недостающие детали и дорисовать их.



Развитие произвольного внимания (объем).

«Подбери слова».

Учитель задает первый слог, к которому ученики должны подобрать другие слоги, чтобы получилось разные слова.

Примеры:

- жа - бан - года

- са - зак - беда

ро- - та ка- - лач по- - суда

- ль - мень - чва

- за - мин - кос

- га - рась - рог


«Найди слоги».

Материал к заданию. Таблица со слогами и словами, состоящими из этих слогов.

Учитель по очереди называет слова. Задача вызванного к доске ученика – отыскать в таблице слоги, из которых состоит слово, названное учителем, в порядке их следования в слове.


Пример слоговой таблицы и соответствующих слов.


Слоги слова

ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА камера, колесо, барыня, хорошо

ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО сирота, канаты, вера, кора

ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА раковина, гора, вино, пора

КИ КА ГО НА БА РЕ берега, пара, дыра, сапоги

ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА пироги, волосы, ворота

СО ПО МУ НО НЯ ПИ высота, лимоны, лисица

БЕ СИ РО ВО ЯБ МО яблоки, яблоня, мужики



«Нарисуй так же».

Материал к заданию. Индивидуальные бланки с образцами и местами для копирования .

Учеников просят внимательно рассмотреть образец слева и точно так же воспроизвести его в квадрате справа.


«Перепутанные линии».

Материал к заданию. Листы бумаги с нарисованными перепутанными линиями.

Ученики по очереди прослеживают взором (при затруднениях можно на первом этапе решить пользоваться указкой или пальцем) за направлениями линии. Выигрывает тот, кто при правильном ответе выполнит задание быстрее всех.

Упражнения на развитие концентрации внимания


«Крестики, точки».

Материал к заданию. Бланки с фигурами для каждого ученика.

Учитель объясняет ученикам, что по сигналу «Начали!» они должны как можно быстрее, просматривая фигуры первой части по рядам слева на право, в каждом кружке поставить знак «+», а в каждом треугольнике – знак «-». Пропуск нужной фигуры или неправильная простановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить. Затем ученики просматривают фигуры во второй части таблицы, под чертой. Но теперь они должны в кружках ставить знак «-», а в треугольниках – знак «+». По сигналу «Начали!» ученики начинают работу и выполняют ее в течение 1,5 мин, по окончании следует команда «Стоп!». Побеждает ученик, допустивший минимальное количество ошибок.


«Сгруппируй буквы».

Материал к заданию: плакат со стилизованными буквами.

Ученикам предлагают сгруппировать одинаковые буквы:

  • Одинаковые по названию;

  • Написанные жирным шрифтом;

  • Все прописные буквы;

  • Все строчные буквы;

  • Все печатные буквы;

  • Все письменные буквы


а

Н

а

В

Н

М

г

С

Ю

т

ж

М

ц

Т

ф

Д

К

с

н

я




«Называй и считай».

Ученикам предлагается называть буквы алфавита, которые перемежаются счетом: А, 1, Б, 2, В, 3 и т.д. Для усложнения задания счет можно начинать с любого числа (например, А, 25, Б, 26 и т. д.).



«Алфавит».

Материал к заданию. Прямоугольная таблица с числом клеточек, соответствующим количеству букв в алфавите. Буквы в клеточках записаны в случайном порядке.

Задачи учеников – как можно быстрее отыскать в таблице буквы в алфавитном порядке.



М

Р

Й

З

К

У

А

Ю

Ш

В

Е

Х

Н

Ъ

О

Щ

И

Э

Т

Ц

Ы

П

Ё

Б

С

Г

Ь

Я

Ж

Ф

Л

Ч

Д



Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.


«Найди слова»На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать спрятавшееся слово. Например: смех, волк, столб, коса, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.


«Распределение цифр в определенном порядке»

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего квадрата.


12

4

34

11

20







7

31

21

37

2






28

1

16

25

33






40

19

20

39

9






13

35

6

17

24









«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка современной активизации внимания, его включения в регулярную деятельность.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.












Методика Мюнстерберга (и её модификации).


В бессмысленный набор букв вставляют слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А. В этой таблице спрятано 10 названий животных.


К

Ш

Л

И

С

А

В

Ч

О

Р

В

А

Р

Я

С

О

Н

Б

У

Ь

К

П

К

А

Н

У

Ж

З

В

Ю

П

Д

Г

Ё

Г

Р

Х

Н

О

Ч

Ы

Б

Р

У

Ф

Т

О

Л

Е

В

К

Ф

Ь

И

К

Р

С

Л

О

Н

Ш

З

Ю

К

Щ

Ъ

Н

Г

Р

У

С

Ц

А

Д

К

Ж

М

У

П

Б

А

Р

С

У

К

З

В

Р

Е

Д

Н

С

Ь

Ж

Т

К

А

Р

Ю

Б

Т

Ф

М

Т

В

Ф

Ж

О

В

А

П

Ь

Б

У

З

Т

М

Ы

Ш

Ь

Н

Б

Ы

К

С

Д

К

Т

Ю

Р

М

А

У

Д

Ы

Х

Ч

О

Н

Т

К

И

Т

З

А

Н

П

Р

У

С

Щ

Ы

Л

К

Ф

Ю

Я

Ъ

М

В

Р

У

О

З

К

Ф

У

Т

К

А

Р

П

О

С

Т

И

Г

Р

Н

Я


Б. Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-, 4-, 5- сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего занятия отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАЛКФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯ

Корректурные задания

В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты, журналы и др.), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течении 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течении 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую другую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текстов, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале задания.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормативной концентрации внимания – четыре и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.


Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаться следующих правил:

  • Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

  • Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, по этому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз сколько сделал ошибок, похлопать, попрыгать на одной ножке и т.п.

  • Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

  • Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

  • Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».