СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности введения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функционально грамотный человек — это  человек, который способен  использовать все постоянно  приобретаемые в течение  жизни знания, умения иинавыки для решения  максимально широкогоидиапазона жизненных задач  в различных сферах человеческой деятельности,  общения и социальных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Особенности введения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»»

Особенности введения курса внеурочной деятельности «Функциональная  грамотность»   Савалага Екатерина Сергеевна 02 ноября 2023 г.

Особенности введения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Савалага Екатерина Сергеевна

02 ноября 2023 г.

Разграничение  понятий «грамотность»  и  «функциональная  грамотность» « Функционально грамотный человек — это  человек,  который  способен использовать все постоянно  приобретаемые  в  течение  жизни  знания,  умения и навыки для решения максимально  широкого диапазона  жизненных задач  в различных  сферах человеческой  деятельности,  общения  и  социальных отношений» (Леонтьев  А.А.) Грамотность - степень  владения  человеком  навыками  чтения  и  письма на  родном языке

Разграничение понятий

«грамотность» и «функциональная грамотность»

« Функционально

грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и

навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных

отношений»

(Леонтьев А.А.)

Грамотность - степень владения человеком навыками чтения и письма на родном

языке

Международные  исследования  качества  образования Международная программа  по оценке образовательных  достижений  учащихся  PISA исследуются знания и  навыки школьников в  возрасте 15 лет по четырём  основным направлениям: грамотность  чтения, математическая грамотность,  естественнонаучная грамотность и компьютерная  грамотность Международное исследование  TIMSS  рассматривает  качество  школьного  математического  и  естественно-научного образования Международное  исследование  качества  чтения и понимания  текста  PIRLS оценивает  читательскую  грамотность  школьников  заканчивающих  4-й  класс

Международные исследования качества образования

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA исследуются знания и навыки школьников в возрасте 15 лет по четырём основным направлениям: грамотность чтения,

математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность

Международное

исследование TIMSS рассматривает качество школьного математического и естественно-научного образования

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS

оценивает читательскую грамотность школьников заканчивающих 4-й класс

Составляющие  функциональной  грамотности Функциональная  грамотность  –  способность  применять  приобретаемые  в  течение  жизни  знания,  умения  и  навыки  для  решения  максимально  широкого  диапазона  жизненных  задач  в различных  сферах  человеческой  деятельности Информа- ционная грамотность Читательская грамотность Г ра ж дан с к ая грамотность Е с т е с т в ен н о - научная  грамотность Математи-  ческая  г р а м о т но сть Компьютер- ная грамотность ? Налоговая  гр а м о т н о ст ь ? Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление ? Коммуникативная ? Умение  и  желание  учиться

Составляющие функциональной грамотности

Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности

Информа-

ционная

грамотность

Читательская

грамотность

Г ра ж дан с к ая

грамотность

Е с т е с т в ен н о - научная грамотность

Математи- ческая г р а м о т но сть

Компьютер-

ная

грамотность

?

Налоговая гр а м о т н о ст ь

?

Финансовая

грамотность

Глобальные

компетенции

Креативное

мышление

?

Коммуникативная

?

Умение и желание учиться

Читательская  грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать  тексты,  размышлять  о  них  и  заниматься  чтением  для  того,  чтобы  достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,  участвовать  в  социальной  жизни

Читательская грамотность

- это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Математическая  грамотность -  это  способность  проводить  математические  рассуждения  и  формулировать,  применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных  контекстах  реального  мира Она  помогает  людям понять  роль  математики  в  мире формулировать  ситуацию  математически применять  математические  понятия,  факты, процедуры интерпретировать,  использовать и  оценивать математические  результаты рассуждать  (над  формулированием,  над  решением,  над  результатом)

Математическая грамотность

- это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

Она помогает людям

  • понять роль математики в мире
  • формулировать ситуацию математически
  • применять математические понятия, факты,

процедуры

  • интерпретировать, использовать и оценивать

математические результаты

  • рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)
Естественно-научная  грамотность -  это  способность  человека  занимать  активную  гражданскую  позицию  по  вопросам,  связанным  с  естественными  науками,  и  его  готовность интересоваться  естественнонаучными  идеями. Естественнонаучно грамотный  человек  обладает  следующими  компетенциями: научно  объяснять  явления оценивать  и  планировать  научные  исследования научно  интерпретировать  данные  и  приводить  доказательства

Естественно-научная грамотность

- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность

интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно

грамотный человек обладает следующими компетенциями:

  • научно объяснять явления
  • оценивать и планировать научные исследования
  • научно интерпретировать данные и приводить доказательства
Глобальные  компетенции Под глобальными  компетенциями  в  исследовании  понимаются  способности: критически  рассматривать  с  различных  точек  зрения  проблемы  глобального  характера  и  межкультурного  взаимодействия осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые  и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды  людей вступать во взаимодействие с другими людьми на основе  разделяемого  всеми  уважения  к человеческому  достоинству

Глобальные компетенции

Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей
  • вступать во взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Креативное  мышление Под  креативным  мышлением  понимается  способность  ребенка: к  продуктивному  творческому  труду самостоятельно  или  в  команде  придумывать  и  улучшать  идеи предлагать  инновационные  и  эффективные  решения использовать  свое  воображение  для  выработки  и совершенствования  идей,  формирования  нового  знания, решения  задач,  с  которыми  он  не  сталкивался  раньше

Креативное мышление

Под креативным мышлением понимается способность ребенка:

  • к продуктивному творческому труду
  • самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи
  • предлагать инновационные и эффективные решения
  • использовать свое воображение для выработки и

совершенствования идей, формирования нового знания,

решения задач, с которыми он не сталкивался раньше

Финансовая  грамотность - это знание и понимание финансовых понятий,  рисков,  а также навыки,  мотивация  и уверенное  применение  таких  знаний  для принятия эффективных  решений,  направленное  на улучшение  финансового  благосостояния человека  и  общества,  обеспечивающее  участие в  экономической  жизни

Финансовая грамотность

- это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия

эффективных решений, направленное на

улучшение финансового благосостояния

человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни

Развитие  функциональной  грамотности:  межпредметная  основа  и  метапредметный  результат Невозможно  формировать  функциональную  грамотность  в рамках  одного  какого-либо  предмета Метапредметность Межпредметность Из  результатов  исследования  PISA  :  высокая зависимость результатов  по  финансовой грамотности  от уровня  читательской  и математической грамотности

Развитие функциональной грамотности: межпредметная основа и метапредметный результат

Невозможно формировать функциональную грамотность в рамках одного какого-либо предмета

  • Метапредметность
  • Межпредметность

Из результатов исследования PISA : высокая зависимость результатов по финансовой грамотности от уровня читательской и математической

грамотности

Особенности  заданий  для  формирования  и  оценки  функциональной  грамотности >  Задачи , поставленные вне предметной области и решаемые с помощью  предметных  знаний >  В  каждом  из  заданий  описываются жизненная  ситуация,  как правило,  близкая понятная  учащемуся >  Контекст  заданий  близок  к  проблемным ситуациям,  возникающим  в повседневной  жизни >  Ситуация  требует  осознанного  выбора  модели  поведения >  Вопросы изложены  простым,  ясным  языком >  Требуется  перевод  с  обыденного  языка  на  язык  предметной  области (математики,  физики  и  др.) >  Используются  разные  форматы  представления  информации :  рисунки,  таблицы, диаграммы,  комиксы  и  др.

Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

> Задачи , поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний

> В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая

понятная учащемуся

> Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в

повседневной жизни

> Ситуация требует осознанного выбора модели поведения

> Вопросы изложены простым, ясным языком

> Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области

(математики, физики и др.)

> Используются разные форматы представления информации : рисунки, таблицы,

диаграммы, комиксы и др.

Пример  ситуации  «жизненного»  характера Математика,  6  класс «Пропорции»

Пример ситуации «жизненного» характера

Математика, 6 класс

«Пропорции»

«Детей  надо  учить  тому,  что пригодится им, когда  они  вырастут»

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»