СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей  каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа МБДОУ «Тополёк» направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру

Просмотр содержимого документа
««Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»»

Муниципальная бюджетная образовательная организация «Детский сад №4

«Тополёк» ст. Гиагинской







Статья

Тема: «Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»



Работу выполнила

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской

Байрышова Наталья Александровна
















Станица Гиагинская 2017

«Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»


«Федеральные государственные образовательные стандарты» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

Основные 4 направления развития ребенка:

  • социально-личностное,

  • познавательно-речевое,

  • физическое,

  • художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Образовательные области, выделенные в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество. Наряду с традиционными областями, в ФГОС представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

По ФГОС вышеприведённые области объединены:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  2. Образовательная область «Познавательное развитие»

  3. Образовательная область «Речевое развитие»

  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  5. Образовательная область «Физическое развитие»

В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

Содержание Программы ДОО должно охватывать следующие образовательные области:

● коммуникативно-личностное развитие;

● познавательно-речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Для составления конспектов непосредственно образовательной деятельности, начиная с детей младшего дошкольного возраста, на каждую неделю используется подход вокруг одной темы, обеспечивая тем самым тематически принцип построения образовательного процесса. Тема может рассматриваться с детьми в течение месяца («Мы пришли в детский сад») или недели («Дикие животные», «Новый год» и др.) - в зависимости от объёма развивающих, образовательных и воспитательных задач. Тематический принцип предполагает погружение детей в определённую тему, рассмотрение её на разных видах НОД с различных сторон, развитие дошкольников, расширение и углубление их представлений.

Реализация комплексного подхода способствует включению в отдельные занятия несколько видов деятельности: ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы, развитие речевого общения и расширение знаний об окружающем мире и т.д. В некоторых занятиях помимо основного содержания указанно дополнительное, которое может способствовать углублению знаний, их осмыслению и эмоциональному восприятию, причём, если предполагается рассматривание репродукций, конкретизировать их сможет сам педагог на основе имеющихся о дошкольном учреждении пособий.

Интеграция образовательных областей достигается за счёт определения целей, максимально учитывающих развитие познавательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой деятельности, социально - личностное развитие ребёнка, формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни на каждом занятии.

Реализуя интегрированный подход к НОД, важно предусмотреть правильную последовательность её проведения. Начиная новую тему, мы продумываем, как содержание одного занятия будет опираться на содержание другого, за счёт какого занятия и представления будут расширяться или углубляться. Например, по теме «Кто нас лечит» (3-я неделя октября) перед занятием по математике «Поиграем в доктора» и постройкой больницы для зверушек целесообразно сначала не только прочитать стихотворение К. Чуковского, но и слепить таблетки для больных зверушек.

Чтение литературных произведений эпизодически осуществляется также на других занятиях: по формированию целостной картины мира, рисованию, математике. Также эпизодически представлена образовательная область «художественно - эстетическое развитие» - «Музыка» для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения и обеспечения более полного восприятия содержания занятия. С началом оздоровительного сезона отменяются занятия по математике и вся работа по закреплению математических представлений проводится в играх, на прогулке, в совместной деятельности с педагогом.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная;

  • Подвижные дидактические игры

  • Подвижные игры с правилами

  • Игровые упражнения

  • Соревнования

Игровая ;

  • Сюжетные игры

  • Игры с правилами

Продуктивная;

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

  • Реализация проектов

Коммуникативная:

  • Беседа ситуативный разговор

  • Речевая ситуация

  • Составление отгадывание загадок

  • Сюжетные игры

  • Игры с правилами

Трудовая ;

  • Совместные действия

  • Дежурство

  • Поручение

  • Реализация проекта

Познавательно-исследовательская ;

  • Наблюдение

  • Экскурсии

  • Решение проблемных ситуаций

  • Экспериментирование

  • Коллекционирование

  • Моделирование

  • Реализация проекта

  • Игры с правилами

Музыкально-художественная;

  • Слушание

  • Исполнение

  • Импровизация

  • Экспериментирование

  • Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы ·

  • Чтение

  • Обсуждение

  • Разучивание

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. В новом СаНПине этот вопрос затрагивается частично.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позицией. Различают:

  • непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций

В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа МБДОУ «Тополёк» направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.