Муниципальная бюджетная образовательная организация «Детский сад №4
«Тополёк» ст. Гиагинской
Статья
Тема: «Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»
Работу выполнила
Воспитатель 1 кв. категории
МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской
Байрышова Наталья Александровна
Станица Гиагинская 2017
«Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей в ДОО»
«Федеральные государственные образовательные стандарты» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Основные 4 направления развития ребенка:
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество. Наряду с традиционными областями, в ФГОС представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
По ФГОС вышеприведённые области объединены:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).
Содержание Программы ДОО должно охватывать следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Для составления конспектов непосредственно образовательной деятельности, начиная с детей младшего дошкольного возраста, на каждую неделю используется подход вокруг одной темы, обеспечивая тем самым тематически принцип построения образовательного процесса. Тема может рассматриваться с детьми в течение месяца («Мы пришли в детский сад») или недели («Дикие животные», «Новый год» и др.) - в зависимости от объёма развивающих, образовательных и воспитательных задач. Тематический принцип предполагает погружение детей в определённую тему, рассмотрение её на разных видах НОД с различных сторон, развитие дошкольников, расширение и углубление их представлений.
Реализация комплексного подхода способствует включению в отдельные занятия несколько видов деятельности: ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы, развитие речевого общения и расширение знаний об окружающем мире и т.д. В некоторых занятиях помимо основного содержания указанно дополнительное, которое может способствовать углублению знаний, их осмыслению и эмоциональному восприятию, причём, если предполагается рассматривание репродукций, конкретизировать их сможет сам педагог на основе имеющихся о дошкольном учреждении пособий.
Интеграция образовательных областей достигается за счёт определения целей, максимально учитывающих развитие познавательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой деятельности, социально - личностное развитие ребёнка, формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни на каждом занятии.
Реализуя интегрированный подход к НОД, важно предусмотреть правильную последовательность её проведения. Начиная новую тему, мы продумываем, как содержание одного занятия будет опираться на содержание другого, за счёт какого занятия и представления будут расширяться или углубляться. Например, по теме «Кто нас лечит» (3-я неделя октября) перед занятием по математике «Поиграем в доктора» и постройкой больницы для зверушек целесообразно сначала не только прочитать стихотворение К. Чуковского, но и слепить таблетки для больных зверушек.
Чтение литературных произведений эпизодически осуществляется также на других занятиях: по формированию целостной картины мира, рисованию, математике. Также эпизодически представлена образовательная область «художественно - эстетическое развитие» - «Музыка» для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения и обеспечения более полного восприятия содержания занятия. С началом оздоровительного сезона отменяются занятия по математике и вся работа по закреплению математических представлений проводится в играх, на прогулке, в совместной деятельности с педагогом.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная;
Игровая ;
Сюжетные игры
Игры с правилами
Продуктивная;
Коммуникативная:
Трудовая ;
Совместные действия
Дежурство
Поручение
Реализация проекта
Познавательно-исследовательская ;
Музыкально-художественная;
Чтение художественной литературы ·
Чтение
Обсуждение
Разучивание
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. В новом СаНПине этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позицией. Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа МБДОУ «Тополёк» направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.