Самостоятельная работа
по разделу 3 «Системы воспитания и психолого-педагогической поддержки в профессиональном образовании»
разработка внеклассного мероприятия
Конкурс профессионального мастерства
«Лучшая бригада поваров»
по специальности технология продукции общественного питания
Выполнила:
Фадеенко Лидия Николаевна, мастер ГБПОУ КК
«Анапского колледжа сферы услуг»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Анапском колледже сферы услуг большое внимание уделяется воспитательной работе, так как современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. Одним из составляющих воспитательной работы являются внеклассные мероприятия, которые способствуют творческому развитию и социализации студентов.
Внеклассное мероприятие профессионально-трудовой направленности подразумевают формирование у студентов, как профессиональных, так и общих компетенций.
Конкурс профессионального мастерства
«Лучшая бригада поваров»
по специальности технология продукции общественного питания
(направление воспитательной работы – профессионально-трудовое)
Конкурс посвящён Международному Дню Повара
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Конкурс «Лучшая бригада поваров» проводится в целях:
- понимания сущности и социальной значимости специальности технология продукции общественного питания;
- популяризации и повышения престижа специальности;
-создания условий работы в команде, эффективного общения с сокурсниками, мастерами;
-ориентации в условиях частой смены технологий;
-создания условий для развития творческих, профессиональных способностей студентов.
Задачи конкурса:
- развитие навыков партнёрского взаимодействия, развитие и совершенствование умения работать в команде, повышение уровня сплочённости коллектива.
- привлечение студентов к творческой профессиональной деятельности;
- содействие воспитанию чувства ответственности за принимаемые решения и поступки.
2. УЧАСТНИКИ
Три сборных команды студентов, обучающихся по специальности технология продукции общественного питания. Состав команд по 7 человек.
Команду путём жеребьёвки формирует мастер. Жеребьёвка проводится в группах 2-3 курса (ТОП 21-14 , 22-14 ТОП 31-13 ТОП 32-13). Возраст участников 16-17 лет. В процентном отношении юноши 60%, девушки 40%.
Группы ТОП 22, ТОП 32 (коммерческие) имеют более низкий средний балл по УП 4,6.
3. МЕСТО И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
Место проведения: лаборатории № 1, 2, 3
Время проведения: 2, 5 часа.
Материально-техническое оснащение: оборудование, посуда, инвентарь учебных лабораторий.
Сырьё: каждой команде выдаётся одинаковый набор продуктов (куры 1 кат, картофель, морковь, лук репчатый, шампиньоны, мука, кабачки, масло растительное, капуста цветная, томат паста, баклажаны).
Форма проведения: командный конкурс. Данная форма позволяет развить навыки партнёрского взаимодействия, совершенствовать умения работать в команде, повышает уровень сплочённости коллектива.
4. СТРУКТУРА КОНКУРСА
Ведущая: Здравствуйте уважаемые ребята, мастера, и преподаватели в октябре весь мир отмечает профессиональный праздник самой нужной и востребованной профессии Международный День Повара. Профессия повар всегда считалась одной из самых важных и востребованных, ведь кто бы, что не говорил, а кушать хочется всегда и война войной, а обед – по расписанию.
Слово предоставляется директору колледжа Мазур И.В.
После слов приветствия ведущая объясняет правила конкурса:
3 мастера путём жеребьёвки формируют команды по 7 человек из числа студентов групп ТОП. Членом команд необходимо ближе познакомиться друг с другом, придумать название и девиз и приступить к творческому выполнению задания (приготовлению фирменных блюд из одинакового набора продуктов) под руководством мастера.
Ведущая представляет жюри конкурса: Мазур И.В., директор
Матвеева О.А., зам по УВР
Вольхина Ю.С., зам по УП
Присекин Г.Т. зав столовой АКСУ
Ведущая проводит жеребьёвку, представляет участников команд.
Команды расходятся по лабораториям. За работой команд наблюдает жюри.
Студентка 3 курса Кошеру Даниэла
ОДА ПОВАРАМ
Земля ещё и потому щедра,
Что в мире существуют повара!…
Благословенны их простые судьбы,
А руки, будто помыслы чисты.
Профессия у них добра, по сути:
Злой человек не встанет у плиты.
Я знаю, что древнее всяких библий Крутые глыбы кулинарных книг…
Зазывный запах – терпкий и обильный –
На улице, как музыка, возник…
Пыхтят в духовке блюда – недотроги.
И флотский борщ волнуется впотьмах.
И расцветает блин на сковородке.
И смачно пузырится бешбармак.
Зелёный перец затевает с мясом
общение в серебряном дыму.
Наука сочетается с шаманством
И торжествует вопреки всему!
Свершается!
Сейчас бы грянуть маршам…
А повар – белоснежная гора –
Среди больших кастрюль
стоит, как маршал,
и говорит решительно: «Пора!…»
Он все сказал вам. Он не ждёт награды,
Во взгляде – вопрошающий озноб…
И странный отблеск театральной рампы
Вдруг заполняет кухню до основ.
Пускай твердят про вечность летописцы,
Пусть трагик воспевает пыль эпох.
А я – О прозе. О еде. О пище.
Ведь, если где-то существует Бог,
Его я вижу у плиты великой, -
Распаренного, с черпаком в руке.
С загадочною, доброю улыбкой.
И – непременно – В белом колпаке.
Р. Рождественский
Ведущая: для вас звучит музыкальный привет. Звучит песня под гитару на мотив «Вместе весело шагать» исполняет Сайгушкин Сергей ТОП 32-13
Если в кухню вышел друг, Если в кухню вышел друг,
Мы – не в дефиците. Он готовит лучше всех,
Он готовит лучше всех, Повар он – кондитер.
И торты, и похвала, И конфеты, и крема,
И пампушки, пастила. В этот день, в этот час,
Поздравляем всех мы вас, Поздравляем, повара!
Наше дело – это класс, наше дело – это класс,
Знают даже дети, Без рулета проживём,
Без рулета проживём, Но не без котлеты.
В нашей группе хорошо, в нашей группе хорошо
Веселей учёба, Кристя, Люба и Санёк,
Русик, Сурик и Витёк достают немного
Студент. Этот праздник появился в календаре уже в XXI веке, а инициаторам выступила Всемирная ассоциация кулинарных сообществ. Если учесть, что число ее членов превышает 8 млн. человек, становится понятно, почему повара и кулинары добились желаемого.
Студент. И, с 2004 года каждое 20 октября более 70 стран мира чествуют своих поваров и кулинаров. В этот день представители общественного питания проводят конкурсы мастерства, дегустацию приготовленных мастерами блюд и, конечно, чествуют своих шеф-поваров и супер - кулинаров.
Студент. Ещё Гиппократ сказал, что наша пища должна быть лечебным средством, а наше лечебное средство должно быть нашей пищей
Студент. Старая русская пословица гласит: «Хороший повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда.
Студент. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места на земле, где люди не пользовались бы услугами поваров. Человеку от рождения всего месяц, а уже из детской кухни ему приносят бутылочки с кашами. На заводе и в школе, в санатории и военном походе, в поезде и на борту самолёта без повара не обойтись.
Студент. Знаете ли вы, что во время ВОВ повара военных кухонь Красной Армии награждались знаком "Отличный повар" за отменное приготовление вкусной, разнообразной пищи в боевой обстановке, за быструю доставку горячей еды и другие успехи. Причём каждое награждение объявлялось приказом по части, армии, фронту, что лишний раз доказывало важность этой профессии
Студентам группы ПК, заранее было дано задание, подготовить тематические частушки.
Ведущая. Принимаем поздравления от группы ПК 31
Частушки
Повара ведь всем нужны,
Ведь пекут они блины,
Варят каши и борщи,
Голубцы, супы и щи!
Если дома повар есть –
Значит, будет что поесть!
Из воды и топора
Сварят кашу повара.
Я надеюсь, среди вас
Малоежек нету,
Тех, которым и за час
Не впихнуть котлету
У таких унылый вид
До скончания века!
А хороший аппетит –
Красит человека!
Мы колдуем у плиты
В колпаке высоком,
Чтобы вкусные мечты
Исполнялись к сроку.
Чтобы «хватит» и «чуть-чуть»
Нам не говорили,
А без всяких «не хочу»
Ели да хвалили!
Если повара любить,
Можно вам спокойно жить.
Вам в любое время года
Будет кушать, что и пить.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.-
Повар в белом колпаке,
С поварёшкою в руке.
Без него, как без воды,
И не туды, и не сюды
Ведущий. Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего питания. Возникли они ещё в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. «trakt» путь, поток) гостиницы с обеденным залом и кухней. В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. «restauration» восстановление).
Ведущий. Вот уже на протяжении последних лет десяти профессия повара снова приобрела популярность и молодёжь с удовольствием идёт учиться этому, с одной стороны простому, а с другой стороны, довольно сложному и интересному ремеслу. В нашем колледже этому мастерству обучается около 200 студентов. И учебная практика под руководством мастеров является одной из ведущих форм обучения в нашем колледже.
(Студенты группы ТОП 32 инсценируют песню на мотив песни узелок завяжется)
У кого ещё мне попросить совета?
К пирожкам таланта совершенно нету,
Я его лепила из того, что было,
А того, что было вовсе, не хватило
Припев:
Пирожок заклеится или не заклеится
Ах, зачем же мастера на меня надеются
Мастер говорит мне: «Не спеши, старайся,
Болтовнёй с ребятами не отвлекайся»
Я леплю, стараюсь из того, что было,
А того, что было, снова не хватило.
Припев:
Пирожок заклеится или не заклеится
Ах, зачем же мастера на меня надеются.
Студент. Но время шло. «Наука о пирожках» познавалась по- разному: мы падали, поднимались, плакали и смеялись, были радости и разочарования, и вот завтра проверочная работа, мы снова встречаемся:
Продолжение песни:
Кто сказал, что мне опять нужны советы?
Кто сказал, что у меня таланта нету?
Я их все лепила из того, что было
Налепила столько, что и вам хватило
Припев:
Пирожок заклеится или не заклеится
Не напрасно мастера на меня надеются.
Ведущий. Пройдёт совсем немного времени, когда учёба останется позади, впереди работа, а у ребят ещё и армия. И ох как им пригодится полученная профессия.
Об этом наше следующее выступление (под фонограмму)
группа «Ростов» — Военный повар исполняют студенты группы ТОП 31
Текст песни
Быть лётчиком — так здорово,
Танкистом — тоже здорово,
А флот сплошной романтикой
Весь окружён, скажу.
А я всего лишь поваром,
Обыкновенным поваром
Солдатская столовая,
Вот место, где служу.
Летать по небу — здорово,
На танке ехать — здорово,
И с аквалангом под водой
Без якоря кружу
А я же с тушей борова
Сражаюсь тоже здорово,
Рублю её на порции,
И даже не жужжу.
От самолётов жарко всем,
Танкистов просто жалко всем,
А пароходы здорово
Пол Небушка коптят.
Хоть у плиты мне жарко,
Но мне себя не жалко. Да иногда в столовой
Стоит несносный чад.
Воюем мы с цибулями,
Не ходим мы под пулями,
Но заступаем через день
В столовую в наряд.
А если что-то стырили,
Обед не доварили мы,
Тарелки с тихим посвистом
Нам в головы летят.
У лётчиков есть трудности,
И у танкистов трудности,
Во флоте всё качается,
То бури, то шторма.
А у меня окружности,
По всей моей наружности,
И талия теряется,
И кругом голова.
Быть генералом — здорово,
И адмиралом — здорово,
Героем быть так здорово,
Что слов не нахожу.
А я всего лишь поваром,
Простым солдатским поваром,
В Анапе просто поваром,
Тихонечко служу.
Ведущий. Настоящий повар постигает все секреты на протяжении всей своей жизни, никогда не стоит на месте, а развивается и обучается по ходу
действия. Ещё несколько лет назад никто не знал о кухне фьюжен, и молекулярной кулинарии, сегодня в меню многих ресторанов можно встретить инновационные блюда с изменённый консистенцией и формой продуктов до неузнаваемости: яйцо с белком внутри и желтком снаружи, вспененное мясо с гарниром из вспененного картофеля, желе со вкусом маринованных огурцов и редиса, сироп из крабов, тонкие пластинки свежего молока.
Ведущая: И так, я вижу, что команды готовы к представлению себя и своих блюд.
Первый этап конкурса «Визитная карточка» команды должны проявить свою фантазию, чувство юмора и смекалку. Задание оценивается по 5 бальной системе
Критерии оценок:
за смекалку 1 балл,
артистизм 2 балла
оригинальность 2 балла
Возможные варианты представления
Участник команды. Команда «Виртуозы »
Наш девиз: Дайте времени немножко. И готовьте свои ложки! Удивим сегодня вас. Угощеньем - высший класс!
Мастер! Бесценно звучит это имя
В сердцах человечества много веков.
Мастер! Позволь преклонить нам колено!
От всех благодарных учеников! (Фадеенко Л.Н.).
Участник команды. Команда « Звезды континентов»
Наш девиз:
Весь мир у нас в руках
Мы Звезды континентов
Разбили в пух и прах
Всех наших конкурентов!
Хоть все кухни обойдёшь, лучше нашей (показывают на мастера) не найдёшь (Вострикова Н.И.)
Участник команды. Команда «Лидер»
Наш девиз: Если быть, то быть лучшими!
Наш мастер просто класс, и на кухне супер - ас. (Григорьева Г.С.)
Второй этап конкурса
Каждая из команд выставляет приготовленные блюда на свой выставочный стол, члены команды представляют блюда.
Критерии оценки: Задание оценивается в 10 баллов
Организация работы команды (выбор шеф повара, совместное обсуждение меню, раздача заданий) -2 балла
Организация рабочего места, техника безопасности, бережное отношение к продуктам, минимизация отходов- 3 балла
Оригинальность, использование новых технологий, оформление -3 балла
Вкусовые качества, сочетаемость продуктов -2 балла
Прибавляется по одному баллу за каждое приготовленное блюдо.
Третий этап конкурса
Мастер, самостоятельно заранее выбирает продукты для приготовления фирменного напитка. Напиток приготавливает участник команды по ТТК.
Критерии оценки -5 баллов
Новизна, оригинальность-2 балла
Новые технологии -3 балла
Подведение итогов (совещание жюри)
Ведущий проводит викторину с болельщиками
1. Название цветка и салата
а) Роза б) мимоза в) лилия
2. Название украшения и салата
а) янтарные бусы б) гранатовый браслет в) жемчужное ожерелье
3. Какая рыба в праздничные дни надевает шубу
а) сельдь б) сёмга в) карп
4.Какое дикорастущее растение используют для приготовления салата
а) одуванчик б) полынь в) ковыль
5. Имя повара работавшего в Москве в 19 в и прославившегося фирменным салатом
а) Оливье б) Ришелье в) Строганов
6. Майонез Провансаль назван так потому что
а) в его составе прованское масло б) по местности Прованс в) по фамилии повара
7. Что можно приготовить, но нельзя съесть
а) салат б) уроки в) ужин
8.* Для приготовления, какого совсем не людоедского блюда нужен целый негр
ви-негр-ет
9. Именем, какого древнеримского царя назван салат с куриным мясом
а) Нейрон б) Цезарь в) Калигула
10. Музыкальная приправа
а) соль б) лира в) нота
11. У японцев есть салат из так называемого хрустального мяса. Какое же на самом деле мясо они используют
а) медуз б) улиток в) крольчатина
12. Всем известен салат-коктейль, а как дословно переводиться английское слово коктейль
а) петушиный хвост б) лисий хвост в) радуга
13. Как назывался знаменитый салат, историю которого рассказал В.А. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»?
а) «Оливье» б) «Цезарь» в) «Наслаждение»
14. В какой стране существует Академия кухни?
А. Китай. Б. Франция. В. Россия.
15. Какое блюдо французской кухни, судя по названию, не может быть приготовлено без уксуса?
А. Майонез.Б. Винегрет. (По-французски «уксус» – «винегр».) В. Маринад
16.Что из этого является русским кушаньем?
А. Кулебяка. В. Забияка.Б. Каляка. Г. Маляка.
(Большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши.)
17.Сколько способов приготовления салата из белокочанной капусты вы знаете? а) 1 б) 2 в) 3
18. Есть ли салаты с таким названием? а) «Красный» б) « зелёный» в) «белый»
19.Чем был персонаж известной русской сказки Колобок?
А. Хлебом. Б. Пряником. В Салатом
(Пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: «на сметане мешан».)
20.Какого из этих ингредиентов нет в классической рецептуре «греческого салата»? А. Томаты. Б. Огурцы. В. Маслины. Г. Авокадо.
21.Что из перечисленного не предназначено для хранения соответствующего продукта? А. Салатница. Б. Сахарница. В. Яичница.
22. «Козел в огороде» - это А. Салат Б. Запеканка В. Шашлык
23.Что из этих мясных блюд даже в лучших домах и ресторанах подают и холодным? А. Антрекот. Б. Ростбиф. В Лангет
24.Какой деликатес во Франции называют «устрицами бедняков» и используют для салатов? А. Креветки. Б. Мидии. В. Лягушачьи лапки;
25. В каком из этих салатов содержатся яблоки?
А) Летний. Б) Витаминный. В) «Весна»
Жюри. Награждение команд
Ведущий.
Дорогие наши повара,
Руки целовать мы вам готовы,
Вы так вкусно нам готовите всегда,
Будьте счастливы, успешны и здоровы
Анализ внеклассного мероприятия
Конкурс «Лучшая бригада поваров»
В ходе разработки внеклассного мероприятия были поставлены цели, определены задачи для их достижения.
Мотивация конкурса: содержательная, социальная, студенты должны осознать, насколько важно для них участие в конкурсе.
Характеристика деятельности студентов: поисковая, творческая.
Средства развития компетентностей: компетентностно-ориентированные задания.
Структура и содержания конкурса: наблюдается соблюдение этапов конкурса, связь с жизнью, с практической деятельностью.
Формы организации деятельности студентов: групповые
Использование методов, приёмов: мероприятие предусматривает активные методы, их выбор соответствует целям мероприятия.
Рефлексия: предусматривает анализ и оценку способов деятельности, оценку результатов. Умение планировать собственную деятельность и деятельность в команде.
Оценивание: предусмотрены критерии оценки на все задания (бальная система).
Результативность мероприятия
№ п/п | Задания | Компетенции | Время |
1 | «Визитная карточка» команды должны проявить свою фантазию, чувство юмора и смекалку | ОК 1. ОК 6. ОК 8. | 15 мин |
2 | Выполнение творческого практического задания. Из одинакового набора продуктов необходимо приготовить, как можно больше фирменных блюд. Коллективное обсуждение блюд и распределение заданий | ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 7 ПК 1.3 ПК 2.3 ПК 3.3 ПК 6.3 ПК 6.4 | 120 мин |
3 | Выполнение творческого практического задания. Приготовление фирменного напитка из продуктов по собственному выбору. | ОК 4 ОК 7 ОК 9 ОК 5 |
№ п/п | Задания для болельщиков, ведущих | Компетенции | Время |
1 | Чтение стихотворения «ОДА ПОВАРАМ» Направление профессионально-трудовое | ОК 1. | 120 мин |
2 | Музыкальный привет. Направление профессионально-трудовое | ОК 1. |
3 | Экскурс в историю праздника и профессии повара. Направление профессионально-трудовое | ОК 4. ОК 6. |
4 | Тематические частушки. Направление профессионально-трудовое | ОК 4 ОК 6. |
5. | Инсценировка песни Направление профессионально-трудовое | ОК 4. ОК 6 ОК 1 |
6. | Исполнение песни «Военный повар» Направление военно-патриотическое | ОК 4. ОК 6 |
7. | Викторина Направление профессионально-трудовое | ОК 1. ОК 6. |
Выводы: проведение конкурса позволяет реализовать компетентностный подход. Способствует формированию, как профессиональных, так и общих компетенций. Студенты осознают социальную значимость избранной специальности. Ощущают чувство гордости за принадлежность к этой профессии.