Тема: Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.
Цели:
формировать умение правильно изменять слова по падежам;
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для работы, интерактивная доска, компьютер, презентации
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие гостей. Настрой на работу.
- Ребята, по окружающему миру мы с вами проходим темы о природе России. Побывали в арктических пустынях, тундре, лесной полосе. А сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный лес к Лесовичку. Он нас ждет. Но беда у Лесовичка. (Песня Лесовичка). Вы хотите помочь Лесовичку. Давайте мысленно снимем его с сучка. Сняли. Молодцы!
Жил на свете Старичок
Старичок - Лесовичок.
Он в лесу Волшебном жил,
Он со всеми там дружил,
Вот какой был Старичок
Дедушка - Лесовичок! Слайд 1- 2
2. Повторение словарных слов. Слайд 3
Обрадовался Лесовичок и предложил вам свою игру , А называется она "Чок-Чок"
Лесовичок предлагает слова без гласных букв. Вам надо узнать какие же слова придумал старичок, а слова и непроверяемыми безударными гласными.
Звд (завод), пнл (пенал), двчк (девочка), врн (ворона), нрд (народ), рбт (ребята), Рсс (Россия).
3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
- Что объединяет все эти слова? (Они все являются именами существительными.)
- Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что?)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - мужской и женский.)
- Что мы еще знаем про существительное? (Изменяется по падежам.)
Сейчас вспомним падежи, которые уже изучили.
- Надо помочь Лесовичку перебраться через овраг. Вы должны правильно добавить окончание существительных. Говорить четко и понятно. Слайд 4.
Играть на площадк (е), увлекательной игр (ой), на краю деревн (и), о родном город (е), пишу записк (у), морозная зим (а).
- Пошел Лесовичок по своим владениям. А мы поработаем.
Работа в парах. ( Ученики работают по карточкам) Слайд 5.
— Прочитайте словосочетания .
Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.
— На какие две группы их можно разделить? (Словосочетания с именами существительными в творительном падеже и словосочетания с именами существительными в предложном падеже.)
— По каким признакам вы определили падеж существительных?
Проверка работ учащихся. Слайд 6
Работа в группах.
— Определите тему цели и задачи урока. "Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах"
(Вспомнить признаки имён существительных в творительном и предложном падежах, поупражняться в распознавании таких существительных.)
Слайд 7 - 8.
Работа в парах (заполнить карточку) Слайд 9
| Т.п. | П.п. |
Вопросы | кем? чем? где? куда? | о ком? о чем? где? |
Вспомогательное слово | доволен | говорю |
Предлоги | над, за, под, перед, с, со, между | о, об, в, на, при |
Член предложения | второстепенный | второстепенный |
Пример | Доволен другом, пишу ручкой | Говорю о школе. рассказал об окуне |
Работа по учебнику Слайд 10
- Лесовичок - проводничок нас к учебнику привел. Откройте страницу 86
- Прочитайте про себя упражнение 147
- О чём стихотворение?
- Придумайте название. (Поздняя осень.)
- Найдите в предложении олицетворение. Что такое олицетворение.
Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.
- Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.
Зябнет (где?) за окошком (Т.п.)
Машет (чем?) ладошкой (Т.п.)
Прощается (перед чем? когда?) перед зимой (Т.п.)
(Взаимопроверка)
Двое учеников выполняют грамматические разборы слов: ладошкой3, зимой1
Работа с классом
- В каком падеже употреблены существительные в этих словосочетаниях
(В творительном падеже)
- Какие значения имеет творительный падеж в этих словах? (Указывает на предмет, которым совершает действие (ладошкой), на место совершения действия (за окошком), на время совершения действия (перед зимой).
Творительный падеж в русском языке может иметь и другие значения: обозначать исполнителя (творца) действия (картина написана художником, здание построено архитектором); указывать на предмет, с которым совершается (творится) действие (играл с братом, разговаривал с Колей) и т.д.
Физкультминутка ( презентация) Слайд 11
Продолжение работы по теме урока
Упражнение №149.с.87 Слайд 12
- Прочитайте стихотворение.
- Какие сравнения употребил автор? С какой целью он их употребил?
- Вспомните, как распознать имена существительные в предложном падеже?
- Почему предложный падеж получил такое название? (Он не употребляется без предлога)
- Раньше этот падеж назывался местным. Почему, как вы думаете? (Он имел значение места)
- Какие еще значения имеет предложный падеж? (Времени, а также предмета, о котором идет речь)
- Спишите стихотворение. Укажите падеж имен существительных
Коллективная проверка Слайд 13
Проверочная работа на карточках. Слайд 14
Карточка
ФИ________________________________ Определите падеж у имени существительного. Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале. |
6. Итог урока. Слайд 16-17
Устал Лесовичок, но я думаю, что он остался доволен, что побывал у нас в гостях. Пусть посидит и послушает о нашей работе.
- Какие падежи мы сегодня вспоминали?
- Какие цели перед собой ставили?
- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
7. Домашняя работа. Слайд 18
Упражнение 150 с. 87.
Записать в тетрадь словарное слово аллея и составить с ним предложение
8. Рефлексия.
- Что на ваш взгляд вы усвоили?
- А над чем ещё надо поработать?
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока русского языка?
- Ваш оценочный лист (подведение итога работы на уроке)