Открытый урок
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Правила нравственного и безопасного поведения в природе
«Будь природе другом»
Составитель:
Низамутдинова Венера Аглямовна
Учитель начальных классов
г. Донецк
2023 год
Тип урока: получение новых знаний с использованием мультимедиа презентацией
Цели урока:
помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Задачи урока:
учить слушать звуки природы;
учить анализировать и оценивать поведение человека в природе;
учить формулировать правила поведения в лесу;
учить формулировать задачи урока;
учить самостоятельной мыслительной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
объяснять (с опорой на учебник), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
формулировать правила поведения в природе;
работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
оценивание своего поведения в лесу и поведения других людей;
Метапредметные:
Регулятивные:
подготовка своего рабочего места под руководством учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
принимать и сохранять цель учебной деятельности;
осваивать начальные формы личностной и познавательной рефлексии;
оценивать результат своих действий.
Познавательные:
понимать содержание текста, интерпретировать его смысл;
анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
строить речевые высказывания в устной форме о разнообразии лесных звуков.
Коммуникативные:
понимать и принимать задачу совместной работы;
обмениваться мнениями, слушать друг друга;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
строить речевые фразы, отвечать на поставленный вопрос;
работать в группе, учитывая позицию собеседника.
Оборудование: Мультимедиа с презентацией; видеоматериалы со звуками животных; детские рисунки и поделки на тему; три карточки с цветами светофора; учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» (1 часть, 1 класс);
Ход урока
I. Организационный момент.
Дорогие, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их!
II. Определение темы урока.
Давайте послушаем несколько стихотворений-загадок и определим тему нашего урока:
Снег, дожди, жара и ветер,
Лист, травинка, время года,
Все животные на свете
Это матушка — ...(природа)
Она богаче всех людей,
И все дары найдутся в ней.
Вода, еда, животный мир,
Тепло и свет, и красок пир.(Природа)
Как же хочется всем летом
Погулять, побегать где-то,
Когда отличная погода,
Отдыхаем где? (На природе)
Правильно, ребята – это природа. Тема нашего урока: Правила нравственного и безопасного поведения в природе. А девизом этого урока будут слова: Будь природе другом!
IV. Изучение материала.
Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу... (любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения. (в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.
Послушайте, пожалуйста, небольшой отрывок из сказки Екатерины Богатыревой «Маша и Медведь»:
“ В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры. Недалеко от той деревни простирался большой лес...”
“И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадилась Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят – как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.”
-Как вы считаете, правильно ли вела себя Маша с подружками?
Сегодня в ходе занятия мы должны вспомнить с вами правила поведения на природе и не быть такими как Маша и ее подруги. Отгадайте загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …(Лес)
Отправимся с вами в лес. Попытаемся вывести правила поведения в лесу
Лес
(Прослушать звуки леса и птиц)
- Ребята, что такое лес и кто в нем живет?
- Что вы можете рассказать об обитателях леса?
- Что дает лес для птиц и животных, живущих в нем?
- А нужны ли они лесу?
- Значит, лес – большой дом для всех, кто в нем живет. И как в любом доме есть правила, которые нужно соблюдать. Давайте выведем их:
Правила поведения в лесу
Не вырубать, не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы.
Не разжигать в лесу костры.
Не бросать в лесу мусор.
Не шуметь и не тревожить обитателей леса.
Не брать домой здоровых птенцов и детёнышей лесных зверей.
Устраивать домики и кормушки для птиц и других животных.
А. Смирнов предупреждает нас о защите леса
ХРАМ ПРИРОДЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Дальше дорога ведет нас на цветочный луг
Луг
"Если ты сорвёшь цветок,
Если все и, я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!"
Нет, не будем рвать цветы,
Не погубим красоты!
- Перед нами цветущий луг. Вспомним обитателей луга. Это красивые растения, насекомые, мелкие животные.
-Нужно ли по отношению к ним соблюдать правила поведения?
Правила поведения на лугу
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя давить гусениц.
Нельзя разорять гнезда шмелей.
Нельзя рвать цветы.
Нельзя сжигать сухую траву.
Не мусорить.
Не срывать грибы, а резать их ножиком.
Обязательно потушить костер.
ФИЗМИНУТКА
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Игра - Экологический светофор
Сигналы светофора, что на проезжей части дороги, есть и в природе. Прочитаем их вместе:
П
еред вами карточки с этими цветами. Вы берете и показываете ту, которую считаете нужной.
Представим, что Маша с подружками опять пошли в лес и взяли с собой много предметов. Давайте вместе поможем им разобраться в том, что им нужно, а что можно оставить дома.
Спички, чтобы разжечь костер к
Ведро, чтобы полить цветы или деревья з
Сачок для бабочек к
Удочка для рыбалки к
Корзинку для цветов к
Сумку с хлебом для кормления птиц з
Молодцы ребята знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе. Хотелось бы, чтобы вы не забывали об этих правилах и напоминали другим.
VII. Итоги урока(рефлексия)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему каждый из вас научился сегодня?
Конечно, мы усвоили все правила поведения на природе и готовы назвать их:
Закончим этот урок стихотворением Олега Уральского «Береги лес!»
Детские рисунки и поделки на тему