Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Этап мотивации Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. Методы: словесный, мотивации учебной деятельности. Форма деятельности: чтение учителем стихотворения. Методические приемы и их содержание: игровой прием. Средства обучения: образные представления. Способы организации деятельности: фронтальный. | Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, поклонитесь, Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. -Садитесь, ребята. Слайд1 -Откройте тетради, возьмите в руки ручки. -Запишите число, классная работа. -Сегодня у нас шестое апреля. Классная работа | Приветствуют гостей. Дети записывают число, классная работа. | Формирование познавательного интереса (Л.) Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К) |
Минутка чистописания | Слайд 2 Г г го гр гд -Сочетания каких букв я записала? -Пропишите от начала до конца строки сочетания этих букв, как у меня. -Подчеркните самое красивое сочетание букв; отметьте в лесенке успеха свою работу. -Прочитайте, пожалуйста, пословицу. Грамоте учиться – всегда пригодится. - Как вы понимаете эту пословицу? - Давайте возьмём эту пословицу девизом нашего урока. | Прописывают буквы. Записывают предложение. Объясняют пословицу. | Осуществлять самоконтроль (Р). Оценивать усваиваемое содержание (Л ) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия. Методы: наглядный, словесный, познавательный. Форма деятельности: работа в группах, беседа. Методические приемы и их содержание: игровой прием « Найди правильный ответ». Средства обучения: мультимедийная презентация, информационные листочки. Способы организации деятельности: коллективный, фронтальный. | - Ну а сейчас, словарная работа. ? -Обменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу словарные слова. -Составьте, с данными словами предложения. -В лесенке успеха отметьте, что у вас получилось в работе со словарными словами. Слова какой части речи помогли оживить ваши предложения? -Что это за часть речи такая? Что вы о нём знаете? (Обобщение по глаголу) | Записывают слова, объясняют их написание. Взаимопроверка. Составляют предложения. - Глагол. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.) Осуществлять взаимоконтроль (Р). Оценивать усваиваемое содержание (Л ) |
III. Создание проблемной ситуации Цель этапа : создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. Методы обучения: проблемный. Форма деятельности: наблюдение, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы создания проблемной ситуации и ее решения. Средства обучения: мультимедийная презентация. Способы организации деятельности: фронтальный. | Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. -Я прочту вам слова, а вы внимательно прослушайте и скажите, чем они вам покажутся интересными. Учится, умница, учиться, столица, трудится, трудиться, синица, светится, светиться, улица, искупаться, искупаются. -Что интересного вы услышали в словах? -А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. -Что вы заметили? -Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется ца. Выпишем слова в 1 столбик. Слайд 5 -Что общего у этих слов? -Какой частью речи они являются? -Существует ли проблема написания этой орфограммы? - Какой частью речи являются остальные слова? -Что вы заметили? | Слушают. - Дети отвечают. -В конце слов слышится [ЦА]. Смотрят на доску, где записаны слова. -В одних слова пишется ца, а в других нет. Выписывают слова в тетрадь в первый столбик. -ЦА -Это имена существительные. -Нет, здесь нет орфограммы. - Глаголы. -Слышится [ца], а пишется -тся или –ться. | Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи (Р,) Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.) |
IV. Постановка учебной задачи. | -Вы можете сказать, когда пишется –тся, а когда –ться? Выскажите своё мнение. -Это для нас проблема? Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма. - Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока? - Какие задачи поставим перед собой: - Что мы должны выяснить на уроке? - А чему мы должны научиться? | Ответы детей. -Тема: «Правописание –тся и ться в глаголах». -Когда писать –тся, а когда –ться. -Научиться правильно писать в глаголах -тся и –ться. | Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.) |
V. Поиск решения проблемы Цель этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. Методы обучения: проблемный, информационно-рецептивный. Форма деятельности: наблюдение, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы создания проблемной ситуации и ее решения. Средства обучения: мультимедийная презентация. Способы организации деятельности: фронтальный | -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему. -Как? -По какому признаку будут группы? -Кто уже догадался, как определить написание –тся и –ться в глаголах? -Вот вам маленькая подсказка. Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Правил легче нет на свете, Что в вопросе- то в ответе! -Чтобы узнать –тся или –ться написать на конце глагола, нужно… - Определите форму глаголов в столбиках. - Какой вывод можно сделать? - Проверим правильность ваших выводов, прочитав в учебнике на с. 103 сообщение профессора Самоварова. -От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах? -Давайте попробуем составить алгоритм действий (схему) для написания –тся и –ться в глаголах. (в группе, в паре) ??? На доске прикрепляем -Отметьте в лесенке успеха свою работу. | -Разделим глаголы на две группы. --тся и –ться. Записывают глаголы в два столбика. - Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся. -Задать вопрос. - Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся. Читают. Ответы детей. | Умение строить монологическое высказывание (К.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.) |
VI. Динамическая пауза Цель этапа : отдохнуть, восстановить силы. Методы обучения: метод фронтальной организации учащихся. Форма деятельности: учитель называет действия, учащиеся выполняют. Методические приемы и их содержание: игровой прием здоровьесбережения учащихся. Способы организации деятельности: фронтальный | ? | | |
VII. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. Методы обучения: практический. Форма деятельности: наблюдение, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы работы в тетрадях, на доске, в парах. Средства обучения: мультимедийная презентация. Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, групповой. | -Сейчас по составленному вами алгоритму, будем работать у доски. -Перед вами предложения. Что вам нужно сделать? Друзья (что делают?) познают..ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит..ся. За всё (что делать?) брат..ся – ничего не сделать. «Выборочный диктант») двое у доски, остальные в группах по 3 человека -Я диктую вам слова, первой группе нужно записать глаголы, в которых –тся пишется без «ь»; второй группе нужно записать слова, в которых пишется –ться с «ь» Двигаться, смотрится, умница, разговориться, пробежаться, приближается, столица, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться. -А теперь проверим насколько вы хорошо справились с заданием. -Оцените, пожалуйста, свою работу в лесенке успеха. | Называют слова. - Задать вопрос к глаголу. Написать –тся или –ться в глаголах и объяснить свой выбор по алгоритму. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. - Дети записывают слова, проверяют. Подчеркивают –тся и –ться. Взаимопроверка. | Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.) Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.(К.) |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Тренировочные упражнения. | Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. Запираться на засов, расстилается туман, собирается в школу, надо заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит трудиться, слышится голосок.  -Теперь, проверьте, пожалуйста, по эталону ваши работы и оцените себя. | Работают в карточках. Оценивают свою работу. | |
IX. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты Методы обучения: словесный. Форма деятельности: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Методические приемы и их содержание: игровой, прием устной рефлексии. Средства обучения Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный. | -Ребята, с какой орфограммой мы сегодня познакомились? -Чему мы научились? Какое знание открыли? -Что интересного мы сделали на уроке? -Вы все молодцы! Поработали хорошо. У кого возникли трудности, нужно постараться. На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой. -Оцените свою работу на уроке в целом. 1.Тема усвоена 2.Тема усвоена ещё недостаточно 3.Тема ещё не усвоена 4.Научился применять правило 5.Научился ещё недостаточно 6.Ещё не научился применять -Вы все молодцы! Поработали хорошо. У кого возникли трудности, нужно постараться. На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой. Выставление оценок за урок. | Правописание –тся и –ться в глаголых Определять написание –тся и –ться в глаголах. Составили алгоритм действий(схему) Ответы детей. Оценивают свои достижения. | Умение логически рассуждать, делать выводы (П.) Умение слушать и понимать речь других(К.) Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.) Осуществлять самоконтроль (Р). Оценивать усваиваемое содержание (Л) |
Домашнее задание . | | | |