Тема. Правописание -тся и -ться в глаголах
Цели: объяснение правописания –тся- и –ться- в неопределенных формах глагола; научить различать правописание глаголов на –тся- и -ться-; развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Планируемые результаты:
регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач, прогнозирование результата, рефлексия;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, кружки разных цветов, треугольники.
Ход урока
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Начнем наш урок с игры «Вратарь» (выходит «вратарь», ребята задают ему вопросы – «голы»). На экране – картинка с изображением вратаря
Языковая разминка
Анализ предложений:
Солнце ушло в ч..рные глухие тучи и пятый день бе..прерывно лили дожди.
На ж..лтые цветы летели пч..лы, осы, шмели, захаживали в гости жучки и паучки божьи коровки.
Разыгрался пустынный ветер на приволье, в..рыл снеговые степи, как пух лебяжий, в..кинул до небес.
- Составить схемы предложений
- Поставить недостающие запятые
- Выписать слова с пропущенными буквами в 2 группы в зависимости от вида орфограммы.
Проверяем выписанные слова
О-Ё после шипящих | З, С на конце приставок |
Черные Желтые пчелы | Беспрерывно Вскинул |
- Почему в данных словах пишется в корне буква Ё?
- От чего зависит написание букв З и С на конце приставки?
Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Карточка 1
Ч или ЧЬ?
Могуч.., , пересеч.., испеч.., сбереч.., прилеч.., запряч.., подстереч.., силач.., кирпич.., разжеч.., реч.., скрипач.., трескуч.. .
Карточка самопроверки
С одной стороны карточки – ключи:
Могуч, пересечь, испечь, сберечь, прилечь, запрячь, подстеречь, силач, кирпич, разжечь, речь, скрипач, трескуч.
С другой стороны – критерии оценивания:
1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4 – 6 ошибок – «3»
Карточка 2
Составьте словосочетания, образуя от глаголов неопределенную форму. Выделите окончания:
метет, нес, греб, пасу, скребешь, ползу, цветет.
Карточка самопроверки
Мести, нести, грести, пасти, скрести, ползти, цвести.
Критерии оценивания:
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 и более – «2»
Замените фразеологизмы одним глаголом-синонимом в н.ф. выделить окончания.
Точить лясы, молоть языком
Сравнять с землей, разнести в щепки
Прикусить язык, набрать воды в рот
Зарубить себе на носу, намотать на ус
Реветь белугой, пускать слезу
Класть зубы на полку, щелкать зубами
Ответы: разговаривать, разрушить, замолчать, запомнить, плакать, голодать
Актуализация знаний с введением в тему урока
В течение урока вы будете себе ставить оценки за выполненные задания.
Из предложений выпишите в столбик глаголы, кроме тех, что с ?, и поставьте их в н.ф. слайд 2.
Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.
Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.
Старик улыбает?ся, подмигивает, садит?ся на корточки.
Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяет?ся на песке.
Вечерние тени ложат?ся на землю, сливают?ся, заполняют улицу темнотой.
Самоконтроль
Критерии оценивания:
Все глаголы поставлены в н.ф. правильно – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
Понаблюдаем!!!
В отдельную группу выделены следующие глаголы
Улыбает?ся – улыбат?ся
Садит?ся – садит?ся
Валяет?ся – валят?ся
Ложат?ся – ложит?ся
Сливают?ся – сливат?ся
- Почему в этих глаголах стоит вопросительный знак?
- От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?
- Как произносятся глаголы на -тся и -ться?
Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу.
Помни: вопрос – твой помощник!
Что делать? Что делает?
Что сделать? что сделает?
Н.форма глагола 3-е лицо
Улыбаться улыбается
Садиться садится
Валяться валятся
Ложиться ложится
Сливаться сливается
- Сформулируйте тему урока и его цели.
Вывод: От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах? (от вопроса и от формы глагола)
- Где можно проверить, верны ли наши выводы?
- Прочитаем вывод в учебнике. Обратите внимание на обозначение орфограммы. Попробуйте изложить прочитанный материал в виде схемы:
Н.ф.гл.- ь
3 л.гл.- без ь
Первичное закрепление
Работа в парах - упр. 632
Выпишите глаголы на –тся и –ться. Объясните их написание и обозначьте изучаемую орфограмму. Как произносятся в глаголах –тся и –ться?
Самостоятельная работа.
Упр. 634
Выпишите из пословиц:
Подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;
Словосочетания с глаголами на –ться.
Творческое применение знаний в новой ситуации
Придумайте и запишите предложения с данными глаголами. Одно из предложений разберите по членам.
1 группа. 2 группа
Вернутся – вернуться встретится - встретиться
Бросится – броситься сушится - сушиться
Беречь – беречься держится – держаться
Игра «Светофор»
(перед каждым учеником на парте – три кружка разных цветов и треугольники).
Сейчас я буду называть вам утверждения: если оно неправильное, вы поднимаете красный сигнал, правильно, но лишь частично – желтый, правильно – зеленый цвет. Кто ответил правильно – берите треугольник.
- вышел насладиться – н.ф., пишется с Ь, окончание -ть. (зеленый)
- издали золотится – н.ф., пишется без Ь, окончание -ит. (желтый)
- клубятся тучи – 3-е л., пишется без Ь, окончание -ть. (желтый)
- спускается солнце – н.ф., пишется с Ь., окончание -ть. (красный)
- мне не спится – 3-е л, пишется без Ь., окончание -ит.
(подсчет треугольников, выставление оценок).
Рефлексия.
«Лесенка успеха». Прицепляют магнитики на одну из ступенек (1, 2, 3, 4, 5)
Домашнее задание: §109, 110, упр. 633, 637 (наизусть)
Список литературы.
Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2.. – Москва: просвещение, 2013 г.
Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. ФГОС. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». – Москва: Экзамен, 2015
Влодавская Е.А. дидактические материалы по русскому языку. ФГОС. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». – Москва: Экзамен, 2014