Урок финансовой грамотности «Благотворительность»
Класс: 4 «А»
Учитель: Дикопольская Н.С.
Тип урока: комбинированный
Цель: Дать представление о благотворительности
Проблема: Почему люди помогают другим?
Задачи: Давать определение понятия благотворительность, познакомиться с биографиями некоторых меценатов, способствовать формированию положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал
План:
1. Мотивация.
2. Изучение нового материала. Кого мы называем меценатами?
3. История меценатов (сообщения учащихся)
4. Собери и объясни пословицу.
5. Игра «Незаконченные предложения» «Чего нельзя купить на деньги?»
6. Деловая игра «Современные меценаты».
7. Домашнее задание.
Ход урока
Мотивация. Интерактивная беседа с учащимися.
Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.
Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.
Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.
- Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом? (Д. мы не можем ответить, так как мы не знаем, кто такие меценаты)
- Как же можно назвать поступок Димы? (Добрый, как Дед Мороз, Благотворительность)
2 Изучение нового материала.
Молодцы, тема нашего урока так и звучит «Благотворительность». А как вы думаете, что мы сегодня с вами будем изучать
(Д. что такое благотворительность, кто такие меценаты, познакомимся с меценатами)
3. Уточнение понятий: «благотворительность», «меценат».
У.– Как вы понимаете, что такое благотворительность? (размышления учащихся)
- А давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Слайд 2.
(благо творить).
-Попробуем дать определение слову благотворительность.
– Осуществлять благотворительность значит «творить благо».
- Вспомните ребята, а мы с вами не участвовали в благотворительной акции, вместе с некоторыми ребятами нашей школы? Слайд 3.
- А почему, мы участвовали в этой акции. (ответы детей)
4. Меценаты, спонсоры, благотворители.
У.– В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счёт собственного благополучия или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Предполагается, что благотворительность должна приносить пользу не только непосредственно благополучателю, но и обществу в целом.
У. – Кто такой меценат? (размышления учащихся)
– Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры.
У – Понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. В первом веке до нашей эры жил в Риме богач по имени Меценат. Он служил при дворе императора Августа, был умелым и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства, оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры.… И именно этим обессмертил своё имя.
Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих нуждающимся. В России меценатство имеет давнюю традицию, уходящую корнями вглубь истории.
.
5. История благотворительности. Самостоятельная работа 8-10 мин. Слайд.4
У. –Мы отправимся в путешествие по России разного времени. Мы узнаем, какие меценаты жили в России, чем они были известны.
2. - Работать будем в группах. У нас 3 группы.
В каждой группе есть раздаточный материал о меценатах. Ваша задача, изучить материал и подготовиться к выступлению по плану, представителям групп – выступить с сообщением.
1) Фамилия, имя, отчество.
2) Каким наукам, видам искусства покровительствовал.
3) Благотворительная деятельность.
3. Выступление представителей группы. Слайд 5 -13
У. Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, Мамонтова и других богатых людей тратить свои деньги на благотворительность? (ответы детей)
У. А вы знаете, что завтра 13 апреля в России отмечается – День благотворителя и мецената Слайд. 14
Слова В.В.Путина Слайд 15
6. Деловая игра «Современные меценаты». Работа в группах.
Ваша группа – это благотворительный фонд. Задание: на листе отразите деятельность фонда (какую помощь оказываете). Задумайтесь над вопросами: что побуждает вас оказывать помощь, какие личностные качества при этом преобладают, какие возможны проблемы.
Физкультминутка.
Игра «Незаконченные предложения»
«Чего нельзя купить на деньги?»
Перед учащимися задача представить, что они попали на ярмарку, где продается все на свете. Но они должны заметить только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.
Например, учитель говорит: «За деньги можно купить кровать», а учащиеся замечают: «Но не сон».
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)
Домашнее задание.
Найти информацию о современных благотворительных фондах, меценатах.
Собери и объясни пословицу. Работа в парах. Если останется время
Добряк творит добро, быть может, и не зная | а зло забывай. |
Ласковое слово, | добру и учит. |
Добрый человек скорее дело делает, | то и пожнёшь. |
Чем сердиться, | чтобы сердце пело. |
Доброму | чем хорошо говорить. |
Хорошее слово - | что от того болит душа у негодяя. |
Злой не верит, | а злое калечит. |
Сделай доброе дело, | половина счастья. |
Не одежда красит человека, | что есть добрый. |
Добрый человек | лучше помириться. |
Доброе слово лечит, | все друзья. |
Добра желаешь - | добра не делает никому. |
Лучше хорошо поступать, | добро и делай. |
Добро помни, | добром плати. |
Что посеешь, | чем сердитый. |
За добро | что весенний день. |
Худо тому, кто | а его добрые дела. |