2. Целеполагание и мотивация | - Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему – нибудь учили: добру, трудолюбию, взаимовыручке, дружбе, уважению старших. Их героями становились разные люди, разных возрастов и профессий. Разгадайте слово: ТЧАПРИ - Сейчас я вас познакомлю с одной притчей. Ваша задача внимательно её прослушать и сказать о ком идет речь. За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: - Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: - Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. - О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе? Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: - Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться. Затем ребенок спросил: - Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? - Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. - Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя… - Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: - Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела? - Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его… -Как вы думаете, как зовут этого ангела? - С каким произведением мы будем работать? Кто автор этого произведения? - Что сегодня ждет нас на уроке? | Работа со словом ТЧАПРИ Слушают притчу «Ангел» Мама Ю.Яковлев «Мама» - продолжим знакомство с произведением - научимся выразительно читать, отвечать на вопросы -учиться строить вопросы самостоятельно, верно выражать свои мысли; - продолжим учиться понимать и правильно выразительно читать текста. |
3. Актуализация знаний | Посмотрите на экран (на экране слайды – портреты мам уч-ся) - Какое первое слово произносит малыш в своей жизни? АУДИОЗАПИСЬ песни «Мама» из к/ф «Мама» «По-русски – мама, По-грузински- нана, А по –аварски – ласково баба…» - такие строчки писал об этом замечательном слове известный дагестанский поэт Расул Гамзатов. -А как трактуется это понятие в толковом словаре? «Мать- 1.Женщина по отношению к её детям 2.В просторечии уважительное обращение к пожилой женщине или жене». - Вспомните произведения, которые мы с вами изучали, какие формы слова «мама» нам встречались? - Какие ласковые формы этого слова вы знаете? -- Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «мама»? - Что такое эпитет? - Я предлагаю вам записать их на листочке, прикрепить на доску. Итак, мы с вами продолжаем работу с произведением Яковлева «Мама». - Определите жанр этого произведения. - О чем этот рассказ? - На сколько частей мы разделили рассказ? - Сейчас вы будете работать в паре, нужно расположить части рассказ в нужной последовательности. | Просмотр слайдов. Слушают песню. Работа с толковым словарем. Матушка, маманя, мамаша, маменька Мамочка, мамуля, голубушка, сударыня Составление кластера Красочные определения предмета или явления (чаще выраженные прилагательными) Рассказ Автор делится своими воспоминаниями о маме. Работа в паре. Деформированный план. |
4. Работа над содержание прочитанного. | - Давайте вернемся к 1 части текста «Мамин голос» ЧТЕНИЕ «ЦЕПОЧКОЙ» - О чем прочитали? - С каким чувством автор вспоминает о маме? -В каких словах вы нашли эти чувства? Докажите словами текста. -Какое слово повторяется? - Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза»? - Прочитайте эти строки, убрав слово «мамины». Что получилось? - А как еще можно озаглавить эту часть? («Дорогой образ матери», «Родные мамины черты») 2 часть ЧТЕНИЕ «ЗА ДИКТОРОМ» - Какова главная мысль этой части? - Для чего мама знакомила вас с книгами, показывала незнакомые растения? Докажите словами из текста. - Прочитайте названия птиц? Растений? - Как называются книги, из которых мы узнаем о птицах? растениях? - Как еще можно озаглавить эту часть? («Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», «Мама открывает мир»). 3часть ЧТЕНИЕ «ПОЛУБУКВА» - Какие чудеса открыла мама? -Почему это чудо? - А что такое багульник? - Где можно уточнить информацию о багульнике? (рассказ уч-ся о багульнике) -Как еще можно озаглавить эту часть? - Мы с вами поработали над тремя частями текста. Прочитайте, с какого слова начинаются эти части текста? - Почему автор так построил рассказ? 4 часть ЧТЕНИЕ В ПАРЕ - О каком новом чуде рассказывает автор в этой части? Прочитайте. - О чьей маме рассказывает автор? - А не возникло ли у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Почему? - Как еще можно озаглавить эту часть? 5 часть ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРКОЙ - О чем говорится в этой части? - Что вы узнали о маме автора? Подтвердите словами из текста. - Прочитайте, о чем нужно помнить всегда. -Какова же главная мысль рассказа? - Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас еще больше любить свою маму; уметь выражать свои чувства любви к маме. - Этот отрывок взят из книги «Моя Родина». - Что объединяет эти понятия: Родина и мама? - Неслучайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим словом «Родина». «Родина –мать- умей её защищать» - говорят люди и этим определяется самое священное, что есть на земле. В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать. - Что заставляло людей оставлять своих матерей? - С чего начинается Родина по мнению автора? Докажите словами текста. АУДИОЗАПИСЬ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» - Почему мы должны беречь маму? Стараться не причинять ей боль и страдания? РАБОТА В ГРУППАХ (4 человека) Составить сиквейн – «МАМА» | О том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза. С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением. Мамина. Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь. Многократные повторы усиливают эти чувства. Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме. Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них. Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться. Она показала, как цветет веточка. Маленький ребёнок никогда не видел этого. «Чудесное растение», «Чудо-веточка» Мама У автора есть в тексте много повторов. Эти повторы несут смысловую нагрузку, они говорят о чувствах. Чтобы привлечь внимание к главному слову «мама», к главной мысли, к главным чувствам. О снежинке. О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту. О своей. Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Я хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам, как и они к нам. «Чудо-звездочка», «Белая звездочка» . О том, что у автора уже нет мамы, но он все равно чувствует её, как –будто она жива. О том, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Мама и Родина едины. Неслучайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим словом «Родина» . Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов. Защищать Родину – не отдать её врагу во время сражений. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим). |
7. Рефлексивно- оценочный этап | А теперь подведём итоги нашего урока. КРОССВОРД (резерв) Стремление помочь людям, не требуя за это благодарности – это …….. (ДОБРОТА) Действия, которые помогают проявить свою привязанность и любовь к родным – это …..(ЗАБОТА) Это теплое, мягкое чувство, которое внешне похоже на чувство любви, только оно трепетное, воздушное…. (НЕЖНОСТЬ) Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы – это ….(МУДРОСТЬ) А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит …… (ЮМОР) Глубокое позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, желание заботиться, оберегать – это …. (ЛЮБОВЬ) - Любовь матери сопровождает нас всю жизнь. Ничто так не согревает душу матери, как добрые и ласковые слова дочери или сына. - Не забывайте говорить мамам добрые, ласковые слова, комплименты, помогать ей, и вы увидите, как блестят от радости её глаза. Пройдут годы, но воспоминания всегда будут возвращать вас в светлый мир детства, к образу самого родного и близкого человека – мамы. Ведь недаром русская пословица гласит: «Сердце матери лучше солнца греет» - Свои чувства от урока вы можете оценить, выбрав сердечко. Из наших маленьких сердечек, мы сейчас сложим одно большое сердце, которое подарим нашим мамам. - Урок хочется закончить словами: Друзья, вы мам своих цените, Ведь рядом будут не всегда. Любите их, и дорожите, Не забывайте никогда! | выбор красного, жёлтого сердечка | | | | | | | | | Д | | | | | | | | | Н | Е | Ж | Н | О | С | Т | Ь | | | | | | | | | | Б | | | | | | | | | | | Л | | Р | | | | | | | | | | | Ю | | О | | | | | | | | | З | А | Б | О | Т | А | | | | | | | Ю | | | О | | А | | | | | | | | М | | | В | | | | | | М | У | Д | Р | О | С | Т | Ь | | | | | | | | | | Р | | | | | | | | | |