Тема: Экономика семьи
Тип урока: урок изучения нового материала
цель урока: усвоение принципов рационального ведения домашнего хозяйства для
семьи на уровне понимания.
Планируемые результаты:
личностные:
самостоятельность в приобретении новых знаний; убеждённость в необходимости использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для бережного отношения к семейному бюджету
метапредметные:
овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей; овладение умениями воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии
с поставленными задачами;
овладение навыками организации учебной деятельности: самостоятельное формулирование цели урока; овладение умениями работать индивидуально и в парах
предметные:
знать понятия: экономика, домашнее хозяйство, ресурсы семьи, доходы, расходы, бюджет, принципы рационального ведения домашнего хозяйства;
уметь определять обязательные и произвольные расходы;уметь применять полученные знания в курсе обществознания и в повседневной жизни
Задачи урока:
научить составлять бюджет семьи;
определять обязательные и произвольные расходы;
сформулировать принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
Определите функции денег:
- Степан Веснушкин получил в подарок 2000 рублей и зарыл их на даче под кустом смородины (средство накопления)
- Через месяц Степан вспомнил, что 2000 рублей стоит джинcовый костюм, о котором он давно мечтал (мера стоимости)
- Степан вырыл деньги, пошел в модный магазин и купил джинсовый костюм (средство платежа)
- Степан занял у приятеля 1000 рублей и вернул их через неделю (средство обращения)
Вопросы для обсуждения:
- ребята, участником каких отношений является Степан Веснушкин?
- вспомните, что такое экономика? Перед вами лежит шаблон будущего буклета, который вы подарите родителям, а вот смогут ли родители извлечь пользу из него, зависит от вас, предлагаю записать определение слова «экономика»
- как вы думаете, Веснушкин живёт один или в семье?
- попробуйте сами сформулировать тему урока, исходя из того, о чём мы с вами поговорили.
Итак, тема нашего урока: экономика семьи. Запишите её в буклет.
Слово учителя: Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься и вам. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд. Сегодня мы узнаем, как распланировать семейный бюджет, чтобы хватило и ещё осталось.
Стр. 115, чтение статьи «Семейный бюджет» вслух.
Итак, мы узнали несколько определений слова «бюджет», напомните их:
Бюджет – сумка, в которой министр финансов носил деньги и отчёты
Бюджет – отчёт министра финансов перед парламентом
Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и расходов семьи на определённый период времени
Бюджет – сумма доходов и расходов на месяц, квартал или год
Скажите, какое определение подходит к нашей теме, запишите его в буклет.
Итак, прежде чем планировать семейный бюджет, надо выяснить, какие расходы обязательны, а какие необязательны (произвольны). Прочтите документ и обсудите в парах, ответы запишите в таблицу в буклете.
- ребята, какие расходы мы должны в первую очередь учитывать при планировании бюджета? (обязательные)
- что же такое расходы? (траты) – запись в буклет
- мы с вами знаем, чтобы тратить средства, их нужно сначала заработать
Чтение статьи «доходы семьи» - стр. 115
- Перечислите доходы (зарплата, соцвыплаты – пенсии, пособия, стипендии), прибыль от бизнеса, гонорар, проценты от акций) – запись в буклет
- ребята, прочитайте притчу из буклета от «Ридерз дайджест». Давайте представим себя на месте ваших мам, которым ежедневно приходится решать сложные задачки.
Задача № 1
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год, если за месяц – 165 рублей. Ответ: 330 р., 990 р., 1980 р.
Задача № 2
Минута разговора Орск - Москва стоит 3 рубля 06 копеек. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 10, 15 минут? Ответ: 3 р.60 коп., 45 р. 90 коп.
Задача № 3
Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупкухолодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15 000 р.?
Ответ: через 10 месяцев
Задача № 4
На счетчике стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Значит, в этом месяце израсходовано 100кВт/ч. 1 кВт/ч = 2рубля 72 копейки. Сколько рублей составит плата за электроэнергию? Ответ: 272 руб.
Задача№5
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? Ответ: экономия - 30 руб.
Задача№6
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Ответ:50 кг. В розницу будут стоить 1800 руб. Выгоднее –оптом, дешевле на 200 руб.
_ Вам понравилось быть в роли домохозяек?
В вашем буклет есть рубрика «Советы для тех, кто хочет, чтобы хозяйство было успешным». Заполните её.