Сценарий урока
по окружающему миру в 4 классе.
Школа России. Плешаков А.А.
Тема: Есть ли жизнь в озере?
Подготовила:
учитель начальных классов,
МКОУ «СОШ№2»,
Серая Нелли Валерьевна.
2023г.
Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Тема: Жизнь пресного водоема
Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
Задачи
обучающие:
ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
учить детей понимать красоту пресного водоема;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Формируемые УУД:
Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные – приобретать новые знания, умения.
Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа,
дифференцированная работа по
карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая
работа для контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная
работа, самостоятельная работа.
Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной
деятельности.
Оборудование для учителя: плакат-схема «Пресный водоём», тест «Лес и
луг», индивидуальные карточки, плакаты правил поведения на водоёме,
проектор, компьютер, презентация
Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков,
карточки, тест.
Ход урока
I. Орг. момент ( 1 мин.)
Мы начнем урок с разминки
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам урок пора начать.
II. Актуализация опорных знаний(5 мин.)
-Сейчас будем работать в паре. Вспомним как нужно работать в паре.
Слайд2
1. Игра «Узнай меня» слайд3
• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Он звонко поет. (Перепел.)
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
III. Открытие нового знания
1.Самоопределение к деятельности (5 мин.)
— Посмотрите на экран. ( на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)
Слайд № 4
— Исключите лишнюю иллюстрацию.
— Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)
— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)
Слайд № 9
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи. Решение экологических задач .
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа. (2 мин.)
- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). (слайды 5)
- Какие ещё бывают водоёмы? (пресные и солёные).
- Какие типы пресных водоёмов вы знаете. (слайды 6-8)
На экране фото лесного озера слайд9
2. Работа по плакату с изображением:
-Какой водоём изображён на плакате? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)
- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).
- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере.
-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему?
-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
3. Работа в группах (10 мин.)
-Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".
-Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем - это природное сообщество»
-А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.
-Перед вами макет проекта: название, приклеиваем иллюстрации, подписываем названия, ниже располагаем следующий материал.
(Открывается доска, на ней- тема проекта, 3 плаката для проекта.
Щука, 3 голубых листа – это водоём с рыбками для каждой команды)
- Щука дарит вам для каждой группы свой водоём с рыбками. Все задания в группе будут оцениваться рыбками. И поведение – тоже.
Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.
1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.
2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.
3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.
(не слайде 11 : Правила работы в группе
Работайте дружно – вы одна команда.
Не бойтесь высказывать своё мнение.
Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.
Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.
- Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.
V. Физкультминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
VI.Отчёт групп о проделанной работе (6 мин.)
– Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
Задания 1 группы:
1 задание: По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (фото : ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист, рогоз, рдест)
(атлас стр.70-75)
2 задание. Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)
1.
2.
3.
Вывод:
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
Обобщение работы ботаников:
- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?
-Какие растения запомнили?
-Какие самые красивые растения водоемов?
2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.
Задания группы 2 :
1задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191) (фото )
2 задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)
Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема:
ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие.
Вывод:
-Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
Обобщение работы зоологов:
-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)
-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)
-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?
( Люди.)
-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)
-К чему это может привести?
(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)
Задания группы 3:Экологи (учебник )
1 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема?
2 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы?
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?
Вывод:
Обобщение работы экологов: из учебника прочитать.
— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания
VI. Региональный компонент.
1. ( На экране фото Курского водохранилища)
- Узнаёте этот водоём?
-Что можно о нём рассказать?
- Сейчас мы заглянем в подводный мир нашего озера.
( Просмотр документального фильма «Жизнь пресного водоёма»)
2. Беседа по фильму.
- Что запомнилось? Что удивило?
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Моделирование. В парах (1 мин.)
— Используя иллюстрации на с. 136, составьте из картинок 1 цепь питания, характерные для пресного водоёма. Приклейте к проекту.
(Коллективная проверка.)
VIII. Рефлексия (2 мин.) (слайд )
-Посмотрите на экран, определите какая стрекоза подходим именно вам. Возьмите стрекозу и приклейте к своему проекту.
IX. Подведение итогов урока.
Доскажи словечко:
1.Мы доказали, что озеро- ... природное сообщество.
2.Мы узнали, что растения – это… кислород, дом, пища для животных водоёма.
3.Все в водоёме живут … сообща.
4.Животных и растения водоёма нужно… охранять.
(Самооценка. Комментарий учителя.)
IX. Домашнее задание
-Капитаны , получите карточки с Д/З.
Д/З по выбору:
-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги
нашего края.
-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.
-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»
Давайте попробуем решить экологические задачи.
Класс делится на 2 группы. Каждой группе даётся экологическая задача. На решение задачи даётся 3 минуты.
1-я группа: - Почему помутнело озеро?
2-я группа: - Почему заболели рыбы?
3-я группа: - Почему дети не купаются в озере?
Ответы детей.
Какой же можно сделать вывод?
Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных. Надо охранять редкие растения, не ловить раков – санитаров, не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек
- Молодцы! Думаю, что вы так и будете поступать.
или по группам
- ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем еще надо поработать?
— ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)
Для всех: Учебник с.178-186, читать, ответить на вопросы
На выбор:
-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.
-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.
-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связаны растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания.
3 задание Составьте 4 цепи питания:
Личинки – карась-щука,
насекомые – карась-щука
Водоросли – рыбы – цапля
Водоросли – моллюски - ондатра