СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по предмету окружающий мир программа Школа России в 4Г классе: "Есть ли жизнь в озере?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе. Задачи обучающие: ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека; развивающие: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитательные:

учить детей понимать красоту пресного водоема; воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету окружающий мир программа Школа России в 4Г классе: "Есть ли жизнь в озере?"»

















Сценарий урока

по окружающему миру в 4 классе.

Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Есть ли жизнь в озере?





















Подготовила:

учитель начальных классов,

МКОУ «СОШ№2»,

Серая Нелли Валерьевна.







2023г.

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

  • ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

  • учить детей понимать красоту пресного водоема;

  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения.

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа,

дифференцированная работа по

карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая

работа для контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная

работа, самостоятельная работа.

Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной

деятельности.





Оборудование для учителя: плакат-схема «Пресный водоём», тест «Лес и

луг», индивидуальные карточки, плакаты правил поведения на водоёме,

проектор, компьютер, презентация

Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков,

карточки, тест.

Ход урока

I. Орг. момент ( 1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.



II. Актуализация опорных знаний(5 мин.)

-Сейчас будем работать в паре. Вспомним как нужно работать в паре.

Слайд2

1. Игра «Узнай меня» слайд3

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Он звонко поет. (Перепел.)

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)



III. Открытие нового знания

1.Самоопределение к деятельности (5 мин.)

— Посмотрите на экран. ( на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 4

— Исключите лишнюю иллюстрацию.

— Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи. Решение экологических задач .

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). (слайды 5)

- Какие ещё бывают водоёмы? (пресные и солёные).

- Какие типы пресных водоёмов вы знаете. (слайды 6-8)

На экране фото лесного озера слайд9

2. Работа по плакату с изображением:

-Какой водоём изображён на плакате? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)

- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).

- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере.

-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему?

-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.

3. Работа в группах (10 мин.)

-Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".

-Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем - это природное сообщество»

-А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.

-Перед вами макет проекта: название, приклеиваем иллюстрации, подписываем названия, ниже располагаем следующий материал.

(Открывается доска, на ней- тема проекта, 3 плаката для проекта.

Щука, 3 голубых листа – это водоём с рыбками для каждой команды)

- Щука дарит вам для каждой группы свой водоём с рыбками. Все задания в группе будут оцениваться рыбками. И поведение – тоже.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.

3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.


(не слайде 11 : Правила работы в группе

    • Работайте дружно – вы одна команда.

      • Принимайте активное участие в работе своей группы.

  • Не бойтесь высказывать своё мнение.

  • Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.

  • Думайте сами, а не рассчитывайте на других.

  • В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.


- Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.


V. Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,

2 зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.



VI.Отчёт групп о проделанной работе (6 мин.)

– Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Задания 1 группы:


1 задание: По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (фото : ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист, рогоз, рдест)

(атлас стр.70-75)

2 задание. Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)


1.

2.

3.


Вывод:



Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.



Обобщение работы ботаников:

- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?


2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.

Задания группы 2 :


1задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191) (фото )


2 задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)


Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема:


ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие.


Вывод:



-Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.


Обобщение работы зоологов:

-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)

- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?




(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

( Люди.)



-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)


-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)


Задания группы 3:Экологи (учебник )


1 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема?

2 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы?

-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?


Вывод:



Обобщение работы экологов: из учебника прочитать.

— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

VI. Региональный компонент.

1. ( На экране фото Курского водохранилища)

- Узнаёте этот водоём?

-Что можно о нём рассказать?

- Сейчас мы заглянем в подводный мир нашего озера.

( Просмотр документального фильма «Жизнь пресного водоёма»)

2. Беседа по фильму.

- Что запомнилось? Что удивило?

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (1 мин.)

— Используя иллюстрации на с. 136, составьте из картинок 1 цепь питания, характерные для пресного водоёма. Приклейте к проекту.

(Коллективная проверка.)

VIII. Рефлексия (2 мин.) (слайд )

-Посмотрите на экран, определите какая стрекоза подходим именно вам. Возьмите стрекозу и приклейте к своему проекту.

IX. Подведение итогов урока.

Доскажи словечко:

1.Мы доказали, что озеро- ... природное сообщество.

2.Мы узнали, что растения – это… кислород, дом, пища для животных водоёма.

3.Все в водоёме живут … сообща.

4.Животных и растения водоёма нужно… охранять.


(Самооценка. Комментарий учителя.)


IX. Домашнее задание

-Капитаны , получите карточки с Д/З.

Д/З по выбору:

-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги

нашего края.

-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»














































Давайте попробуем решить экологические задачи.

Класс делится на 2 группы. Каждой группе даётся экологическая задача. На решение задачи даётся 3 минуты.

1-я группа: - Почему помутнело озеро?

2-я группа: - Почему заболели рыбы?

3-я группа: - Почему дети не купаются в озере?

Ответы детей.

Какой же можно сделать вывод?

Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных. Надо охранять редкие растения, не ловить раков – санитаров, не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек

- Молодцы! Думаю, что вы так и будете поступать.

или по группам

- ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

— ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

Для всех: Учебник с.178-186, читать, ответить на вопросы

На выбор:

-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связаны растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания.

3 задание Составьте 4 цепи питания:

Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра