Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему:
«Именительный падеж имен существительных».
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.
Задачи урока:
Образовательные:
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
Развивающие:
развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре;
развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
пробудить познавательную активность.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки), индивидуальные словарики у детей, проигрыватель.
Ход урока
Организационный момент. СЛАЙД 1
- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Настроились на урок, мысленно пожелали успеха товарищам и произнести вместе волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Повторение пройденного материала.
- Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».
Игра «Договори правило»
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;
- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);
Групповая работа. СЛАЙД 2
- Ребята, сейчас вы объединитесь в группы по 4 человека и выполните задание на карточках (дописать названия и вопросы падежей).
На доске складывается таблица.
-Вспомним памятку, а как определить падеж? СЛАЙД 3 Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
Минута чистописания.
Прописываем в соединении буквы «Мм». (Перед началом работы учитель показывает и объясняет на доске, и дети прописывают в воздухе).
Продолжаем каллиграфическую минутку, закрепим написание «м».
- Прочитай пословицу СЛАЙД 4;
Мой дом - моя крепость
-Запиши в тетрадь;
-Объясни смысл пословицы. (Мой дом – это то место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности).
Задание: СЛАЙД 5
- Найди существительные в пословице, укажи род, проверь товарища (проверка в парах).
СЛАЙД 6
Но сначала мы все вместе вспомним и проговорим веселое правило:
У существительных род мужской,
Если поставить … (Он или Мой).
К женскому роду весна и земля
Можно поставить … (Она и Моя).
У среднего рода копье и окно
Проверка словами … (Моё и Оно).
- Назови существительные, укажи род.
Словарная работа в парах. СЛАЙД 7
-Ребята, у вас на листочках написаны слова. Ваша задача вставить пропущенные буквы (м_лина, м_шина, м_тро, М_сква).
- Поменяйтесь с соседом по парте листочками. Выполните самопроверку по образцу.
Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.
Наступила весна.
Солнце светит.
- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)
-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).
-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).
-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
СЛАЙД 8
- Сформулируйте цели урока. (Дети отвечают)
Обобщить учителю!!!
Работа по теме урока.
Выступление детей с докладом «Почему именительный падеж так называется?»
Почему же именительный падеж так называется?
Маша История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя».
Настя На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.
Работа по учебнику
СЛАЙД 9
Упр. 74, стр. 42
- Прочитайте текст.
-Спишите подлежащее и сказуемое.
- Какой частью речи является подлежащее? (сущ.)
- На какой вопрос отвечает подлежащее? (кто? что?)
- Значит, подлежащее всегда стоит в … падеже (Именительном).
-Попробуйте сформулировать правило.
Знакомство с правилом в учебнике.
Прочитайте в учебнике. Сравните ваши ответы и правило из учебника. Какой сделаем вывод? (В предложении существительные именительного падежа являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)
Физминутка.
Проблемная ситуация.
- Ребята, какое сейчас наступило время года? (весна)
- Что к нам приближается? (праздник)
- Какой праздник? (8 марта)
- Какие ещё весенние праздники мы знаем? (День птиц, День космонавтики, Масленица, День Победы, Пасха)
- Молодцы! Правильно!
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (предложения)
- Почему вы так решили? (все слова между собой связаны)
- Правильно.
- Прочитайте предложения.
Скоро наступит праздник.
Дети выступали на празднике.
Город отмечал праздники.
- Что вы заметили? (во всех предложениях есть слово праздник, но стоит оно в разных падежах)
- Найдите предложение, где слово «праздник» употреблено в И.п. (Скоро наступит праздник)
- Как вы догадались? (праздник – является подлежащим, значит стоит в И.п.)
- Какой сделаем вывод?( Подлежащее всегда стоит в И.п.)
- Что вы заметили во втором предложении? (слово праздник употреблено с предлогом и слово праздник уже не стоит в И.п.)
СЛАЙД 10
- Прочитаем это правило об И.п. в стихах на слайде (Чтение хором).
- Я Именительный падеж,
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем ни спутает никто.
- Сделайте вывод. (И.п. является подлежащим и отвечает на вопросы кто? что?)
Закрепление нового материала.
Работа с раздаточным материалом по рядам. (задание на слайде)
Спишите предложение. Найдите и укажите существительные И.п. Подчеркните подлежащее.
СЛАЙД 11
1 ряд
Упало мыло в суп с лапшой.
2 ряд.
В котле возник пузырь большой.
3 ряд.
У норы ждёт добычу серый кот.
- Давайте проверим. (спросить по одному человеку с ряда)
- Какой вывод сделаем? (И.п. является подлежащим и отвечает на вопросы кто? что?)
Дополните предложения: СЛАЙД 12
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в именительном падеже является в предложении……………
У именительного падежа нет …………………………………………
Рефлексия. (пример на слайде)
СЛАЙД 13
- У вас на столах лежат солнышки. Ваша задача оценить свою работу на уроке.
Если на уроке у вас всё получилось выполнить правильно, было интересно – нарисуйте солнышку улыбку.
Если на уроке у вас были затруднения – нарисуйте солнышку прямую чёрточку.
Если на уроке у вас многое не получалось, было не интересно – нарисуйте солнышко грустным.
- Поднимите ваши солнышки и покажите мне. Вы все хорошо поработали. Сегодня на уроке я поставлю оценки ….
Подведение итогов урока. СЛАЙД 14
-Что узнали на уроке?
-Чему вы научились?
-Что понравилось?
Домашнее задание. СЛАЙД 15
Разно уровневое задание:
Составьте сказку о падежах;
Нарисовать портрет какого-нибудь падежа (по представлению);
Сочинить своё стихотворение для запоминания падежей.
- Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок закончен!