СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Причастие"»

Открытый урок по теме: «Причастие» в 7 классе

ЦЕЛЬ: -дать понятие о причастии как особой форме глагола.   -обобщение полученных знаний о причастии. --- ---совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. -развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом. -закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.

2.Формировать умения отличать причастия от прилагательных.

3. Добиться закрепления базовых знаний курса русского языка по теме «Причастие»;

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

Запись числа и классной работы на доске

II.Объяснение нового материала.

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием.

Запишите тему урока: Причастие

Объясните ребята, как вы понимаете это слово?
Выделим орфограммы. (при , ча )
Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

- На предыдущих уроках мы с вами как бы поделили все части речи на:

Главные (первичные) – (существительное, глагол, прилагательное, наречие), которые имеют только свои признаки.

Вторичные – (местоимение, числительное, причастие, деепричастие), которые не имеют собственных признаков, а совмещают в себе признаки двух или более частей речи. Давайте вспомним, что такое глагол?
Что вы о нем знаете? Признаки? 
Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки?

Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

---Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

Я вам хочу предложить другое определение причастия.

Причастие – это особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? Какое? Какие? Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)
Есть ли в моем определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)

Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.

План изучения причастия.

1. Грамматическое значение.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.

).

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид

1. Падеж

2. Время

2. Число

3. Возвратность

3. Род

  1. Морфологический разбор причастия

Пример Совершившие – причастие

I. Люди (какие?) совершившие

Н.ф. совершивший

II. Пост.пр.дейст., прош.вр., сов.в., невозв.

Непост. И.п., множ.ч.

III.Какие? совершившие (подчеркивается волнистой линией, определение).

Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?

Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

Итак, вернемся к нашему плану.

Что отработали?
Что осталось?

5. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.

Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)

Волнуется желтеющая нива

 (Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)

Какова же синтаксическая роль причастия?

6. У причастия есть свои опознавательные морфемы.

Давайте обратимся к слову желтеющая.

Кто может назвать эту опознавательную морфему?

Причастия

Образуются от глагола при помощи суффиксов

-ущ—ющ-

-ащ—ящ-

-ом—ем—им-

-енн—нн-

-вш—ш-

-т-

Если вы хорошо выучите эти опознавательные морфемы, то вы легко сможете выделять , отличать причастия в тексте.

Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 125

III. Закрепление.

А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.

  1. На улице светило яркое солнце.

  2. Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

  3. По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.

  4. С неба падали холодные снежинки.

  5. Смирно стоят зеленеющие ели.

  6. В поле завывает злая вьюга.

  7. Падающий снег сверкал на солнце.

  8. Заяц оставил на снегу маленькие следы.

  9. Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Давайте проверим, что вы выписали.

Проверим.

яркое

заснувший

холодное

скованной

маленькие

зеленеющие

загадочные

падающие

злая

заколдованный

Выделите суффиксы причастий.

У кого все выполнено без ошибок?

А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.

Упражнение № 300.

Пронизанных туч – пронизать.

совершенный вид;
прошедшее время;
невозвратный;
в форме множ. числа;
прошедшего времени.

 Какой признак вы не смогли определить? Почему?

Что вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику)

IV. Итоги урока.