СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Сила тяжести"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сила тяжести"»

Урок: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

по физике

для учащихся 7 класса

Учебник-А.В.Перышкин, Дрофа,Москва,2010г


Цели урока:

  1. Образовательные:

    • Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме.

    • Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.

    • Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.

  2. Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление.

    • Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.

    • Развивать рефлексивную культуру.

  3. Воспитательные:

    • Воспитывать уважение к науке.

    • Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения заданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Итак, мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». И прежде чем перейти к рассмотрению нового материала, нам необходимо повторить ключевые моменты из данного раздела. Для этого ответим на вопросы:

  • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? (Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют).

  • Приведите примеры взаимодействия тел (Притяжение двух магнитов, два автомобиля при столкновении, Земля и мяч при его падении…).

Хорошо, мы вспомнили, что же такое взаимодействие, а теперь давайте ответим на вопросы теста:


  1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может. Б. Не может. В. Иногда может


  1. Изменение скорости тела происходит…

А. Без действия на него другого тела.

Б. После действия на него другого тела.

В. Пока на него действует другое тело.

Г. До того, как подействует на него другое тело.


3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость

Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой.

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой.

Сделайте вывод по заданиям теста:

    • Что является причиной изменения скорости движения тел?

(. Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами).

  1. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы как раз и познакомимся с новой для нас физической величиной – силой, рассмотрим природу одной из самых ярких сил в природе – силы тяжести – и её влияние на движение тел. Тема урока звучит следующим образом: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести». Запишите её в тетради. Эпиграфом нашего урока будут строки А.С. Пушкина:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай…»

  1. Изучение нового материала

  1. Понятие силы

  1. ДЕМОНСТРАЦИЯ

    • Тележка находится на горизонтальной опоре. Почему тележка не движется? С какими телами она взаимодействует? Что необходимо, чтобы тележка изменила свою скорость? (Если на неподвижную тележку, стоящую на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, она не изменяет своего положения. Если появится действие ещё какого-нибудь тела, скорость тележки изменится).

    • Сделайте вывод по рассмотренному опыту: почему тележка приобрела скорость?

    • ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила – причина изменения скорости тел.

  2. Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. (Например, сжатие пружины, растяжение резинового жгута, изменение формы кусочка пластилина – ДЕМОНСТРАЦИЯ)

  • Так что же такое деформация тела? (Деформация – это любое изменение формы и размера тела - ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

  • Рассмотрите рисунок 59 на странице 56 учебника, на нём также изображён пример деформации тела. Опишите, что вы видите на рисунке (Доска, лежащая на опорах, прогибается, если на неё садится человек).

  • Приведите свои примеры деформации тел.

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА

(На штативе 2 динамометра, к ним подвешены грузы разной массы).

  • Где пружина растянулась сильнее? Почему? (Подвешен груз большей массы, который действует с большей силой на динамометр).

  • Значит, сила может быть разной по значению: может быть большей, может быть меньшей.

Сила – физическая величина, следовательно, её можно измерить. Прибор для измерения силы – динамометр (ДЕМОНСТРАЦИЯ динамометров). ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Динамометр – прибор для измерения силы.

  1. Сила обозначается буквой F, измеряется в ньютонах (в честь великого учёного 17 века Исаака Ньютона, внёсшего огромный вклад в развитие физики).

  2. Сила – векторная величина. Что это означает? (Имеет не только значение, но и направление).

- Какую ещё векторную величину мы уже с вами изучили? (Скорость).

- Графически силу обозначают в виде отрезка прямой со стрелочкой. При этом важно указать, к какой точке тела приложена действующая сила (Точку ставим в центре тяжести тела).

  1. МИНИ ИТОГ УРОКА. Давайте подведём небольшой итог уже изученному. Что же такое сила? Что необходимо знать при изображении силы на чертеже? (Точку приложения силы, направление действия силы, значение (модуль) силы).

  2. Физкультминутка

  1. Сила тяжести

Одна из самых значимых сил в природе – сила тяжести. Посмотрите внимательно опыт и скажите, в чём же проявляется её действие?

1)Мальчик играет ракеткой и шариком. Случайно он падает на землю. Вопрос: почему тела, лишённые опоры падают вниз?

1) ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА.

Перерезать нить, к которой прикреплён шарик, в результате шарик падает на стол (в песок).

    • Почему шарик до перерезывания нити находился в состоянии покоя? Почему он начал падать потом? (Действует притяжение Земли).

    • Почему, как бы ни старались мы высоко подпрыгнуть, всё равно опускаемся на землю? Почему листья, опадая с деревьев, тоже опускаются на землю? (Под действием силы притяжения к Земле).

    • Рассмотрим рисунок 62 на странице 57 учебника. Если мяч бросить в горизонтальном направлении, он не летит прямолинейно, его траекторией будет кривая линия. Почему? Искусственный спутник, запущенный с Земли, также летит не по прямой, а движется вокруг Земли.

2) Сила, с которой Земля притягивает все тела у её поверхности, называется силой тяжести.

ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

3)Сила тяжести обозначается Fтяж и направлена всегда вертикально вниз, к центру Земли, так как притягивает все тела именно ядро планеты.

4) Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

  • А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)

  • Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности).

  • Рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, почему под медведем гамак провис сильнее? (У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак).

  • От какой же ещё величины зависит сила тяжести? (От массы тела)

5) Изобразим силу тяжести, действующую на находящийся на поверхности предмет, и предмет, находящийся на подвесе.

  1. МИНИИТОГ УРОКА. Сделаем небольшой вывод о силе тяжести. От чего зависит величина силы тяжести?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

7) Сообщение учащегося о влиянии силы тяжести на живую и неживую природу.

  1. Явление всемирного тяготения

Да, с земным притяжением человек знаком уже с раннего детства. У учёных возник и другой вопрос: какие ещё тела обладают такой же способностью притягивать к себе любые предметы? Отчего зависит величина этой силы? Почему Луна не покидает Землю и Солнце держит вокруг себя столько планет? Здесь опять вмешался случай, который впоследствии привёл к открытию великого закона природы. Заглянем в 17 век в гости к учёному по фамилии Ньютон.

Сценка:( фото яблони)

Учитель: Феликс Кривин в книге «Несерьёзные Архимеды» приводит диалог между Ньютоном и его соседом.

С.-Послушайте, Ньютон, как вы сделали это своё открытие, о котором столько говорят?

Н.- Да, так, обычно, просто стукнуло в голову.

С.-Что стукнуло?

Н.- Яблоко. Я сидел, а оно упало с ветки.

С.- Признайтесь, Ньютон, это яблоко было из моего сада? Вот ветка свешивается к вам во двор, а вы имеете привычку здесь сидеть.

Н.- Честное слово, не помню, что это было за яблоко.

То, что Земля притягивает яблоко, было очевидно, но то, что и яблоко притягивает Землю, об этом ещё никто не знал, кроме Ньютона. Первая мысль о том, что природа сил, заставляющая падать камень и определяющих движение небесных тел – одна и та же, возникла у Ньютона - студента в 24 года. Но мир узнает об этом только через 20 лет, т.к. первые вычисления не дали правильных результатов, потому что расстояние между Луной и Землёй были в то время неточными. Изучая движение Луны вокруг Земли, проведя многочисленные расчёты, Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной – от яблока до планет. Это открытие было сделано в 1667 году.

Притяжение существует не только между Землёй и телами на её поверхности. Все тела притягиваются друг к другу. В этом заключается закон всемирного тяготения.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Закон всемирного тяготения: «Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу».

  • Приведите примеры проявления закона всемирного тяготения. (Например, Луна вращается вокруг Земли; планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца).

  • Как вы считаете, Луна притягивает Землю? Докажите. (Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Луны)

  • Сообщение учащегося о притяжении Луны.

  • Сообщение об открытии планет Урана и Нептуна.

  • На основе закона всемирного тяготения на много лет вперёд предсказывают: солнечные и лунные затмения, рассчитывают движение космических кораблей, объясняется устойчивость Вселенной, стало возможным вычислять массы планет. В настоящее время этот закон составляет основу небесной механики.

  1. Закрепление изученного материала. Решение задач

Выполним следующие задания:

  1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах? (Сила тяжести).

  2. Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести? (Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести).

  3. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? (Сблизить тела).

  1. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

Причитать пункты:23,24, выполнить задания №285, 293 (сборник задач В.И.Лукашик), приготовить биографическую справку о Ньютоне, написать сочинение на тему» Что было, если на Земле не было бы силы тяжести?»

  1. Рефлексия

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …