СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание коммуникативных УУД учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю способы оценивания коммуникативных УУД обучающихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Оценивание коммуникативных УУД учащихся»

Басовский филиал Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»












ОЦЕНИВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ












Учитель начальных классов: Князева Н.А.










Оценивание коммуникативных УУД учащихся.


Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования ребенка. За четыре года ему необходимо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми.


Современная система оценивания направлена на отслеживание индивидуального прогресса каждого учащегося в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования. Важнейшей особенностью новой системы оценки является комплексный подход, предполагающий анализ не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов общего образования. При этом успешность освоения содержания образования критериально выражается в степени проявления учащимся способности к выполнению

учебно-практических и учебно-познавательных задач и заключается в отслеживании динамики образовательных достижений. Оценка метапредметных результатов предполагает выявление сформированности у учащихся универсальных учебных действий (УУД), в частности, таких умственных действий, которые направлены на анализ собственной познавательной деятельности и управление ею. Достижение метапредметных результатов обеспечивается освоением учебных предметов и на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Рассматрим динамику коммуникативных УУД в период обучения в начальной школе.

Основные критерии оценивания

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

  • умение договариваться, находить общее решение,

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.



Система внутренней оценки метапредметных результатов на уровне сформированности коммуникативных УУД может включать в себя решение задач творческого и поискового характера, требующих применения коммуникативных навыков и умений. Речь идет о выполнении исследовательских и творческих заданий, участии в интеллектуальном марафоне, информационном поиске, проектной деятельности, комплексных работах на межпредметной основе. При этом мониторинг освоения учебных программ и сформированности коммуникативных УУД иногда может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей. Например, в рабочих тетрадях учебно-методического комплекса

«Школа России» на листах «Работа над проектом» учащимся предлагается записывать ход работы над проектом, планировать действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют учителю вести наблюдения за тем, как учащиеся овладевают планированием

своих действий, вносят необходимые коррективы, начинают индивидуальную работу или выстраивают взаимодействие с одноклассниками.


Системная оценка метапредметных результатов (в комплексе с личностными и предметными) реализуется в рамках накопительной системы (портфолио), позволяющей оценить динамику индивидуальных образовательных достижений ученика. Формирование портфолио основано на активном вовлечении в оценочную деятельность учащихся и родителей, что в значительной степени развивает именно коммуникативные УУД, в частности, самоанализ, самоконтроль, самооценку, самосознание, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их

результаты. Отбирая в свое портфолио творческие и проектные работы, заполняя

специальные «листы наблюдений», ученики вместе с родителями проводят рефлексию сделанного, а учитель может видеть, как изменяются интересы школьников, их учебная мотивация, степень инициативности, самостоятельности и другие метапредметные действия. Портфолио можно назвать основной формой представления коммуникативных УУД как метапредметных образовательных результатов.

Однако важное место в их выявлении и оценивании имеют данные конкретных психолого- педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных УУД; оценка активности участия школьников в организации и проведении внеклассных мероприятий, круглых столов, диспутов и т.п.

Для диагностики УУД, связанных с планированием учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, постановкой вопросов, разрешением конфликтов, управлением поведением партнера, умением выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, можно использовать как общие методы педагогического наблюдения за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности, так и конкретные диагностические методики, например: «Левая и правая сторона»

(Ж. Пиаже), «Кто прав?» (Г.А. Цукерман идр.), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор- строитель») и др.

Приведём примеры:


Методика «Общий рисунок»


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному общему листу и просят на одном листе придумать и нарисовать общий рисунок.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит лист бумаги, вам необходимо на этом листе придумать и нарисовать общий рисунок. Главное условие: вам необходимо всё обсудить, договориться между собой, какой рисунок рисовать, как его располагать, кто и что будет рисовать, а потом приступать к совместному рисованию».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по конечному результату;


  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;


  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;


  • взаимопомощь по ходу рисования,


  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – рисунок не получился, дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – рисунок частично не закончен, имеются отдельные недочёты, дети не во всём смогли договориться, прийти к общему мнению;

3) высокий уровень – рисунок полностью закончен, эстетичен, дети смогли договориться, прийти к общему мнению;


Методика «Бабочки»


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.


Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.


Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному шаблону крыльев бабочки и просят на общем листе составить и нарисовать бабочку раскрасить крылья одинаково.


Инструкция: «Дети, перед Вами лежат два шаблона крыльев бабочки, вам необходимо на общем листе составить и нарисовать бабочку, а потом раскрасить, чтобы получилось одинаково. Вы сами можете придумать узоры, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».


Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на крыльях бабочки;


  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;


  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;


  • взаимопомощь по ходу рисования,


  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Показатели уровня выполнения задания:


1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;


2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;


3) высокий уровень – крылья бабочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа

раскрашивания бабочек; сравнивают способы действия и координируя их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Данные методики направлены на благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке в виде групповой формы работы. Они ориентированы на формирование коммуникативных УУД. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимо-обучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников. Актуальность нашего исследования определяется все возрастающими требованиями к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации; формированию у учащихся умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативных УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.