Оценка достижений обучающихся с ОВЗ как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса Янгирова Л.Н. учитель начальных классов МОАУ СОШ №3
МОАУ СОШ № 3 г.Нефтекамска РБ
« Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя»
Ш.А. Амонашвили
Банч Гэри (Bunch Gary) почетный профессор и старший научный сотрудник педагогического факультета и факультета здравоохранения Йоркского университета
(г. Торонто, Канада)
Алехина Светлана Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
директор, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Оценивание обучающихся с ОВЗ должно опираться на следующие принципы :
- принцип дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- принцип динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
- принцип единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Оценивание письменных работ по предмету русский язык
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
« 5» - без ошибок , без недочётов.
«4» - 1-2 ошибки, 1-2 недочёта.
«5» -ставится за работу без ошибок.
«4» -ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» - 3-5 ошибок, есть недочёты.
«2» - 6 и более ошибок, есть недочёты.
«3» -ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» - может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия.
Оценивание письменных работ по предмету математика
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
«5» - без ошибок , 1 недочёт.
«5»- ставится, если вся работа выполнена без ошибок .
«4» -ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки .
«4» - 1-2 не однотипные ошибки, но не в задаче.
«3»- ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий.
«2» - может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия.
«3» - 3-4 не однотипные ошибки.
«2» - 5 ошибок.
Оценивание по предмету литературное чтение
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно , последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос.
«4» - допускает 1-2 ошибки , неточности, сам исправляет их;
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения и содержанием читаемого в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя , не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;
«2» - не может передать значительную часть содержания прочитанного.
Оценивание по предмету технология
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
«5» - ставится, если ученик полностью усвоил учебный материал.
«4» - ставится , если ученик в основном усвоил учебный материал.
«5»- ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить еѐ.
«4»- ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя.
«3» - ставится, если ученик не усвоил существенную часть учебного материала.
«2» - ставится , если ученик не усвоил учебный материал.
«3» -ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи.
«2» - не ставится .
Оценивание устных ответов
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно , последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков:
«4» - допускает 1-2 ошибки , неточности, сам исправляет их;
«5» - понимание материала ; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя , не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;
«4»- при ответе допускаются неточности ; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
«2» - не может передать значительную часть содержания прочитанного.
«3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно ; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
«2»- незнание большей части изучаемого материала , не использует помощь учителя и учащихся.
Оценивание техники чтения
Нормативно развивающихся обучающихся
Обучающиеся с ОВЗ
«5» - 50 слов
«4» - 45 слов
«5»- 40 слов
«4» - 35 слов
«3» -40 слов
«2» -меньше 40 слов
«3»- 30 слов
«2» - не ставится
Методика «Дерево»
Методика «Лесенка» В.Г.Щур
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Результаты выявления уровня самооценки обучающихся
Из них обучающиеся с ОВЗ -2, Из них 1 обучающийся с
1 – с завышенной, ОВЗ с завышенной с
1 – с заниженной самооценкой самооценкой
Портфолио
Спасибо за внимание