СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной статье говорится о том, что в дошкольных учреждениях большое место отводится оздоровительной работе. Каждый воспитатель прежде , чем работать должен изучить возрастные особенности детей , опираясь на это проводить оздоровительную работу с детьми . Оздоровительная работа проводится на протяжении всего дня во всех режимных моментах: это и утренняя зарядка и пальчиковая гимнастика, и физкультминутки во время НОД , и прогулка , и гимнастика пробуждения и т.д.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников
|
|
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников
Содержание:
Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Режим, распорядок дня ребенка
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.
Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.
ормирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям
Здоровый образ жизни дошкольников
Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:
— усидчивость,
— контроль и коррекция эмоций и настроения,
— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.
Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.
Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:
— Соблюдение режима дня, активности и сна.
— Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
— Правильное, здоровое питание.
— Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.
— Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.
Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников:
Гигиена и закаливание дошкольников
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.
Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.+
Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «Здоровый ребенок»
Выполнила:
воспитатель I квалификационной категории
Коструб С.Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВЫЗЫВАЕТ ОСОБУЮ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА. ФАКТОРОВ, ПРИВЕДШИХ К ТАКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ, МНОГО: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ, МЕДИЦИНСКИЕ. ПО ДАННЫМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА НА 50-55% ЗАВИСИТ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ, НА 20-25% — ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НА 16-20% — ОТ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И НА 10-15% — ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ. МЫ НЕ МОЖЕМ УЛУЧШИТЬ СВОЮ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ПОВЛИЯТЬ НА УРОВЕНЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ ЭКОЛОГИЮ, НО МЫ МОЖЕМ САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВЕСТИ ТАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ НЕ ТОЛЬКО НЕ НАВРЕДИТ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ, А СОХРАНИТ И УКРЕПИТ ЕГО.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – РЕШАЮЩИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. ИМЕННО В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ЗОЖ, ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
ПРИОБЩЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОИМ ДЕЙСТВИЯМ НУЖДАЕТСЯ В СОЗДАНИИ ПРОДУМАННОЙ СИСТЕМЕ, В КОТОРОЙ ЗНАНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ БЫ РУКОВОДСТВОМ К ПОВЕДЕНИЮ, СЛУЖИЛИ БЫ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ОБЕСПЕЧИВАЛИ ОЦЕНКУ И САМОКОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИМЕННО ДОУ НЕОБХОДИМО АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ ОПТИМАЛЬНУЮ И РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В РЕШЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
ЦЕЛЬ:
ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ: СФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, ПРИВИТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ, КАК К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ, ТАК И ЗДОРОВЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ТАКОЙ ЦЕЛИ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1.СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ АДЕКВАТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ (О СТРОЕНИИ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА);
2.ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СОЗДАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ;
3.НАУЧИТЬ «СЛУШАТЬ» И «СЛЫШАТЬ» СВОЙ ОРГАНИЗМ;
4.ОСОЗНАТЬ САМОЦЕННОСТЬ СВОЕЙ И ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА;
5.ФОРМИРОВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ, В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ;
6.ПРИВИТЬ НАВЫКИ ПРОФИЛАКТИКИ И ГИГИЕНЫ, ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ПОСТУПКОВ ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ СВЕРСТНИКОВ;
7.ПОЗНАКОМИТ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ, В БЫТУ;
8.НАУЧИТЬ ОБРАЩАТЬСЯ С ОПАСНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ВЕЩЕСТВАМИ;
9ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ТРАВМИРУЮЩИМИ СИТУАЦИЯМИ, ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВИЛАХ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ( ЗАБОТИТЬСЯ, НЕ ШУМЕТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБЫ И ПОРУЧЕНИЯ);
10.ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
11.АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ.(2013-2015Г.)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ, ИНСТРУКТОР ПО ФИЗО.
ПРИНЦИПЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:
1.ФОРМИРОВАНИЕ ОСМЫСЛЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К МОТОРИКЕ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОГО ПРИНЦИПА НЕРЕДКО ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ВЫРАБОТКОЙ СИТУАТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ, КОГДА РЕБЕНОК ВХОДИТ В ОБРАЗ И ДЕЙСТВУЕТ ПРАВИЛЬНО.НО ЭТО ДВИЖЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ В ФОРМЕ ПРЯМОГО ЗАДАНИЯ ИЛИ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ВЛИЯНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ. ДЕЙСТВИЯ БЕЗ ПОНИМАНИЯ, ЧТО ЖЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, И ДОСТИГНУТЬ НУЖНОГО РЕЗУЛЬТАТА, БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ СЛОВА НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ДОСТИГНУТЬ ЖЕЛАЕМОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СПОСОБАМИ ДЕЙСТВИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ, НО И КОНТРОЛЯ ЗА СПОСОБОМ ДЕЙСТВИЯ. ЭТО ПОЗВОЛИТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИВАТЬ ПРЕДВОСХИЩАЮЩИЙ САМОКОНТРОЛЬ.
3.ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ И СОДЕЙСТВИЮ.
ИМПУЛЬСИВНАЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ СВЕРСТНИКОВ, ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, НА НЕУДАЧУ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ ВЫЗЫВАЕТ У РЕБЕНКА ПОДАВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОТРАЖАЕТСЯ НА ДОСТИЖЕНИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СНИЖАЕТ АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОГО ПРИНЦИПА ПОЗВОЛИТ ВОСПИТАТЬ ПОНИМАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДРУГОГО, ВЫЗВАТЬ СОЧУСТВИЕ К НЕУДАЧАМ.
4.ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
СОВМЕСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ, ДИАГНОСТИРОВАНИЕ РЕБЕНКА ПОЗВОЛИТ ГЛУБЖЕ ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, НАМЕТИТЬ ПОЛНОЦЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА. ЭТО БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВЫДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОБЕСПЕЧИТ НЕОБХОДИМЫЙ КОНРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
5.ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ, ОТРАЖАЮЩИМ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. В РАБОТАХ И.М. СЕЧЕНОВА, Н.И. ПИРОГОВА И ДР. ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО В ЦЕЛОСТНОМ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА. БЕЗ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НЕВОЗМОЖНО ГОВОРИТЬ О НОРМАХ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К СЕБЕ, ОКРУЖАЮЩИМ, ПРЕДМЕТАМ И ПРИРОДЕ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
ЗАДАЧИ ЭТАПА: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ;
1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГОМ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.
2) ОБСУЖДЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОЕКТА, ВЫЯСНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА.
II АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ЗАДАЧИ ЭТАПА: ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА И КРУГ ИХ ИНТЕРЕСОВ, СОБЛЮДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ ЗОЖ (ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ РОДИТЕЛИ).
РОДИТЕЛИ – АНКЕТИРОВАНИЕ
ДЕТИ – МОНИТОРИНГ
III «ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАДАЧИ ЭТАПА: РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ КАК ВАЖНОМ УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
IV «ОРГАНИЗАЦИЯ»
ЭТАП ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», « ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
V ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
-НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 1 В НЕДЕЛЮ.
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКИ (ЕЖЕДНЕВНО В ЧЕРЕДОВАНИИ) .
-СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
- ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ЦЕННОСТНОЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ, РАЗВИТОСТЬ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
-КОМПЛЕКСНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-НАЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПЕДАГОГОВ.
-НАКОПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНЬЮ И СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ.
-АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ.
ДИАГНОСТИКА НА НАЧАЛО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПОКАЗАЛА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
-СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА;
- ПОСЕЩАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА;
-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2014-2015Г.
СЕНТЯБРЬ:
1. НОД «Я - ЧЕЛОВЕК! »
2. НОД «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПИЩИ ВНУТРИ НАС»
3. НОД «ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ПИЩА»
ОКТЯБРЬ:
1. НОД «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА» (ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ) .
2. ЭКСКУРСИЯ В ДЕТСКУЮ ПОЛИКЛИНИКУ.
3. НОД «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ… »
4. НОД «ИЗ ЧЕГО Я СДЕЛАН» (ЧУДЕСНЫЕ КЛЕТОЧКИ) .
НОЯБРЬ:
1. НОД «ПОДРУЖИСЬ С ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ! »
2. НОД «СМОТРИ ВО ВСЕ ГЛАЗА! »
3. НОД «БЕРЕГИТЕ ТИШИНУ! »
4. СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
ДЕКАБРЬ:
1. НОД «ВСЕМ НА СВЕТЕ НУЖЕН СОН»
2. НОД «КОЖА, ИЛИ ЖИВАЯ ОДЕЖДА»
3. НОД «ОСАНКА – КРАСИВАЯ СПИНА! »
ЯНВАРЬ:
1. НОД «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
2. НОД «ЧТО У НАС ВНУТРИ».
3. НОД «В СТРАНЕ ЛЕГКИХ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЗДУШНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ! »
4. ЭКСКУРСИЯ «ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ЗИМНИЙ ЛЕС! »
ФЕВРАЛЬ:
1. НОД «ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
2. СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ»
3. НОД «СПОРТ – ЭТО РАДОСТЬ, СПОРТ ЭТО ЖИЗНЬ! »
4. НОД «ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО СЕРДЦА»
МАРТ:
1. НОД «ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ МОЙ МОЗГ».
2. НОД «КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРАВМЫ»
3. НОД «ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ».
АПРЕЛЬ:
1. НОД «АЗБУКА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»
2. НОД «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»
3. ПРАЗДНИЧНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ»
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»» БЫЛИ НАМЕЧЕНЫ СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2013-2014Г:
- РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ»;
- АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ;
- ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КОНСУЛЬТАЦИИ (ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ) ;
- СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ;
- ЭКСКУРСИЯ В ДЕТСКУЮ ПОЛИКЛИНИКУ;
- ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ;
- ВЫПУСК ОБЩИХ СТЕНГАЗЕТ, АЛЬБОМОВ;
- ПРАЗДНИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ».
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП: НА ЭТОМ ЭТАПЕ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
-ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПЛАКАТОВ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ», ПРИКРОВАТНЫХ КОВРИКОВ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СТОПЫ В ГРУППЕ ;
- ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛАЖА «ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНЫ»;
- ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА «ЖИТЬ ЗДОРОВО! » И АЛЬБОМА «Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ»;
- ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ (ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА) «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»;
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ НА 2015Г. ПОКАЗАЛ, ЧТО У ДЕТЕЙ ПОЯВИЛСЯ ЖИВОЙ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ СВОЕГО ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ. ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ СТАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ И УКРЕПИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ. У ДЕТЕЙ ПОЯВИЛАСЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ.ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» РАЗРЕШИЛ ПРОБЛЕМУ, РЕАЛИЗОВАЛ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ. РОДИТЕЛИ ПОНЯЛИ ВАЖНОСТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО В ИТОГЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ В ГРУППЕ СНИЗИЛАСЬ, ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОЯВИЛАСЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ВЕДЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, УЧАСТИЯ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ НА УРОВНЕ ДЕТСКОГО САДА И РАЙОНА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Н 2015-2016Г.
СЕНТЯБРЬ:
НОД:1.» ТВОЯ ЛЮБИМАЯ ЕДА»
2.»ФРУКТЫ И ОВОЩИ»
3.»ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
ОКТЯБРЬ:
НОД.1.»ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
2.»О ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ»
3.ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ.
НОЯБРЬ.
НОД.1.» МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
2.»ПИРАМИДА ПИТАНИЯ
3.» ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ»
ДЕКАБРЬ.НОД.1»»ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
2.»ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ»
3.»ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ»
ЯНВАРЬ.НОД 1.»КАКОЙ ТЫ?»
2.»СТРОЕНИЕ ТВОЕГО ТЕЛА»
3.»СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА»
4.»ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»
ФЕВРАЛЬ. 1.»КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ»
2»ВРАЧИ- НАШИ ПОМОЩНИКИ»
3.ЭКСКУРСИЯ В МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ.
МАРТ НОД.1.»ДРУГ ЗАБОЛЕЛ».
2»ЛЕКАРСТВА».
3.»БОЛЬНИЦА»
АПРЕЛЬ.НОД.1.ДВИЖЕНИЕ-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
2.» КАК ЗАКАЛЯТЬСЯ?»
3.»ДРУЗЬЯ-ВОДА И МЫЛО»
МАЙ НОД.1.»ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ЛЕС.»
2.»ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ?»
3.»НА ВОДЕ, НА СОЛНЦЕ.»
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2014-2015Г.:
СЕНТЯБРЬ
1.АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
2. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»С УЧАСТИЕМ ФИЗ. ИНСТРУКТОРА.
3.КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
ОКТЯБРЬ
1. ОФОРМЛЕНИЕ ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ: «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».
2. ФОТООТЧЕТ: «РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ В НАШЕЙ ГРУППЕ».
3 ПАМЯТКА: «КАК НЕ БОЛЕТЬ В ДЕТСКОМ САДУ».
НОЯБРЬ
1. КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ЗАКАЛИВАНИЕ – ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.»
2. МАСТЕР-КЛАСС «ИЗГОТАВЛИВАЕМ ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ».
3.ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ДОРОЖЕК ЗДОРОВЬЯ.
ДЕКАБРЬ
1. РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ – ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ».
2. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ: «ИГРОВОЙ МАССАЖ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
3. КОНСУЛЬТАЦИЯ: «РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ».
ЯНВАРЬ
1. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ».
2. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК: «ПАПЫ И ДОЧКИ, МАМЫ И СЫНОЧКИ».
3. ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАКАТА: «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ».
4. ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ: «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА».
ФЕВРАЛЬ
1. КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР - ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ».
2 РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «ЧАС БЕСЕДЫ О ЗДОРОВЬЕ».
4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД: «ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ».
МАРТ
1. КОНКУРС РИСУНКОВ И ПЛАКАТОВ: «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».
2. ПАМЯТКА: «СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
3. КВН: «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ СМЕХ». (СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ)
4. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ (ПРОСМОТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ЗОЖ) .
АПРЕЛЬ
1. КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА».
2. ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ: «КАК СБЕРЕЧЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ? ».
3. КРУГЛЫЙ СТОЛ С МЕДСЕСТРОЙ ДОУ «О ЗДОРОВЬЕ ВСЕРЬЕЗ».
МАЙ
1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ».
2. КОНСУЛЬТАЦИЯ: «КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД? ».
4. ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ « ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»
2014-2015Г.:
СЕНТЯБРЬ: 1..РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ « РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ»
2.«МИНИ-ПРОЕКТ ДНЕВНИЧОК-ЗДОРОВЯЧОК»
3.ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
ОКТЯБРЬ: 1. КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».
2 СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ».
3 РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
4.КРУГЛЫЙ СТОЛ»ЗОЖ ФОРМИРУЕТСЯ В СЕМЬЕ»
НОЯБРЬ: 1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «КАК РЕЖИМ ДНЯ ВЛИЯЕТ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.»
2. МАСТЕР-КЛАСС «ИЗГОТАВЛИВАЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
3.ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ НЕТРАДИЦИОННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
ЯНВАРЬ: 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД: «КАК ВОСПИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ», «Я САМ! », (АЛГОРИТМ ПРИЕМА ПИЩИ, ОДЕВАНИЯ, УМЫВАНИЯ) .
2.РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
3.МАСТЕР-КЛАСС «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
ФЕВРАЛЬ: 1.ПРАКТИКУМ: «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД: «ОСТОРОЖНО, ГРИПП».
2.РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
МАРТ: 1.. ФОТООТЧЕТ: «КАК МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ».
2.РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
3.МАСТЕР-КЛАСС «ЛЕПИМ ИЗ ТЕСТА»
АПРЕЛЬ: 1.. КОНКУРС РИСУНКОВ: «АКТИВНЫЙ ОТДЫХ С ДЕТЬМИ».
2.РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ
3.КОНСУЛЬТАЦИЯ»ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»
4.МАСТЕР-КЛАСС » ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»
МАЙ: 1 ФОТООТЧЕТ: «ВОТ КАКИЕ МЫ ВЕСЕЛЫЕ, ВОТ КАКИЕ МЫ ЗДОРОВЫЕ».
2 СОВМЕСТНОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ»
3.РАБОТА В ДНЕВНИЧКЕ-ЗДОРОВЯЧКЕ.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
-КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
-КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА»
-МАСТЕР-КЛАСС»БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
-КОНСУЛЬТАЦИЯ»СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДООВЬЯ ДЕТЕЙ2
-КОНСУЛЬТАЦИЯ» ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»
-СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»
ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ДОСТИГНУТЫ. РОДИТЕЛИ ПРОЯВИЛИ БОЛЬШУЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ,ЭТО ВЫРАЗИЛОСЬ И В ЖЕЛАНИИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ РАЗНОГО РОДА(ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ ДОРОЖЕК ЗДОРОВЬЯ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ); УЧАСТИЕ В СОВМЕСТНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЯХ С ДЕТЬМИ.УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ И ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛИ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
На тему:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Данная социально-экономическая ситуация, породившая распад духовных и нравственных ценностей, формирование специфических ценностных систем в различных слоях общества, привела к крушению прежнего мировоззрения, страху перед завтрашним днем, дезориентации человека в окружающем мире и к внутренним конфликтам личности, что получило яркое выражение не только среди взрослых людей, но и затронуло подрастающее поколение. Факты проявления агрессии и жестокости в детской и подростковой среде отмечаются все чаще.
На сегодняшний день в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира даже во время войны. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье – Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.
В 80 - 90 г. в связи с изменениями в обществе происходят изменения и в работе с семьей. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В.И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е.П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О.Л. Зверева). В соответствии с этим изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80 – 90г. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то закон «Об образовании» (2004г.) определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
Анализ работ В.П. Симонова, О.Л. Зверевой, Н.Т. Малахова, П.И. Третьякова, материалов Лаборатории проектирования содержания дошкольного образования ИПИ РАО, закона «Об образовании» (2004г.), «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) и других нормативных документов позволил определить понятие «образовательный процесс в дошкольном учреждении» как целенаправленную деятельность педагога – ребенка – родителя по организации совместной деятельности взрослого и ребенка». Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад ,школа и др.):
глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания
постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей
наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
«Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова).
«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О.Л. Зверева).
Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков. Причины, от которых зависит проявление здоровья, выявлены В.В. Колбановым, это задатки, передающиеся от родителей на генетическом уровне, отношение человека к собственному здоровью на протяжении всей сознательной жизни, внешние условия (экология, социальное положение и т.д.)
Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого будет необходимо решить следующие задачи:
создать развивающую среду – пространство самореализации
помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья
сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям
стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности
направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка
формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.
Проанализировав содержание понятия «технология» и различные трактовки понятия «педагогическая технология», мы сформулировали определение педагогической технологии взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни. Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из логически фиксированной последовательности определенных и строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата.
Специфика данной технологии определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья человека, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, а она тем самым способствует становлению целостной личности, готовой к выживанию и полноценной самореализации в жизни. Включение дошкольников в реальную деятельность по укреплению и сохранению собственного здоровья позволяет нам говорить о здоровьесберегающей деятельности самого ребенка.
Предлагаемая модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.
Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий
Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека, формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения, воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать
Таким образом, педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая опережающую подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение нравственного, физического и психического здоровья ребенка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Данная социально-экономическая ситуация, породившая распад духовных и нравственных ценностей, формирование специфических ценностных систем в различных слоях общества, привела к крушению прежнего мировоззрения, страху перед завтрашним днем, дезориентации человека в окружающем мире и к внутренним конфликтам личности, что получило яркое выражение не только среди взрослых людей, но и затронуло подрастающее поколение. Факты проявления агрессии и жестокости в детской и подростковой среде отмечаются все чаще.
На сегодняшний день в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира даже во время войны. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье – Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.
В 80 - 90 г. в связи с изменениями в обществе происходят изменения и в работе с семьей. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В.И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е.П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О.Л. Зверева). В соответствии с этим изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80 – 90г. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то закон «Об образовании» (2004г.) определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
Анализ работ В.П. Симонова, О.Л. Зверевой, Н.Т. Малахова, П.И. Третьякова, материалов Лаборатории проектирования содержания дошкольного образования ИПИ РАО, закона «Об образовании» (2004г.), «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) и других нормативных документов позволил определить понятие «образовательный процесс в дошкольном учреждении» как целенаправленную деятельность педагога – ребенка – родителя по организации совместной деятельности взрослого и ребенка». Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад ,школа и др.):
глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания
постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей
наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
«Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова).
«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О.Л. Зверева).
Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков. Причины, от которых зависит проявление здоровья, выявлены В.В. Колбановым, это задатки, передающиеся от родителей на генетическом уровне, отношение человека к собственному здоровью на протяжении всей сознательной жизни, внешние условия (экология, социальное положение и т.д.)
Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого будет необходимо решить следующие задачи:
создать развивающую среду – пространство самореализации
помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья
сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям
стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности
направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка
формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.
Проанализировав содержание понятия «технология» и различные трактовки понятия «педагогическая технология», мы сформулировали определение педагогической технологии взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни. Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из логически фиксированной последовательности определенных и строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата.
Специфика данной технологии определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья человека, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, а она тем самым способствует становлению целостной личности, готовой к выживанию и полноценной самореализации в жизни. Включение дошкольников в реальную деятельность по укреплению и сохранению собственного здоровья позволяет нам говорить о здоровьесберегающей деятельности самого ребенка.
Предлагаемая модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.
Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий
Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека, формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения, воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать
Таким образом, педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая опережающую подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение нравственного, физического и психического здоровья ребенка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
Необходимо отметить, что в своей работе я стараюсь опираться на программу «Здоровейка».
Цель программы: Формирование у дошкольников старшего возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Программа предполагает решение следующих задач:
Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу жизни.
Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.
Повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств иустойчивости к различным заболеваниям путем овладения навыка диафрагмально- релаксационного типа дыхания.
Содержание программы
Программа «Здоровейка» состоит из модулей:
«Работа с детьми старшего дошкольного возраста»
«Работа с родителями»
«Работа с педагогами».
В свою очередь модуль: «Работа с детьми старшего дошкольного возраста» имеет две части: 1-й год и 2-ой год обучения, каждый из которых может проводиться в отдельности, однако все разделы:
« Представления о человеческом организме»
«Здоровый человек»
«Здоровье в природе»
взаимосвязаны и в целом направлены на развитие положительной мотивации у старших дошкольников к здоровому образу жизни и приобретения воспитанниками навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания и применение его в повседневной жизни.
В первый год (старшая группа) дети знакомятся с темами. Во второй год (подготовительная к школе группа) происходит более глубокое изучение тем. Изучение содержания тем характеризуется усложнением материала и увеличением значимости каждого предыдущего раздела.
Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, тесты, видео и аудиозаписи.
В теоретический блок включены следующие нововведения:
Обучение детей средствам и методам своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения, и др. ее виды).
Формирование навыков саморегуляции поведения (социально-поведенческие тренинговые упражнения и этюды).
Оценка и динамический контроль уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, и организации работы по оздоровлению через систему занятий (включение в занятия песен о здоровье и здоровом образе жизни, оздоровительных игр, просмотров видеозаписей мультфильмов).
Большое внимание на занятиях уделяется формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
Практический блок составляют занятия обучения детей навыкам диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Проведенный курс занятий с применением метода БОС, нормализует состояние эмоционально-волевой сферы детей, позволяет выработать у них навыки релаксации, что создает условия для профилактики соматических заболеваний путем использования детьми навыков, приобретенных во время занятий в кабинете БОС.
Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников. Нами используются такие здоровьесберегающие технологии:
Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
М.И.Чистякова «Психогимнастика»
В.Ф.Базарный «Гимнастика для глаз»
А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
В рамках реализации программы были разработаны инструментарий и критерии по выявлению уровня сформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста потребности здорового образа жизни через внедрение здоровьесберегающей инновационной технологии БОС.
Для выявления результатов проводимой работы используются различные методы отслеживания результатов исследований. Это наблюдение, беседа, анкетирование, компьютерный мониторинг, анализ продуктов детской деятельности.
Следовательно, у воспитанников получивших знания за два года обучения наблюдается положительная динамика уровня сформированности мотивации к здоровью и здоровому образу жизни; усвоение программного материала по разделу «Здоровый образ жизни», а из этого следует сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщение).
Успешность старших дошкольников в формировании основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения, обусловлено:
системой работы с детьми по данному направлению;
наличием комплексной диагностики потребности здорового образа жизни дошкольников старшего возраста, позволяющей оперативно корректировать педагогический процесс;
эффективным взаимодействием с родителями воспитанников;
наличием разнообразных наглядных пособий, способствующих формированию прочных знаний у младших дошкольников.
Реализуемая нами система работы привела к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости (в динамике), составлению стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.
Следовательно, занятия направленные на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни в совокупности с занятиями «БОС - Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Реализация данной программы позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.