Классный руководитель
6 «Б» класса
Кисленко И.И.
“ Человеку никак нельзя жить без
Родины, как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“ Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей школьного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира , межличностных отношений и т.д .
Из национальной доктрины образования в РФ
«Помни: мира не узнаешь,
не зная края своего»
М.Горький
Данный проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности школьников, помогает самому педагогу развиваться как творческая личность.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, а также работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
- Что мы Родиной зовем?
- Дом, где мы с тобой растем
- И березки у дороги,
- По которой мы идем
- Что мы Родиной зовем?
- Солнце в небе голубом.
- И душистый, золотистый
- Хлеб за праздничным столом
- Что мы Родиной зовем?
- Край, где мы с тобой живем.
- В. Степанов
Актуальность темы :
У каждого счастливого человека есть свой любимый город, край. Чаще всего любимым городом, краем где родился и прожил человек. Сколько бы ни было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места где они происходили. Причем город может тихим, провинциальным, заброшенным городком и в то же время самым любимым городом, так как с ним связано много. Я хочу, чтобы ребятам край, в котором они живут, стал любимым.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на теоретические знания о гражданственности, но нет возможности реализации своих потребностей в области патриотического воспитания. Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей подросткового возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, известными людьми, событиями. Необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм .
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике и достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Целью данного проекта являлось осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение ребят к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Изучение и исследование родного края, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Задачи:
- C оздавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников; кратко излагать свои мысли;
- Формировать умения и навыки: самостоятельной работы с учебным материалом навыки работы в команде умение увидеть проблему и наметить пути её решения, обмениваться информацией, излагать свою тему;
- Воспитывать уважение к истории края, людям, создающим эту историю;
- Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- В оспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- Формировать бережное отношение к родному краю.
Задачи проекта:
Для педагога:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о истории Ростовской области.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями Донского края.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Для детей:
- Принять сведения, активно участвовать и воспринимать материал.
- Вид проекта: групповой, информационно-практико- ориентированный.
- Срок реализации проекта: долгосрочный; 2017 – 2018 учебный год.
- Участники проекта: дети 12-13лет, родители, педагоги.
- Тип проекта: учебно- исследовательская работа, творческая работа.
- Образовательные области : «История», «Краеведение», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы занятий:
- Экскурсии, поездки
- Театрализация
- Беседы, викторины
- Классные часы;
- Праздники, конференции
- Исследовательская деятельность;
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный.
Учитель: мотивирует работу учащихся, объясняет цели проекта, помогает учащимся, наблюдает, советует.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу.
Содержание: 1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор наглядно-дидактического материала о теме проекта.
3. Составление пана работы с детьми и родителями.
Второй этап – организационно-практический.
Цель: поисковый и исследовательский сбор информации учащимися по определенной теме; апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с историей родного края.
Задачи:
- воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно- прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;
- знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;
- развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности села.
Третий этап – обобщающий.
Цель: обобщение и систематизация материала, работа оформительской группы; обобщение полученного опыта.
Задачи: обогатить предметно- пространственную среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края.
Четвертый этап – заключительный.
Предъявление проекта: презентация проекта и его оценивание.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- Творческие проекты,
- Экскурсионные поездки.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, в которой дети покажут свои знания. Учитывается участие детей в выставках, конкурсах, экскурсиях, конференциях и других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми школьного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Добро пожаловать!
Знакомство с картой- путеводителем.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Символика Ростовской области.
- Выполнение проекта «Мой Донской край» посвящен 80-летию Ростовской области.
( сентябрь 2017г.)
- Оформление уголков к юбилею области.
- Проведение классного часа.
Проведение классного часа посвященного 80-летию Ростовской области. О формление уголка.
Мы знакомимся с Донским краем.
Экскурсионная деятельность
- Набережная Ростова. Старочеркасск.
Путешествие в Азов.
Мой- город Таганрог.
- 12 сентября 2018года Таганрогу исполниться - 320лет.
Виртуальный
проект.
( Презентация)
Символы города.
Славной рукой воздвигнутый Петровой,
Город родной, прежний ты и новый.
Ликом своим из всех неповторимый
Мой Таганрог, навек
Будь славен в нем Человек!
Верой живи, город мой у моря,
Миром встречай утренние зори,
Вдаль устремлен надеждами своими,
Мой Таганрог, навек
Будь славен в нем Человек!
Колокол звонит - проходит время,
Вечности взгляд...
Таганрог, виват!
Виват!
Патриотизм проявляется не только в беседах, изучении материала, исследовательских работах, путешествиях, но и «Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил».
Наш город Таганрог- является городом воинской славы.
Уроки-знакомства с памятниками края;
Подготовка стендов к 320-летию основания Таганрога
Подготовка проекта к 75-летию Освобождения Таганрога от немецко-фашистских захватчиков.
МЫ и ТАГАНРОГ
«Историко-краеведческая работа»
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении целесообразно проведение мероприятий: Экскурсии в школьный музей,
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. Школьные музеи являются методическим центром гражданско-патриотического воспитания учащихся. Основная цель работы школьного музея: воспитание гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию народа, создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.
Оформление выставки.
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Ветеран Великой Отечественной войны Пономаренко
Софья Яковлевна.
Оформление папки на тему: Война в истории моей семьи.
Работы: Кучина Клима,
Надолинского Дмитрия,
Миндолина Тимура,
Щура Константина
Сбор материала на тему «Их именами названы улицы» Героев Таганрога, партизан и Героев Великой Отечественной войны. (на которых живут учащиеся)
Петрова Виктория
Соболева Ирина
Голубцов Артем
Миндолин Тимур
Воспитывая патриотизм и любовь к малой Родине,
Мы, участвуя в городском клубе «Эрудит», инсценировали произведение нашего великого земляка А.П.Чехова «Ванька»(на современный лад.).
4 апреля в научно – практической конференции МАОУСОШ №22 примет участие Лапшина Ксения с докладом на тему: «Атаман М.И. Платов».
Лапшина Ксения
Анкета для учащихся
- Понравилась ли вам работа над проектом?
- Вы получили положительные эмоции?
- Вы бы хотели рассказать своим друзьям о теме проекта?
- Хотели бы участвовать в экспедиции по родному краю?
Заключение.
Данный проект позволил сформировать нравственные основы и чувство патриотизма. Оказал положительное влияние на детей и родителей, желание участвовать в краеведческой деятельности. Обеспечил заинтересованность всех участников в совместном диалоге по обсуждению поставленных проектом вопросов, желанием установления диалога, привлечения внимания общественности к нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!