СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание современных подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается научное определение понятия "патриотизм", а также рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования чувства патриотизма у современных подростков.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание современных подростков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

«Черемушкинская средняя общеобразовательная школа №1»












Статья
«
Теоретические предпосылки патриотического воспитания современных подростков»







подготовила

учитель ОДНКНР, ОРКСЭ

Соколовская Гулия Николаевна

















п. Черемушки

2016

  1. Сущность и содержание понятия «патриотизм»

в научной литературе

В большинстве энциклопедических источников патриотизм рассматривается как особое эмоциональное переживание своей принадлежности стране и своему гражданству, языку и традициям. В Большом энциклопедическом словаре «патриотизм» рассматривается как социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства [4]. В Толковом словаре русского языка С. Ожегова патриотизм определяется как преданность и любовь своему отечеству, своему народу [20]. При этом, общее в источниках то, что интерпретация понятия «патриотизм» неразрывно связана с чувством гордости за отечественную культуру, за достижения своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремиться защищать интересы своего народа.

Исследователь М.М. Скибицкий отмечает, что патриотизм в первую очередь, это историческое понятие. С момента своего появления он присутствует на протяжении всей человеческой истории, вместе с ней изменяется и развивается. Специфика патриотизма как социального явления объясняется тем, что по его природе, происхождению и содержанию можно рассматривать с разных сторон [24].

Рассмотрим понятие «патриотизм» как историческое явление. Оно возникло уже в первобытных человеческих обществах в виде совместного образа жизни и деятельности людей. По мнению Ж.М. Кенжалиной, в античности термин patriaродина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»). Термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство итальянского патриотизма. В  Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного1» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

В эпоху американской и французской буржуазных революций, продолжает автор, понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм» при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот же период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза».  С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) – приверженность человеческой общности (нации). Нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению [15].

Автор делает вывод о формах проявления патриотизма:

  1. Полисный патриотизм существовал в античных городах-государствах (полисах);

  2. Имперский патриотизм – поддерживал чувство лояльности к империи, к её правительству;

  3. Этнический патриотизм – в основании имеет чувства любви к своему этносу;

  4. Государственный патриотизм – в основании лежат чувства любви к государству;

Пока существует человеческая история, развиваются человеческие цивилизации, патриотизм не исчезнет. Человек всегда имеет место своего рождения, свою историческую Родину. Он всегда связан с тем окружением, в котором живет и развивается. Это обстоятельство всегда будет присутствовать в жизни человека и общества в целом.

Далее, обратим внимание на работы ученых, в которых патриотизм рассматривается как духовное явление. В ранний исторический период патриотизм у людей проявлялся скорей на интуитивном, чем на рациональном уровне. В Древнем мире (Китай, Индия, Греция) явление патриотизма уже прочно вошло в сознание и жизнь людей. Еще нет четких формулировок патриотизма, отсутствует система патриотического воспитания, но патриотизм как явление проявляется в отдельных элементах практической деятельности человека, направленной на формирование в сознании людей уважительного отношения к земле, на которой они живут, любви к Родине, почитанию умерших предков и др.

О таком духовно-нравственном отношении к патриотизму пишет в своих работах И. А. Ильин. Он неоднократно затрагивает  проблему русской духовности, ценностей духовной жизни человека. Именно духовная жизнь, по словам Ильина, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться и погибнуть за него. Он считал, что именно через духовную жизнь всё получает свое истинное значение и подлинную ценность [13].

В XVIII веке к проблеме патриотического воспитания обращались многие русские просветители, в том числе М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др. Ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота должно стать главной целью. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование Отечества», он называл «нищими». По мнению просветителя, потребность жить для «пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла. Любовь к Отечеству, служение ему, ассоциировалась у М.В. Ломоносова с таким понятием, как «русский народ», «российская земля», «труд», «патриот». Его идеи о патриотизме русского человека и сегодня имеют большое педагогическое значение.

А.Н. Радищев писал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного именования сына Отечества… Истинный Человек и сын Отечества ­­– одно и то же… Он пламенеет нежнейшей любовью к цельности и спокойствию своих сородичей. Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия. Если он убежден, что смерть его принесет мощь и славу Отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью, то есть, прямо благороден, сердце которого не может не трепетать при одном имени Отечества…».

Вопрос о воспитании истинных сынов, граждан Отечества был важен и для педагогической мысли начала XIX века. Его поднимали Н.М. Карамзин и В.А. Жуковский. Национальное направление в русской педагогике разрабатывал К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм является не только важнейшей задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [приведено по: 6].

Талантливый педагог XX столетия В.А. Сухомлинский, раскрывая содержание понятия «Отечество», указывал на его сходство с понятиями «долг», «честь», «верность», «красота», «народ», «природа», «родное слово», «семья», «труд» и др. Педагог отмечал, что долг перед Отечеством – смысл и сущность жизни человека. Любовь к Отечеству служит основой его активной жизненной позиции, главным фактором морального облика.

Большое внимание педагог уделял семье: «Родина начинается с матери, родившей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу своей души во имя творения другого человека. От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию «соотечественник», к великому представлению о Родине». Важными составляющими понятия «Отечество» педагог считал родное слово, в котором он видел носителя духовной культуры, действенный инструмент становления сознания и умственного роста подрастающего поколения [28].

Огромное значение В.А. Сухомлинский придавал труду, практической деятельности, вобравшей в себя опыт и знание всех предшествующих поколений, а родную природу называл могучим родником духовного развития человека. В целом любовь к Отечеству понималась им как «сыновья верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя, и в тебе, как солнечный огонь в капле воды, отражается его многовековая история….» [26].

Наша современная Россия возвращается к своим истокам, к духовому наследию через просветительскую работу Русской Православной церкви и представителей других российских религий, через внедрение программ духовного-нравственного воспитания школьников, через актуализацию проблемы духовного возрождения России в СМИ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II патриотизм называл важнейшим из чувств: «Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это тоже самое, что бездомный человек» [14].

В последние годы для решения проблем воспитания подрастающего поколения российскими учеными была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ней обозначена миссия общеобразовательного учреждения. «Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [11]. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Большое значение в данном документе отводится формированию нравственно-ценностных ориентиров, воспитанию гражданина России – патриота.

Быть истинным гражданином многонациональной России, отвечать за её прошлое, настоящее и будущее – это и есть истинный патриотизм, без которого никакого позитивного продвижения общества и государства не может происходить в принципе. В данном документе патриотизм выступает как базовая национальная ценность. Авторы Концепции дают такую формулировку патриотизма – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [11].

Концепция, как и ФГОС ОО второго поколения, пытается преодолеть искажения в ценностных ориентациях российского общества, возникшие как следствие игнорирования патриотического воспитания в школе и отсутствия ценностнообразующей государственной политики в 1990-х гг. По мнению авторов документа, «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённых в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [11].

Таким образом, патриотизм в современной педагогике выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством.

Авторы Концепции подчеркивают, что истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен, и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности. Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива,  страны, цивилизации.

По мнению А. Н. Вырщикова, сегодня в педагогических источниках существуют десятки различных трактовок разновидностей  патриотизма. Наиболее известными являются: советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатриотизм; религиозный патриотизм; патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм.

А. Н. Вырщиков так характеризует разновидности  патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм2 – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв, тоскуем. В этом смысле понятие «патриотизм» раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа, например, чувашский патриотизм, хакасский патриотизм. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять  и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и  духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, по мнению А.И. Вырщикова, формирование, национального российского, государственного патриотизма. Этот процесс начинается в семье, а далее приобретает организованный и целенаправленный характер в школе, называясь системой  и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций [7].

Таким образом, подводя итоги содержанию данного раздела, следует отметить, что понятие «патриотизм» включает в себя любовь к своему Отечеству, чувство гордости за достижения родной страны, её культуру, желание сохранить её. Патриотизм многосторонен, он неразрывно связан со всей человеческой историей, и на разных этапах развития цивилизации проявлял себя в разных формах, согласно государственному строю и политике государства. Постепенно, патриотизм как явление прочно вошел в сознание и жизнь людей, приобретая духовное начало. Чувство патриотизма формировалось в сознании людей через уважительное отношение к земле, на которой они живут, через почитание умерших предков. Именно через духовную жизнь, как стремление к совершенству, по мнению ученых, все получает свою подлинную ценность и истинное значение.

В педагогике патриотизм выступает как духовно-нравственное качество человека, которое включает в себя потребность жить для пользы Отечества, преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать её величие и славу. Родина для подрастающего поколения начинается с родных людей, «отдавших частицу своей души во имя творения другого человека». Поэтому патриотизм является одновременно и могучим педагогическим средством воспитания, и качеством человека.

Патриотизм в наши дни становится базовой национальной ценностью и является основным компонентом ФГОС общего образования. Воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к малой Родине, воспитания чувства гордости за свой родной край, почитание духовных традиций и наследия земли, на которой живешь. Именно с понятия «малая Родина» начинается формирование государственного, российского, национального патриотизма.



  1. Психолого-педагогические особенности воспитания патриотизма у детей подросткового периода развития

Традиционно подростковый возраст рассматривается как переходный из детства во взрослую и самостоятельную жизнь. Немецкий психолог Э. Шпрангер, разработавший культурно-психологическую концепцию возрастного развития детей, рассматривает подростковый возраст как «врастание в культуру». В этот период меняется характер отношений с окружающим миром. Обретение своего «Я», ощущение себя взрослым и самостоятельным опережают психофизические возможности подростка, порождает внутренние конфликты, желание изменить окружающий мир, появляется стремление управлять внешним миром, а не следовать его требованиям. Меняется и отношение внешнего мира к ребенку, ставшему подростком, уже невозможно воспринимать его как «беспомощное дитя», но еще не получается строить отношения как с взрослым человеком [2].

Подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды, суждения по целому ряду вопросов, а не полагаться во всем на авторитет родителей, учителей или учебники. Этим можно объяснить некоторые изменения в отношениях между подростком и окружающим миром. На смену теплой любви – привязанности к родным и близким – порой приходит отчуждение и недоверие. По мнению английского психолога Р. Бернса, возникает удивительный парадокс, подросток нуждается в эмоционально-чувственных отношениях с окружающими, но боится и стесняется их.

Также ученый выделяет еще одну проблему, которая связана с тем, что у подростка появляется потребность в собственном выборе объектов своей любви. В детстве ему было понятно, что нужно любить тех, кто проявляет любовь к нему: родных и близких не выбирают, они есть данность. В подростковом возрасте эта данность начинает растворяться. Возникает вопрос: «А зачем надо любить того или иного человека?». Вдруг оказывается, что родные и близкие люди – такие же, как все. Они имеют свои достоинства и недостатки. Естественная любовь к Родине, идеальное ее восприятие заменяется критическим отношением, поиском и гиперболизацией проблем и недостатков. Особое неприятие в этом возрасте вызывают непреложные истины и обязательные требования. Это требует координации и особого подбора форм и методов патриотического воспитания в подростковом возрасте, - утверждает Чепелева Н. [31].

Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у подростков уже имеется система собственных требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом самостоятельной общественной и трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания, приобретением социального опыта развивается личность подростка.

Л. И. Божович определяет понятие личности следующим образом: «Личность – целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой». Раскрывая определение, автор подчеркивает целостность структуры личности, её «единства как субъекта и объекта», т.е. активность является атрибутом личности, а деятельность – её основной границей и наиболее полной объективизацией.

В этом возрасте важной сферой самостоятельности являются собственные взгляды, оценки, мнения. Все эти качества необходимы подросткам в отстаивании своих взглядов и идей при общении со сверстниками. Наиболее значимой становится ориентация на будущее и ведущим мотивом становится мотив учения ради будущей жизненной перспективы.

По мере взросления развитие самооценки идет в направлении повышения её цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. Обращение к другим людям, сравнение себя с ними является необходимой общей предпосылкой познания своего «Я». Таким образом, происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого, на самого себя. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего [12].

Исследователь Р. М. Грановская отмечает потребность подростков размышлять о логически абстрактных, отвлеченных проблемах. По мнению психолога, у подростков появляется так называемая «обратимость» мышления, т.е. способность менять направление мысли, наблюдается тяготение к общим теориям, формулам. Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью.

Кроме того, отмечает ученый, мышление в подростковом возрасте становится более организованным и последовательным; для него характерна глубина и основательность. Возникает интерес к причинному объяснению явлений. Подростки способны осуществлять опережающее мышление, планирование. Процесс мышления включает в себя выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это позволяет говорить о предрасположенности, а у некоторых и способности к научному мышлению. В старшем подростковом периоде отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов [10].

В исследованиях швейцарского ученого Ж. Пиаже также подчеркивается мысль о том, что в подростковом возрасте вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может ориентироваться на одни лишь общие посылы, независимо от воспринимаемой реальности, он может действовать в логике рассуждения, начинает ориентироваться на потенциально «возможное», а не на обязательно «очевидное». В этот период подростку доступно совершить гигантский по своему качеству скачок в развитии. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он правильно разберется в действительно происходящем. Подросток становится способным не только представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, он может также логически истолковывать результаты эмпирических проб, научается прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции, и испытывать от этого интеллектуальные эмоции [29].

В.А. Сухомлинский делал акцент на то, что ребенок не должен останавливаться на конкретно-эмпирическом мышлении. В своей книге «О воспитании» он писал: «Образное мышление – необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность и др. Эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Я учил своих воспитанников наблюдать конкретные явления природы, искать причинно-следственные связи. Благодаря тесной связи мышления с конкретными образами, ребята приобретали навыки постепенного оперирования абстрактными понятиями» [29].

На своих занятиях педагог раскрывал красоту природы разных участков нашей земли, отмечал все хорошее, что есть в жизни и труде её народа. Он считал, что основная задача патриотического воспитания в подростковом возрасте связана с формированием образа Родины и ценностно-смыслового отношения к ней [1]. На основе личного педагогического опыта В.А. Сухомлинский делится своими размышлениями о патриотическом воспитании детей в подростковом возрасте:

1. При формировании жизненной позиции человека в подростковом возрасте необходимо учитывать, что патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий для формирования и развития у подростков сопереживания интересам Родного края, Родному народу, Родной стране.

2. Необходимо, чтобы подросток задумался о том, что есть Родина. Родина – это то, что меня окружает: Родная земля, Родной народ, Родная страна.

3. Необходимо, чтобы подросток соотнес понимание Родины как особого образа окружающего его мира. Имея в душе возвышенное восприятие Родного края, Родного народа, Родной страны человек будет больше заботиться о сохранении, о преобразовании окружающего его мира.

4. Важно через произведения искусства вывести к пониманию того, что Родина ­­­­– это то, что нас объединяет. Родина находится как внутри, так и вне нас.

5. Родной край, Родная страна, Родной народ нуждается в каждом родившемся гражданине, заботиться о нем, и задача каждого человека заключается в том, чтобы служить Родине, и быть ей благодарным.

6. Каждый человек, рождаясь на свет, чувствует себя одиноким. Чтобы преодолеть свое одиночество он заводит отношение с окружающим миром, стремиться найти Родной край, Родной народ, Родную страну.

Педагог обращает внимание на конкретизацию образа Родины, чтобы получить воспитанника, имеющего свое уникально неповторимое представление о ней и умеющего строить свои отношения с Родным краем, с Родной страной, с Родными людьми. Патриотическое воспитание в логике педагогики сопереживания рассматривается им как педагогически организованное совместное сопереживание ценностей и интересов Родины, направленное на ее понимание, совместное проживание и эмоциональное сочувствие. По Сухомлинскому, в стремлении понять, что есть Родина, человек обретает и развивает свои патриотические чувства. Эмоциональное проживание, совместное погружение, проявление эмоций и чувств по отношению к различным явлениям и событиям составляют основу педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств подростков [27].

Следует отметить, что патриотическое воспитание тесно связано с сохранением и развитием у учащихся исторической памяти. В памяти подростков должны храниться и постоянно обновляться   события и факты, связанные с историей рода, села, города, республики, страны, мира.  Без этого нет движения человека вперед, нет осознанной его деятельности на благо Родины. Без этого нет любви к Отечеству. В воспитании этих чувств большую роль играет искусство.

По мнению Е. Гембицкой, искусство, как специфическая форма общественного сознания, отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные волнения. Информация, которую получает человек, постигая произведения искусства, воплощена в ярких, надолго запоминающихся образах. Это знание всегда художественно и идейно организовано, несет определенную мировоззренческую нагрузку, заставляет читателя, слушателя, зрителя размышлять, анализировать явления жизни. Восприятие произведений искусства необычайно расширяет и углубляет духовный мир человека, формирует у него богатый спектр чувств и переживаний. При этом искусство по сути своей не дидактично, ему чуждо морализирование и поучение. А.С. Пушкин писал: «…Цель художника – есть идеал, а не нравоучение» [8].

Подросткам и юношам свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Искусство исподволь вовлекает молодого человека в нравственные коллизии, оставляя за ним право выбора и оценки. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения и человеком, сопоставление творческой оценки реальности с мироощущением подростка. Самостоятельно избранный и социально значимый идеал помогает трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения, - пишет М. А. Готсдинер [22].

Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.

Таким образом, особенностью патриотического воспитания подростков является то, что детское восприятие любви к Родине, основанное на безоговорочном авторитете взрослых, заменяется критическим отношением, поиском проблем и недостатков. Это требует особого внимания педагогов, подбора форм и методов ненавязчивого патриотического воспитания, связанного с формированием образа Родины и ценностно-смыслового отношения к ней через произведения искусства, развитие у подростков сопереживания интересам Родного края, своего Отечества. Формирование образа Родины невозможно без упоминания об исторических событиях, славного прошлого многих поколений. Развитие исторической памяти подростков играет огромную роль в формировании ценностно-смыслового отношения к Родине.

Выводы по первой главе:

Патриотизм – это многостороннее понятие, неразрывно связанное со всей человеческой историей, и на разных этапах развития общества он проявлял себя в разных формах, согласно государственному строю.

Патриотизм включает в себя социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, особое эмоциональное переживание принадлежности своей стране и своему народу, родному языку и национальным традициям.

Патриотизм – это преданность своему Отечеству, стремление служить своей стране, сохранять и преумножать культурные достижения Родины.

Патриотизм как духовное явление и нравственная ценность в подростковый период развития формируется через воспитание любви к малой Родине, привязанности к земле, на которой они живут, к родным людям, окружающим их; через почитание старших поколений, защищавших Родину, осознание величия родного Отечества. С любви к малой родине начинается воспитание национального, государственного, российского патриотизма.

Особенностью патриотического воспитания подростков является необходимость учета фактора того, что детское восприятие любви к Родине, основанное на безоговорочном авторитете взрослых, сменяется критическим отношением, поиском ответов на проблемные вопросы. Методы и приемы патриотического воспитания должны быть ненавязчивыми, связанными с формированием образа Родины и ценностно-смыслового отношения к ней через произведения искусства, развитие у подростков чувства сопереживания интересам Родного края, своего Отечества.





Список использованной литературы:

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 29 с.

  2. Бернс Р.П. Развитие Я-концепции в воспитании. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009. – 120 с.

  3. Большая советская энциклопедия. – М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1978. – I том. – 908 с.

  4. Воспитание патриотизма средствами образования / Модернизация общего образования, сост. Буторина Т.С., Овчинникова Н. П. – СПб.: Изд. КАРО, 2004. – 224 с.

  5. Вырщиков А.И. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления – Волгоград: ГУ «Издатель», 2002. – 65 с.

  6. Гембицкая Е.Я. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. – 12 с.

  7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии – СПб.: Изд. «Речь», 2003. – 655с.

  8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования. Проект // Вестник образования, – №17. – 2009. – 30 с.

  9. Изучение мотивации поведения детей и подростков / сост. Л.И Божович, Л.В. Благонадежина – М.: Изд. «Педагогика», 2010. – 352 с.

  10. 10-Ильин И. А. О России. Три речи (переиздание) – Самара.: Изд. СГУ, 2002. – 23 с.

  11. Интервью Патриарха Алексия II. // Известия. – №78 (26157) – М., 13 мая 2002.

  12. Кенжалин Ж. Патриотизм и духовное обновление. // Мысль, – 2003. – № 11. – 41с.

  13. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е издание, дополненное. – Москва, 2003 – с. 496]

  14. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // сост. М.А. Готсдинер. – Л.: Изд. «Музыка», 1980. – 104с.

  15. Скибицкий М. М. Патриотизм и общественный прогресс, – СПб.: Изд. Питер, 2004. – 92 с.

  16. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека, – М.: Изд. «Педагогика», 1990. – 287 с.

  17. Сухомлинский В.А. О воспитании, – М.: Изд. «Издательство полит. литературы», 1986. – 270 с.

  18. Сухомлинский В.А. Родина в сердце, – М.: Изд. «Молодая гвардия», 1980. – 173 с.

  19. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд. «Издательство Московского университета», 1984. – 272 с.

  20. Чепелева Н.В. Понимающая психология Э. Шпрангер: Научные записки Института психологии им Г.С. Костюка АПН Украины / Под ред. академика С.Д. Максименко – М.: Изд. «Нора-Друк», 2003. – Вып. № 23 – 24 с.

1 Полис – форма государства, представлявших собой объединение частных землевладельцев, а также горожан, занимающихся различными промыслами и ремеслами.


2 Патернализм - (лат. paternus — отцовский, отеческий): система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.