СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические (образовательные) технологии, методы и средства обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Чтобы добиться этого я должна помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемное и разноуровневое обучение, информационные  и здоровьесберегающие  технологии, метод проектов, технологию продуктивного чтения, которые значительно активизируют внимание учащихся, содействует повышению эффективности уроков. Использование указанных технологий при проектировании урока способствует решению задач урока, развитию креативных и коммуникативных способностей учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогические (образовательные) технологии, методы и средства обучения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»

671823, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Хоронхой, улица Школьная,1а

Тел.: 95-2-26, [email protected]

Педагогические (образовательные) технологии


В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемное и разноуровневое обучение, информационные и здоровьесберегающие технологии, метод проектов, технологию продуктивного чтения, которые значительно активизируют внимание учащихся, содействует повышению эффективности уроков. Использование указанных технологий при проектировании урока способствует решению задач урока, развитию креативных и коммуникативных способностей учащихся.

Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Чтобы добиться этого я должна помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Технология проблемного обучения отвечает на вопрос: как учить? Позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Для этого я использую постановку проблемы и поиск решения. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Затем организую поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

Я объединила организацию проблемных уроков с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Использую демонстрацию мультимедийных презентаций на следующих этапах: актуализации знаний, открытия новых знаний. Все это повышает результативность обучения: повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке; обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика; развитие речи, логического мышления; развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам; вырабатывается активная позиция детей.

Преимущество этого опыта:

- умение добывать знания;

- воспитывает самостоятельность;

- делает работу на уроках организации новых знаний интересной для учеников и учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

- носит здоровьесберегающий характер;

- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.

Технологии разноуровневого обучения. Для эффективного её использования я провожу психолого-педагогическую диагностику, позволяющую определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, что помогает продумать план занятия в зависимости от готовности класса, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся и предполагает различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. Дифференциация позволяет отслеживать результаты каждого ученика и применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, т.е. индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями позволяет учащимся последовательно переходить от простого к сложному. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Для достижения цели урока я использую следующее:

- использование проблемных творческих заданий;

- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Информационные технологии являются эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в образовательном и самообразовательном процессе. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ позволяет мне интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Обычно ИКТ я использую при изложении нового материала, закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием), для самостоятельной работы учащихся.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word . С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности, способности достойно представлять и защищать свой проект.

Преподавание с использованием ИКТ технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Информационные технологии помогают мне в решении следующих учебных и познавательных задач:

- формировать мотивацию к предмету;

- активизировать детей на уроке;

- создать атмосферу успешности;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).

Информационные технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали”.

     Проектные технологии применяю на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Считаю, что использование проектной технологии способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

           Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                      

Исследование дети проводят на уроках технологии при пересаживании комнатных растений,  при изготовлении аппликаций. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по различным темам, готовят сообщения. Если в начальной школе ученик не получит азы работы с различными типами источников, не научится их самостоятельно анализировать, то в дальнейшем будет проблематична работа над рефератом в среднем звене.  

Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно - ориентированный.

Здоровьесберегающие технологии.

Важная составная часть здоровьесберегающих технологий – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Инновационная программы развития нашей школы называется «Школа здоровья и развития личности», поэтому использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью при обучении в начальной школе. В процессе обучения ученик испытывает умственную, динамическую и статическую нагрузку, которая связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела. Поэтому в содержание каждого урока я включаю 3-минутные физкультурные паузы на 20-25 минуте, когда падает эффективность: на первом уроке - гимнастика для глаз, на втором - точечный массаж, на третьем – дыхательная гимнастика, на четвертом - суставная гимнастика, на пятом - ОРУ. В результате снимается напряженность, эмоциональный дискомфорт, происходит восстановление тонуса, активности, что способствует восстановлению работоспособности и интереса к предмету.

При проведении урока особое внимание уделяю созданию положительного эмоционального фона на уроке, созданию ситуации успешности обучения, которая проявляется в:

- фиксировании внимания на положительных проявлениях ребенка;

- учете индивидуальных особенностей;

- предоставлении разных по сложности учебных заданий,;

- положительной установке на учащихся;

- привлечении учащихся к принятию решений;

- адекватной оценке возможностей учащихся, их успехов и неудач;

- четком и кратком инструктаже;

- предоставлении алгоритмов действий;

- использовании иронии, шутки в воспитательных целях.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Обязательно включаю в урок игровые технологии т. к. это делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. В своей работе использую приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности, способствующие активизации мыслительной деятельности. Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:

- активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.

- комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.

- высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.

- формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.

- полноценное соединение знаний и практических навыков.

- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Имею свою коллекцию игр, которые предлагаю ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру считаю таким же важным и необходимым элементом образовательной работы на урок.

Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Применение элементов вышеуказанных технологий по результатам итоговых контрольных работ, тестов, проведенных мониторингов значительно повышают познавательную активность и мотивацию учащихся к изучению русского языка и литературы и обучению в целом, а также позволяют улучшить показатели качества образования. За последние три года успеваемость по предмету 100%, несмотря на то, что есть слабоуспевающие ученики. Результат достигается в процессе индивидуальной работы с данной категорией учеников, в ходе выполнения дифференцированных заданий, работой в тетради и эмоциональной поддержки в процессе выполнения задания.


Формы, методы и средства обучения

На уроках использую различные методы обучения: частично-поисковый, лекционный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, метод беседы, работа с книгой.

Использую словесный метод: лекция, беседа, рассказ и наглядный: демонстрация таблиц, электронных учебников, презентаций, структурно-логических схем.

Для реализации поставленных задач и целей, использую формы уроков: комбинированные уроки, уроки - беседы, уроки - практикумы, исследования, зачеты, интегрированные уроки, урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-КВН; урок-викторина.

Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение, кроме этого, формируется орфографическая зоркость, устойчивые орфографические навыки.

Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется на самых трудных и самых важных темах программы, так как имеет ряд преимуществ: активизирует мышление учащихся, делает их более раскрепощенными на уроке, позволяет раскрыться даже слабому ученику, отсюда, особый интерес к этой форме работы. Дети овладевают мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Групповая форма работы при решении проблемной ситуации, придает уроку глубинный характер, обеспечивая видение в слове той или иной орфограммы, развивает умение мыслить и применять знания на практике.

Использую задания поискового характера, проблемные вопросы, т.е. задания без сформулированных в тексте условий выполнения (условия предстоит дополнить учащимся, чтобы иметь возможность ответить на поставленный проблемный вопрос). Например: можно ли применить правило правописания безударных гласных в корне ко всем случаям написания безударных гласных в словах? Почему? Докажите. Такие задания запланированы мною на урок заранее, но бывают ситуации, когда учащиеся сами находят себе материал для исследования.

При систематизации знаний я разрабатываю схемы и таблицы обобщающего характера, в работу над сочинением включаю творческие задания, считаю необходимым следить за правильностью речи своих учащихся, провожу необычные по форме уроки: уроки-презентации, уроки-зачеты, уроки-экскурсии и т.д.

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательно даю короткие письменные работы, экспресс - опросы (ответы) и их глубокий анализ. Такой вид деятельности приучает к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даю задания исследовательского характера:

- проанализировать, как в рассказе передается течение времени;

- сопоставить звуки и краски;

- выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль героев в раскрытии основной мысли рассказа?

Для эффективного использования всех форм и методов контроля при подготовке к уроку руководствуюсь следующими правилами:

- определить, чего я хочу достичь данной проверкой;

- определить, что хочу проверить и оценить;

- помнить, что проверять следует регулярно, тщательно и разнообразно, концентрируя при этом внимание на главном.

Наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля уже несколько лет регулярно использую тестовую форму контроля.

Цели тестового контроля следующие:

- обобщение материала;

- объективная оценка объема знаний учащихся;

- промежуточная и итоговая аттестация учащихся;

- выявления структуры усвоения знаний учащихся;

Как и в любом изучаемом вопросе необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны предмета изучения. Считаю, что тестовые формы контроля имеют свои положительные стороны, а именно:

- удается проверить большой объем материала;

- быстро обработать полученные результаты;

- скорректировать знания каждого ученика и снять психологический барьер перед данной формой контроля.

А отрицательными считаю:

- мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным;

- имеет место возможность угадывания верного ответа.

Для устранения недостатков считаю необходимым применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Использование мною тестового контроля повлияло на мотивацию учащихся к обучению. На уроках русского языка, окружающего мира, математики использую следующие виды тестов:

- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

- тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

- тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.

Домашнее задание – очень важная часть обучения, инструмент оперативного контроля усвоения знаний по каждой теме. Поэтому часто провожу диагностику двумя типами заданий: на уровне образовательного стандарта и на «хорошо» - «отлично»: использую дифференцированные домашние задания трех уровней сложности. Ученик вправе сам выбрать домашнюю работу в зависимости от той оценки, на которую он претендует. Эта диагностика подталкивает ученика к поиску, к добыванию знаний, к самостоятельности

В качестве творческого домашнего задания учащиеся составляют карточки-задания, которые позволяют им на минуту стать учителями, затем перевоплотиться в исследователей. Важные темы ребята закрепляют путем составления дидактического материала (карточек для учеников 3-4 классов), которые я могу впоследствии использовать на уроках в разных классах. Ученики самостоятельно изготавливают карточки, учитывая и дифференцированный подход, и формулировку заданий, и эстетическое оформление.

Использование современных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышение мотивации, стабильному качество знаний по предмету.

Разрабатываю и провожу предметные недели, разработаны мероприятия с детьми, имеющими повышенную мотивацию учебно – познавательной деятельности (подготовка к олимпиадам, исследовательским конференциям, участие в конкурсах разного уровня).