СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века»

Во второй половине XIX века пейзаж в русской живописи переживает рассвет. В отличие от жанровой живописи передвижников, в которой акцент в основном ставился на отрицательных явлениях жизни, пейзажисты стремились найти в окружающей действительности позитивные ценности. В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. Идеи передвижников не могли не отразиться в выборе сюжетов художниками-пейзажистами. Чаще всего они выбирают простые мотивы, в которые включают элементы бытового жанра.

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью учёного-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящую борть (улей).

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г.) он написал сказочной высоты колосья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) Шишкин создал вместе

с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину творческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит.

Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе.

В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Ещё незаконченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается тёмная мгла, поглощая дальний лес.

Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающими сияние драгоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были показаны так прекрасно и странно.

На деньги, уплаченные за это произведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы.

В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г.) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов.

Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты кустов и деревьев, а вокруг — изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, — «Днепр утром». Сквозь туманную дымку слева виден пригорок Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба.

Эта лирическая работа была последней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смерти почти никому не показывал новых произведений.

Ф. ВАСИЛЬЕВ

Рано умерший Ф.А. Васильев (1850 - 1873), этот, по характеристике Крамского, гениальный юноша, обладавший талантом прирожденного живописца, в своем творчестве занимает как бы срединное положение между Саврасовым и Шишкиным. Советами последнего Васильев пользовался посещая Рисовальную школу Общества поощрения художников. С Шишкиным Васильева сближает внимательное отношение к рисунку, к объемной форме предмета, тяготение к большой картине, к специфической импозантности вида, с Саврасовым - взволнованное, лирически-эмоциональное переживание жизни природы. "... Ему суждено было внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения" ', - писал о Васильеве Крамской.

Одна из самых значительных картин Васильева - "Оттепель" (1871). Изображена покрытая мокрым снегом равнина под низким, хмурым небом, заиндевевшие и обледенелые деревья, покосившаяся, вросшая в землю избушка, дорога, уходящая влево и пересеченная темной проталиной, перед которой остановились старик с котомкой за спиной и ребенок. Темнеющие слева кусты, группа деревьев в глубине в центре и избушка справа служат опорными вехами пространственной композиции и расположены так, что взгляд, уныло блуждая между ними, снова и снова возвращается к фигуркам людей. Этот жанровый мотив выявляет внутреннюю тему пейзажного образа, которую можно было определить словом "беспутье". Зрелище убогой, бедной местности, затерянность, одинокость человека в бескрайнем пространстве, ощущение бесцельности этого простора с глухим, безнадежным, затянутым серой мглой горизонтом порождает ряд ассоциаций, далеко выходящих за пределы чисто пейзажного созерцания.

Последние два года жизни больной художник проводит в Крыму. По этюдам с натуры, сделанным ранее, была написана здесь картина "Мокрый луг" (1872) - одно из лучших произведений мастера. В полной мере проявилось тут характерное для Васильева тяготение к специфической конфликтности, напряженности пейзажного образа, стремление заострить переживание протекающей и меняющейся на глазах жизни природы. В глубине пейзажа, где изображено взлохмаченное ветром дерево, все подернуто мутной пеленой дождя, тогда как ближний план уже светлеет в лучах солнца, еще скрытого за тучами, которые дают этому проникающему сквозь них свету холодный, голубовато-серый тон. Крамской, восхищенный картиной, отмечал: "... счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натуральный..." '. В отличие от Шишкина Васильев проявляет особое пристрастие к изображению облачных дней. Н.Н. Ге отмечал, что Васильев "открыл живое небо, он открыл мокрое, живое, светлое, движущееся небо..." 2. Благодаря этому воздух, насыщенный влажными испарениями, материализуется, становится густым, осязаемым, размывающим и поглощающим контуры далеких предметов, тогда как первоплановые предметы лепятся рельефным мазком, выступающим над поверхностью холста. Движение пространства в глубину, выраженное градациями цвета, в сочетании с изображением подвижных, скользящих теней, отражающих на поверхности земного ландшафта прихотливую жизнь неба, делает живопись пейзажей Васильева удивительно богатой и выразительной. Картины молодого мастера дали такие уроки подлинной живописи, что следующие поколения художников уже не могли пройти мимо них.

Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) выступил как достойный преемник сложившейся демократической традиции в русской пейзажной живописи, развивая преимущественно ту линию национального лирического пейзажа, начало которой положил еще Венецианов и окончательно утвердили в 70-х годах А.К. Саврасов и Ф.А. Васильев. Опираясь на творческие достижения предшественников, он обогатил их введением ранее не привлекавших внимание пейзажных мотивов, использованием новых приемов образного воплощения. Природа в его картинах одухотворена сложнейшими эмоциями, сквозь призму которых она воспринимается художником, а затем и зрителем.

Молодой живописец пишет также солнечные пейзажи, такие, как «Березовая роща» (1878), «Дуб» (1880), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884). Не ставя еще перед собой больших творческих задач, он вдумчиво изучает природу Подмосковья, добивается чистоты и звучности цвета.

Одна из характерных работ в этом отношении - небольшой этюд «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ) с изображением задворков подмосковной деревушки в летний солнечный день. Работая на пленэре, Левитан любовно передает освещенную солнцем лужайку, голубые тени, скользящие по бревенчатому мостику, игру солнечных пятен. С ним сходен другой этюд - «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884, ГТГ).

Близок к ним по интимно-лирическому ощущению скромной красоты природы Подмосковья и этюд «Первая зелень. Май» (1883, ГТГ), на основе которого позже возникла одноименная картина (1888, ГТГ).

Наряду с этюдами Левитан создает и картину «Вечер на пашне» (1883, ГТГ), появившуюся в 1884 году на XII выставке передвижников. (Членом Товарищества передвижных художественных выставок Левитан стал лишь в 1891 году.) Художник написал погруженное в вечернюю тень свежевспаханное поле с фигурой пахаря на косогоре. Произведение проникнуто настроением тишины, грусти, будит размышления о нелегком крестьянском труде.

Поездки на Волгу в 1887, 1888, 1889 и 1890 годах имели громадное значение в развитии дарования Левитана. «Там, - писал М.В. Нестеров, - искусство Левитана окрепло, получило свою особую физиономию».

Величавые просторы русской реки, суровая поэзия приволжского пейзажа раскрыли перед художником новый образ родной природы, захватили его могучей эпической красотой.

Этот этап в развитии Левитана открывает небольшая картина «Вечер на Волге» (1887 - 1888, ГТГ).

Картину «Над вечным покоем» Левитан считал своим центральным произведением. «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», - писал он Третьякову.

Очень колоритной фигурой был Илья Семенович Остроухов (1858 - 1929). Талантливый пейзажист, историк отечественной школы живописи и страстный собиратель произведений древнерусского искусства, он был и крупным общественным деятелем, на протяжении многих лет (с 1905 по 1913 год) состоял попечителем Третьяковской галереи.

Остроухов стал заниматься живописью в 1880 году под руководством пейзажиста А.А. Киселева, с которым познакомился в кружке Мамонтова. Он пользовался также советами Репина, посещая его еженедельные воскресные вечера, а затем по настоянию Репина в течение двух лет совершенствовался в мастерской Чистякова. Большое влияние оказал на Остроухова Поленов. Он не был его непосредственным учителем, но способствовал созданию, как об этом позже вспоминал Остроухое, его художественной физиономии, Первой серьезной работой художника был этюд «Последний снег» (1885, Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова, Поленово). В 1886 году он уже участвует в качестве экспонента на передвижной выставке, а в 1891 году, как и Левитан, становится членом Товарищества.

Уже в ранний период творчества Остроухов тонко чувствует и передает поэзию простых мотивов русской природы. Так, например, в картине «Ранней весной» (1887, ГТГ) хорошо ощутимо то состояние, когда только что растаял снег. Проникновенно и полотно «Первая зелень» (1888, ГТГ), экспонированное на XVII передвижной выставке 1889 года. Здесь художник запечатлел красоту опушенных нежно-зеленой листвой молодых березок, изумрудную зелень весенней травы, спокойную гладь лесного озера. С таким же мастерством он изображает и осеннее состояние природы в картинах «Золотая осень» (1887, ГТГ), «Тихий осенний день» (1897).

Если для ранних работ Остроухова был характерен лиризм, то в «Сиверко» он создает образ русской природы, вобравший в себя ее типические особенности. Картина была написана по этюду, не уступавшему ей, по мнению современников.

С середины 90-х годов Остроухов все больше внимания уделяет коллекционированию произведений русских и западноевропейских мастеров, В 1900 году он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, примыкает (с 1903 года) к «Союзу русских художников», а с 1905 года вообще перестает участвовать в выставках, став попечителем Третьяковской галереи.

Николай Никифорович Дубовский родился в декабре 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака. С раннего детства увлекся живописью, брал уроки рисования у своего дяди, художника А.В. Пышкина. Однако, отец Николая считал, что его сын должен продолжить семейную традицию – в 1870 году Николай Дубовский был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.

За время обучения в гимназии он не теряет интереса к живописи, а окончив ее, просит у отца разрешения для поступления в Академию художеств. Там Дубовской учится под руководством М.К. Клодта. Однако закончить Академию ему не удалось, так как Дубовской отказался писать выпускную работу на выбранную Академией тему. В итоге художник лишается поездки за границу и вообще поддержки Академии.

С этого момента он свободен. Дубовской пишет природу окрестностей Петербурга. В этот период появляются работы «После дождя», «Перед грозой». Художник представляет свои картины на передвижных выставках. Особенный успех ему принесла картина «Зима», ставшая новым явлением в пейзажной живописи. Она поразила публику удивительными цветовыми эффектами на основе традиционного простого пейзажа. Полотно «Зима» отличалось небывалой эмоциональностью художника.

Дубовской становится постоянным участником выставок, проводящихся Товариществом передвижных художественных выставок. Новым успехом художника стала картина «Ранняя весна». Впоследствии он переходит от красочных пейзажей к картинам, отвечающим тенденциям современности. Одной из таких работ стала картина «Притихло», которая, по свидетельствам исследователей, отражает обстановку в стране. Пейзажная техника оттачивается с годами, тематика остается разнообразной.

Среди основных тем появляется красота водной стихии. Характерная черта манеры Дубовского – изображение жизни природы вкупе с эмоциями и переживаниями человека. Его пейзаж прост и лаконичен, он дышит оптимизмом. Главные компоненты его работ — пространство, воздух, свет. С годами романтические черты картин Дубовского усиливаются. Примерами подобных работ могут служить полотна «Дождь прошел», «Ураган в степи». Характерные черты работ Дубовского стали основой нового метода живописи – «пейзажа настроения». Это направление художник создает вместе с И.И. Левитаном

Дубовский много путешествует по Европе, делая зарисовки и наброски. С 1897 года он много работает и как педагог. Он также становится членом Мюнхенского Сецессиона, постоянным участником выставок.

Начало первой мировой войны стало для Дубовского тяжелым временем перемен. Он умер 28 февраля 1918 года. Причиной смерти стал паралич сердца