СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование логопедической работы подготовительная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование логопедической работы подготовительная группа»

Сентябрь

Неделя

Звуки

Буква

Лексическая тема

Развитие фонематического слуха и произношения, навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Словарь и словообразование

Развитие грамматического строя и связной речи

Мелкая моторика

I

Обследование

II

Обследование

III

А

А

Кладовая природы

Звук [А]. Уточнение артикуляции. Выделение [А] из ряда гласных звуков. Игра «Поймай звук». Понятия: «Звук», «Буква». Знакомство с противительным союзам «А» (при сравнении предметов в предложении). Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: крупный, большой, зрелый, сладкий, гладкий, рано, сажать, шершавый, сладкий, мелкий.

Объяснить значение выражений:

Изюминка в человеке

Горе луковое.

Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление описательного рассказа о фрукте по графическому плану.

-Составление рассказов: «Путь картошки от посадки до кастрюли». «Загадки – описания об овощах»

-Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с помощью опорных картинок (по О.С. Гомзяку)

-Объяснение и заучивание пословицы:

«Каков уход - таков и плод»

«Всякому овощу своё время».

Шнуровка «Законсервируй овощи»

Рисование и штриховка (фрукты – овощи)

IV

У

АУ УА

У

Умные игры

Звук [У]. Уточнение артикуляции. Выделение [У] из ряда гласных звуков. Игра «Поймай звук». Звукобуквенный анализ слогов: «АУ», «УА». Работа со световой песочницей.

Работа в тетрадях.

Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: умный, темный, ленивый, смелый

Совершенствование грамматических навыков по теме.

– Составление рассказа «Игра в шашки» по сюжетной картине

Объяснение и заучивание пословицы:

«Одна голова хорошо, а две – еще лучше»

«Встречают по одежке, провожают по уму»

Нарисовать шахматы,

Пальчиковые игры











Октябрь

Неделя

Звуки

Буква

Лексическая тема

Развитие фонематического слуха и произношения, навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Словарь и словообразование

Развитие грамматического строя и связной речи

Мелкая моторика

I

О

О

Осенний калейдоскоп

Звук [О]. Уточнение артикуляции. Выделение [О] из ряда гласных звуков. Игра «Поймай звук». Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: холодный, ранний, пасмурно. Объяснить значение выражений:

Сесть в лужу.

Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление рассказов: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

-Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок (по О.С. Гомзяку)

-Объяснение и заучивание пословицы:

«Красна весна цветами, а осень плодами.»

Пальчиковая гимнастика «Ветер, ветер, ветерок»

II

М-М’

М

Пернатые друзья

Звуки [М] – [М]’. Уточнение артикуляции. Понятие «согласный звук». Знакомство со звуковой схемой согласных звуков. Звукобуквенный анализ cлогов: АМ, МА. Понятие «СЛОГ». Работа со световой песочницей Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: зимующие, яркий, осень. Объяснить значение выражений:

первая ласточка,

желторотый птенец.

Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление сравнительно – описательного рассказа: «Ласточка – соловей».

-Пересказ рассказа И. С. Соколова – Микитова «Улетают журавли».

-Объяснение и заучивание пословицы:

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Штриховка «Птица»


III

С-С’

С

Кем быть?

Звуки [С]-[С]. Уточнение артикуляции. Игра «Насос», «Поймай звук». Закрытые и открытые слоги. Нахождение места звука [С] в словах. Понятие «Слово» (слова – названия предметов). Схематическое обозначение слова. Предлоги «С», «СО» (практическое употребление в предложениях). Звукобуквенный анализ слов: СОМ, САМ, МАМА. Работа со световой песочницей Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: трудолюбивый, щедрый, умный

Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление сравнительно – описательного рассказа: «Профессия продавца»

Объяснение и заучивание пословицы:

«Уменье и труд все перетрут»

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

IV

Х-Х’

Х

Одежда, обувь, головные уборы

Звуки [Х]-[Х’]. Уточнение артикуляции. Игра «Поймай звук». Нахождение места звуков [Х]-[Х’] в словах. Понятие «Слово» (слова – действия). Звукобуквенный анализ cлогов: АХ, ХА. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Ознакомление детей с названиями и способами изготовления тканей, из которых шьют одежду и обувь. Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: нарядная, шить, надевать, пачкать, сломать, детская. Объяснить значение выражений:

 дело в шляпе,

 плакать в жилетку,

 спустя рукава,

 два сапога – пара.

Понятие о повествовательных предложениях. Совершенствование грамматических навыков по теме. -Составление сравнительно – описательных рассказов: «Платье - сарафан, сапоги – туфли, кепка – шапка». «Сошьём платье» (алгоритм действий) «Как ухаживать за обувью?» (алгоритм действий) -Объяснение и заучивание пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду» «С миру по нитке - голому рубашка

Пальчиковая гимнастика «Обувь»,

Штриховка «Одежда»,

Игра «Одень куклу»






Ноябрь

Неделя

Звуки

Буква

Лексическая тема

Развитие фонематического слуха и произношения, навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Словарь и словообразование

Развитие грамматического строя и связной речи

Мелкая моторика

I


Р-Л Р-Р’

Р

Моя родина Донбасс

Звуки [Р]-[Р’]. Уточнение артикуляции. Игра «Поймай звук». Понятие «Слово» (слова – признаки). Определение места звука в словах, звукобуквенный анализ слов: РАК – ЛАК. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме: Существительные: город, страна, Родина, Донбасс, Макеевка, Донецк, столица, улица, переулок, площадь, парк, аллея, бульвар, тротуар, переход, светофор, транспорт, администрация, милиция, магазин, киоск, школа, детский сад, стадион, больница, поликлиника, аптека, музей, завод, герб, дом, библиотека.

Прилагательные: чистый, красивый, большой, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкая, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний, областной, родной, многолюдный, тихий, шумный, нарядный.

Глаголы: гулять, строить, смотреть, строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать, смотреть, любоваться, сажать, покупать. продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собирать, изучать, основал. Наречия: чисто, шумно, нарядно, празднично

Подбор антонимов к словам: родной, мир, прекрасный, многолюдный, шумный, чистый.

Подобрать синонимы к словам: высотный – многоэтажный, красивый – живописный.

Объяснить значение выражений:

 не по адресу,

 строить воздушные замки,  зеленая улица.

Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление рассказа «Дом, в котором я живу» из личного опыта (по О.С. Гомзяку)

-Разучивание стихотворений о родном городе.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое»

II

Ш-С

Ш

Дикие животные и птицы

Звук [Ш]. Уточнение артикуляции. Упражнения на дифференциацию звуков [Ш] – [С]. Понятие «Ударение» Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме:

Существительные: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, олень, медвежонок, зайчонок, лисёнок, голова, туловище, пасть, когти, клыки, уши, хвост, шерсть, морда, шея, глаза.

Прилагательные: свирепые, рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, колючий, мохнатый, бурый, ловкий. Глаголы: охотиться, выслеживать, красться, убегать, скакать, рычать, прыгать, линять, выть, рыскать, грызть.

Подбор антонимов к словам: мелкий, большой.

Подбор синонимов к словам: трусливый, добрый, неповоротливый, слабый, травоядный.

Объяснить значение выражений:

 гоняться за двумя зайцами,  вертеться, как белка в колесе,

 держать в ежовых рукавицах.

Работа над простым предложением. Схема предложения. Совершенствование грамматических навыков по теме.

- Составление рассказа: «Как звери готовятся к зиме?»

- Описательный рассказ о животном по графическому плану.

- Чтение и пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова – Микитова. -Объяснение и заучивание пословицы:

«Волков бояться – в лес не ходить»

Пальчиковая гимнастика «Животные»

III

Ы


Домашние животные и птицы

Звук [Ы]. Уточнение артикуляции. Схематическое обозначение слова и деление его на слоги. Практическое усвоение определения ударного слога в двусложныж словах с первым ударным слогом. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме:

  • Птицы

Существительные: курица, петух, индейка, гусь, утка, цыплёнок, гусята, индюшата, грудка, хвост, лапы, перья, пух, клюв, хохолок, шпоры. Прилагательные: красивые, шумные, домашние, заботливые, драчливые, пушистые, полезные.

Глаголы: плавать, нырять, летать, бегать, клевать, искать, разгребать, кукарекать, гоготать, крякать, кудахтать Подбор антонимов к словам: мелкий, большой, медленно, большой, крупный, быстро

  • Животные

Существительные: кошка, кот, котёнок, конь, лошадь, жеребёнок, собака, щенок, корова, бык, телёнок, козёл, коза, козлёнок, баран, овечка, ягнёнок, свинья. Части тела. Прилагательные: пушистый, рогатый, полезный, домашний. Глаголы: лает, охраняет, кусает, лакает, рычит, мычит, жуёт, ржёт, блеет, хрюкает, доить, пасти, ухаживать, кормить

Подбор синонимов к словам: будка – конура, осёл – ишак. Объяснить значение выражений:

 как корова языком слизала,  как кошка с собакой,

 покупать кота в мешке.

как с гуся вода,

 пишет, как курица лапой,

 носится, как курица с яйцом,

 вставать с петухами.

Совершенствованиеграмматических навыков по теме.

- Составление рассказа по сюжетной картине « На птичьем дворе ». – Составление описательного рассказа о животном по картинному плану.

-Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

- Объяснение и заучивание пословицы:

«Яйца курицу не учат»,

«Собака – верный друг человека»

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

IV

Л-Л’

Л

В мире интересных вещей

Звуки [Л]-[Л’]. Уточнение артикуляции. Практическое усвоение определения ударного слога в двусложныж словах со вторым ударным слогом. Игра «Поймай звук». Звукобуквенный анализ слов: МАЛ, МАЛО, САЛО. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме: гаджеты, компьютер, смартфон, 3Д принтер, планшет iPad, МР3 плейер, робот-пылесос

Подбор антонимов к словам: новый, интересный, обычный

Работа над простым предложением. Схема предложения. Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление рассказа: «Для чего нужны гаджеты?» или «Какими гаджетами я пользуюсь»

Пальчиковая гимнастика





Декабрь

Неделя

Звуки

Буква

Лексическая тема

Развитие фонематического слуха и произношения, навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Словарь и словообразование

Развитие грамматического строя и связной речи

Мелкая моторика

I

Н-Н’

Н

Зима. Зимние забавы

Звуки [Н]-[Н’]. Уточнение артикуляции. Игра «Поймай звук». Практическое усвоение определения ударного слога в трёхсложных словах с первым ударным слогом. Знакомство с предлогами «НА», «НАД». Звукобуквенный анализ слов: НОС, НОША, СОСНЫ. Чтение по букварю. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме:

Существительные: время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, снежинки, снеговик, метель, холод, сосулька, сугроб, снегопад, гололёд, вьюга, ком, санки, лыжи, палка, коньки, горка, снежки, снеговик, холод, ледянка.

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, чистый, мягкий, морозный, сильный.

Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, воет, чистить, хрустит, сверкает, ложится, трещит, замерзает, выпадает, покрывает, кататься, веселится, резвится, скатываться, скользить, строить, играть, лепить, катать Наречия: холодно, морозно, зябко, темно.

Подбор антонимов к словам: холодный, хрупкий, легкий, мягкий.

Подбор синонимов к словам: метель – вьюга. Объяснить значение выражений:

 Показать, где раки зимуют.

Работа над простыми предложениями с предлогами «НА», «НАД». Схематическое обозначение предлога в предложении. Совершенствование грамматических навыков по теме.

- Составление рассказов: «Зимние изменения в природе» по мнемотаблице. «Зимние забавы» по сюжетной картине.

- Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», лит. сказки В. Даля «Старик – годовик» по картинному плану.

- Объяснение и заучивание пословицы: «Много снега - много хлеба».

Пальчиковая гимнастика «Зима»

II

К-К’

К

Неделя добрых дел. Мастерская Деда Мороза

Звуки [К]- [К’]. Уточнение артикуляции. Проговаривание звуков [К-К’] с постепенным повышением (понижением) силы голоса. Практическое усвоение определения ударного слога в трёхсложных словах со вторым ударным слогом. Игра «Поймай звук». Определение места этих звуков в словах. Знакомство с предлогами «К», «ОТ». Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме

Подбор антонимов к словам: добрый, щедрый, справедливый


Работа над простыми предложениями с предлогами «К», «ОТ». Схема предложения. Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление рассказа «Добрые дела» или «Кто такой Святой Николай?»

Пальчиковая гимнастика

Штриховка

III

Т-Т’

Т

Азбука безопасности

Звуки [Т]-[Т’]. Уточнение артикуляции. Проговаривание звуков [Т]-[Т’] с постепенным повышением (понижением) силы голоса. Практическое усвоение определения ударного слога в трёхсложных словах с третим ударным слогом. Игра «Поймай звук». Определение места этих звуков в словах. Тренировать в звукобуквенном анализе слов: КОТ, РОТ, НОТЫ, ТУМАН. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме. Подбор антонимов к словам: поджигать, падать, доверять, слушаться, спрашивать, горячий, мокрый, страшный, внимательный, безопасно.

Объяснить значение выражений:

Как сквозь землю провалиться.

Буря в стакане.

Нанести удар из-за угла.

Подливать масло в огонь,

Сгорать со стыда.

Понятие о повествовательных предложениях.

Совершенствованиеграмматических навыков по теме.

-Составление рассказов: « Мои действия при пожаре» по схеме. «Один дома» по серии сюжетных картин.

-Сюжетно – ролевые игры.

-Драматизация отрывка из сказки С. Маршака «Кошкин дом». -Объяснение и заучивание пословицы:

«С огнём воюют, а без огня горюют».

Пальчиковая гимнастика «Азбука безопасности»

IV

И-Ы

И

Новый год идёт по планете

Звук [И]. Уточнение артикуляции. Тренировка в различии его на слух под ударением, выделении среди гласных звуков. Знакомство с

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.

Существительные: ёлка, праздник, новый год, снегурочка, дед мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи, игрушки. Прилагательные: новогодний, весёлый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный, блестящий, праздничный. Глаголы: наряжаться, гулять, выступать, дарить, зажигать, поздравлять. Наречия: весело, нарядно, радостно, задорно.

Закрепить с детьми названия зимних праздников, ознакомить с историей их возникновения, традициями празднования.

Понятие о восклицательных предложениях. Совершенствование грамматических навыков по теме. Заучивание стихотворений, колядок.

Штриховка

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Разрезные картинки «Праздник»









Январь

Неделя

Звуки

Буква

Лексическая тема

Развитие фонематического слуха и произношения, навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Словарь и словообразование

Развитие грамматического строя и связной речи

Мелкая моторика

I

Обследование

II

П-П’

П

Писатели детям

Звуки [П]-[П’]. Уточнение артикуляции. Проговаривание слогов с постепенным увеличением силы голоса: ПАХ, ПУХ. Знакомство с предлогами «ПО», «ПОД». Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.

Существительные: книга, писатель, поет, сказка, рассказ, пословица, поговорка, загадка, библиотека, журнал, библиотекарь, полки, стеллаж, газеты, обложка, шрифт, иллюстрация, картинка, книголюб, читатель, каталог, формуляр.

Прилагательные: детская, взрослая, художественная, библиотечная, научная, интересная, красочная, любознательный, читающий, аккуратный, внимательный, захватывающая

Глаголы: читать, сдавать, брать, искать, записываться, смотреть, интересоваться, класть, беречь, клеить, доставать, оформлять.

Подбор антонимов к словам: детский, интересный, внимательный

Понятие о РЕЧИ. Знакомство с функциями речи. Совершенствование грамматических навыков по теме.

-Составление описательных рассказов «Моя любимая книга»,

Рассуждение «Зачем нужно читать?» или «Кто такие писатели»

Объяснение и заучивание пословицы

Пальчиковая гимнастика

Штриховка

Разрезные картинки «В библиотеке»























Неделя

Звуки.Буквы

Лексическая тема

Развитие

фонематического

восприятия,

навыков

звукового

анализа и синтеза


Накопление словарного запаса,

Словообразование


Развитие грамматического строя

и


связной речи

Мелкая моторика

Январь

III

З

З- З

З-С

Золотые руки мастеров

Звуки [З]-[З’]. Уточнение артикуляции. Проговаривание звуков [З]-[З’] с постепенным повышением (понижением) силы голоса. Игра «Поймай звук». Сравнение слов: КОЗА-КОСА, РОЗА-РОСА. Знакомство с предлогами «ЗА», «ИЗ-ЗА». Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.

Объяснить значение

выражений:

- золотые руки.

Употребление существительных в творительном падеже.

Совершенствование умения образовывать и употреблять

существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами.

Употребление глаголов будущего времени.

Образование множественного числа существительных.

Образование родительного падежа существительных.

Употребление антонимов. Ленивый – трудолюбивый, тяжелый –

легкий

Согласование прилагательных с существительным: добрый

доктор, вежливый водитель.

Употребление глаголов настоящего времени единственного и

множественного числа: сидит – сидят, строит –строят.

Составление простого предложения по сюжетным картинкам.

Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.

Составление рассказов с опорой на схему

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

Пальчиковая гимнастика «Профессии»


«Разрезные картинки»

Собрать картинку с изображением учителя (шахтера, рабочего,

строителя и т.д.)

«Я строитель»

Выложить из палочек, спичек контур дома.

«Это нужно врачу»

Изготовить термометр: заполнить объем трафарета термометра

размазанными комочками пластилина и нанести деления стекой.


«Продавец - покупатель»

Изготовить кошельки методом оригами.

«Слесарь-сборщик»

Сделать из проволоки детали машины, машину.

«Ткачи»

Работа на «ткацких станках».


IV

Й

Й-И

Зимовье птиц и зверей

Звук [Й]. Уточнение артикуляции. Определение места звука в словах. Звукобуквенный анализ слов: МАЙ, РОЙ, ЗАЙКА, МАЙКА. Практическое усвоение определения ударного слога словах. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам: перелетные, шустрый, суетливый, насекомоядные.

Объяснить значение

выражений:

- белая ворона,

- ловить ворон.

Работа над простыми

предложениями с предлогами

«К», «ОТ». Схема предложения.

Совершенствование

грамматических навыков по

теме.

-Составление рассказа

«Кормушка» по серии

сюжетных картин

(по О.С. Гомзяку)

-Чтение и пересказ

литературной сказки М.

Горького «Воробьишко» по

серии картин.

-Драматизация стихотворения

Б. Брехта «Зимний разговор

через форточку»

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Сорока весть на хвосте

принесла»

Пальчиковая

гимнастика

«Птичья

столовая»

«Угостим птиц рябиной»

– Выложи пинцетом красные кружочки в кормушку.

2. «Красивая птица»

- Обведи птицу и заполни ее объем клочками цветной бумаги

как мозаикой.


«Разрезные картинки».

Сложи картинку из деталей.

«Угощенье для животного».

Вылепить угощение для животных из пластилина.






Февраль

I

Г

Г-Г’



Г-К

Животные Севера

Звуки [Г]-[Г’]. Уточнение артикуляции. Определение места этих звуков в словах. Практическое усвоение определения ударного слога словах. Различие на слух слов: ГОРА-КОРА, ГОСТИ-КОСТИ, КОРКА-ГОРКА, ИГРА-ИКРА. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря по данной теме.

Словообразование:

- притяжательных

прилагательных

(волчий хвост),

- (приставочных глаголов

- сложных слов (неподвижный, неуловимый ).


Закрепить знания детей о животных Севера. Расширить представления о поведении и повадках животных, особенностях внешнего вида. 

Составление сложных предложений с союзом «а».

Употребление имен существительных с предлогами.

Упражнение в употреблении имен существительных в форме

родительного падежа множественного числа. Песцы –песцов, волк – волков.

Образование сложных прилагательных.


Образование притяжательных прилагательных. Медвежьи следы,

оленьи рога.

Образование существительных с суффиксом – ищ. Хвост –хвостище, лапа – лапище.

Усвоение категории дательного падежа. Морж – моржу, песец –песцу.

Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

Песец – песца, медведь – медведя.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Составление рассказа описания животного.


Составление загадок описания.


Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»


«Разрезные картинки».

Сложи картинку из деталей.

«Видим руками».

Определить на ощупь животное и описать его.

«Угощенье для животного».

Вылепить угощение для животных из пластилина

II

В


В-В’

Животные жарких стран

Звуки [В]-[В’]. Уточнение артикуляции. Игра «Поймай слово». Звукобуквенный анализ слов: ИВА, СОВА, КОРОВА. Знакомство с предлогом «В». Чтение по букварю. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря по данной теме.

Словообразование:

- притяжательных

прилагательных

(львиный хвост),

- (приставочных глаголов

- сложных слов (неподвижный, неуловимый, длинношеий, острозубый, длиннохвостая ).


Закрепить знания детей о животных жарких стран. Расширить представления о поведении и повадках животных, особенностях внешнего вида. 

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Слон – слоны,

слонов, лев – львы, львов.

Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над.

Употребление притяжательных прилагательных. Львиная грива,

обезьяний хвост.

Образование уменьшительно – ласкательной формы

существительных. Слон – слоник, крокодил – крокодильчик.

Согласование числительных с существительными. Одна обезьяна,

пять тигров.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Пересказ текста.

Составление рассказа – описания животного.

Составление загадок описания.

Пальчиковая гимнастика «Африка»


«Разрезные картинки».

Сложи картинку из деталей.

«Видим руками».

Определить на ощупь животное и описать его.

«Рисуем пальцами».

Нарисуй на песке животных жарких стран.

III

Д


Д-Д’



Д-Т

Защитники Отечества

Звуки [Д]-[Д’]. Уточнение артикуляции. Различие на слух слов: ДОМ – ТОМ, САДЫСОТЫ, ДУШ-ТУШЬ, ДИМАТИМА. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

герой, защитник, военный.

Подобрать синонимы к

словам: смелый - храбрыйотважный – решительный.

Объяснить значение

выражений:

- рука не дрогнет.

Совершенствование

грамматических навыков по теме.

-Разучивание стихотворений к

празднику.

-Чтение былины А.

Гильфердинга

«Илья Муромец и Соловей –

разбойник».

Беседа по прочитанному.

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Где кто родился, там и

пригодился»

Пальчиковая

гимнастика

«На парад

идут

солдаты»


«Разрезные картинки»

Собрать картинку с изображением военного (6-8 частей)

«Что это?»

После предварительного рассматривания определить на ощупь, из

какого материала изготовлена игрушка (самолет, танк, солдат,

собака, вертолет, корабль, лодка и т.д.)

«Мастерская»

Выложить из спичек модели военной техники.


IV

Б


Б-Б’ Б-П

Открываем тайны морских глубин


Звуки [Б]-[Б’]. Уточнение артикуляции. Различие на слух слов: БАЛКА - ПАЛКА, ГРИБГРИП, БИЛ-ПИЛ, БАР-ПАР. Звукобуквенный анализ слов: БОР, БУСЫ, БАНАНЫ, БАБУШКА. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря

по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

глубоко, пресноводные, гладкий, быстрый.

Объяснить значение выражений:

- как рыба в воде,

- бьётся, как рыба об лед,

- ни рыба, ни мясо.

Активизация в речи навыка

употребления сложных

предложений.

Совершенствование

грамматических навыков по теме.

Составление рассказов:

«Как ухаживать за аквариумными

рыбками?» Доклад.

-Дидактическая игра «Рассели

рыбок»

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Без труда не вытащишь и рыбку

из пруда»

Пальчиковая

гимнастика

«Подводный

мир»


«Разрезные картинки».

Сложи картинку из деталей.

«Маленький художник».

Нарисуй на песке морских животных.

«Веселые картинки»

Нарисуй морского жителя.

Март

I

Ж


Ж-З

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Звук [Ж]. Уточнение артикуляции. Проговаривание звука [Ж] с постепенным повышением (понижением) силы голоса. Различие на слух слов: ЖАРЗАЛ, КОЖА-КОЗА, ШАРЖАР, ЛУША-ЛУЖА Игра «Поймай слово». Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.


Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

солнечный, праздничный,

яркий, молодая, больная,

добрая, сердитая, согревает,

трудолюбивая.

Объяснить значение

выражений:

- золотые руки,

-золотое сердце.

Разучивание поздравительных

слова для мам и бабушек.

-Чтение стихотворения С.

Маршака

«А что у вас?»

-Составление рассказа –

описания о маме (бабушке) по

аналогии.

-Составление рассказа по

сюжетной картине

«Поздравляем маму»

(по О. С. Гомзяку)

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Терпение и труд все перетрут»

«Дело мастера боится».

Пальчиковая

гимнастика «Наши

мамы»


«Красивая ваза»

Укрась вазу цветными лоскутками.

«Поздравительная открытка»

Сделай открытку для мамы.

«Красивый букет»

Сделай из оригами цветы.

II

ЙЭ


Е

В гости к гному Эконому

Звук [ЙЭ]. Уточнение артикуляции. Буква «Е» обозначает звуки «ЙЭ» в начале слова и после гласного. В остальных случаях она обозначает мягкость согласного. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.

Словообразование:

- прилагательных от

существительных (экономика -экономический),

Подбор родственных слов.

Познакомить детей с понятием бюджет и его составляющими: доходами и расходами. Закрепить представления детей о доходах. Дать понятие о том, для чего нужен банк; дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. Систематизировать знания по экономическим понятиям.

-Обучать постановке вопросов: Чей?

Чья? Чьё? Чьи?

-Тренировать в составлении

предложений с предлогами «для», «у», «в», «под».

-Тренировать в образовании

существительных мн. ч. И. п. и Р. П. (копилка – копилки – копилок),

Образование множественного числа существительных. Рубль – рубли, банк-банки, доход-доходы.

Составление описательного рассказа.

Составление сравнительных рассказов.



Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять…»


Пальчиковая гимнастика «Гном»

«Домик гнома»

III

Ь Ъ

Весна - красна

Буквы «Ь», «Ъ» звука не обозначают. «Ь» указывает на мягкость предыдущего согласного. «Ъ» разделяет йотированный гласный и согласный звуки. Сравнить слова: УГОЛ-УГОЛЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, МЕЛ-МЕЛЬ, ПЫЛ - ПЫЛЬ. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

прозрачный, сильный, ранняя,

светлый, короткий.

Объяснить значение

выражений:

- лед тронулся,

- первая ласточка.

Совершенствование

грамматических навыков по

теме.

-Чтение и пересказ рассказа

Г. А. Скребицкого «Весна»

с добавлением последующих

событий (по О. С. Гомзяку)

-Чтение и пересказ сказки

«Снегурочка» по картинному

плану.

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Кто спит весною – плачет

зимою»

Пальчиковая

гимнастика

«Весна»


«Пополним запасы белки»

Оборвать по контуру из бумаги орехи и грибы.

«Волшебные рисунки»

Обведи и раскрась весенние картинки.

«Удобный дом»

Выложи скворечник из палочек.

IV


Театральная гостинная


Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря

по данной теме.

Словообразование:

- относительные прилагательные

(музыкальные, народные),

- приставочных глаголов

(уезжать-выезжать). приехал–переехал.



Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. Познакомить детей со сказочными героями. Развивать интерес к театральной деятельности.

-Упражнять в употреблении

предлога «в» (Мы идём в театр).

- Согласовании числительных с

существительными.

-Употреблении Р. П. мн. ч. (много театров, афиш,….).


Употребление имен существительных с предлогами.

Восстановление деформированных предложений.

Согласование числительных с существительными. Один театр, пять актёров.

Согласования притяжательных местоимений с существительными.

Мой костюм, мой билет.

Образование родительного падежа существительных. Актер- актера, опера– оперы.

Образование множественного числа существительных. театр–

театры, афиша– афиши.

Составление описательного рассказа.

Составление сравнительных рассказов

Пальчиковая гимнастика «Театр»

«Теремок»

Апрель

I

ЙА


Я

Веселая неделя Цирк







Звук [ЙА]. Уточнение артикуляции. Буква «Я» обозначает звуки [ЙА] в начале слова и после гласного. В остальных случаях она обозначает мягкость согласного. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря по данной теме.


Сформировать у детейпредставления о цирке, профессиях людей, которые работают в цирке.

-Упражнять в употреблении

предлогов «в», «на», «под», «из-за»… - Согласовании числительных с

существительными.

-Употреблении Р. П. мн. ч. (много клоунов, гимнастов,….).

Образование приставочных глаголов. Прыгнул - запрыгнул.

Восстановление деформированных предложений.

Согласование числительных с существительными. Один клоун, пять мячей.

Согласования притяжательных местоимений с существительными.

Моймяч, моё представление.

Образование множественного числа существительных. Клоун–

клоуны, жонглёр – жонглёрыы.

Составление рассказа по картине «Цирк».

Составление описательного рассказа.

Составление сравнительных рассказов.

Пальчиковая гимнастика «Цирк»

II

ЙУ


Ю

Космос

Звук [ЙУ]. Уточнение артикуляции. Буква «Ю» обозначает звуки [ЙУ] в начале слова и после гласного. В остальных случаях она обозначает мягкость согласного. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

старт, высоко, быстрый, смелый,

космический.

Объяснить значение выражений:

- на краю земли,

- спуститься на землю,

- небо и земля.

- под счастливой звездой

родился.

Совершенствование

грамматических навыков по теме.

-Составление рассказов:

«Первый космонавт»

-Д/Игра «Полет в космос».

-Чтение и пересказ рассказа

М. Зощенко «Великие

путешественники». Беседа по

прочитанному.

-Объяснение и заучивание

пословицы:

«Земля кормит людей, как мать

детей».


Пальчиковая

гимнастика

«Планеты»


«Разрезные картинки»

Собрать картинку с изображением ракеты (6-8 частей)

«Маленький конструктор»

Выложить по контуру космический из спичек.

«Мастерская»

Изготовить ракету из природного материала

«Чудеса из бумаги»

Изготовить самолет методом оригами

«Волшебные карандаши»

Нарисовать космос.

III

ЙО


ЙЭ


Е,Ё

Путешествие по странам и континентам

Звук [ЙО]. Уточнение артикуляции. Буква «Е» обозначает звуки [ЙО] в начале слова и после гласного. В остальных случаях она обозначает мягкость согласного. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.


Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф»

Игра «Закончи предложения», «Доскажи словечко»

Составление творческих рассказов на тему «Если бы я был путешественником».

Чтение художественной литературы

 М.Михайленко «От края до края», Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», Н.Сладков «Разноцветная земля»,Г.Снегерев  «Как Алёшка жил на севере»,  Р. Киплинг «Почему у слона длинный нос?». М. Зощенко «Перемена мест» С. Баруздин «Верблюд»

Расширять представления о нашей Родине, о её месте на планете Земля; дать понятия; пробудить желание предотвратить экологическую опасность.

Д./и. «Путешествие» - развивать навыки ориентировки в пространстве.

Графический диктант  - бегемот , верблюд, олень

Настольные игры «Узнай по контуру» 

Проблемная ситуация «Как приспосабливаются к жизни животные севера и юга?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?», «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?»

 Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями природы, животных севера и юга.

Презентации «Достопримечательности мира», «Знаменитые места мира»

Дидактические игры: «Природные зоны», Домино «Виды транспорта», Пазлы , Лото «Времена года», Разрезные картинки «Материки», «Всемирные достопримечательности».

«Часть - целое», «Лабиринт» 



Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики»

IV

Ч


Ч-Т’

Земля- наш общий дом

Звук [Ч]. Уточнение артикуляции. Проговаривание звука [Ч] с постепенным повышением (понижением) силы голоса. Игра «Поймай слово». Знакомство с союзами «чтобы», «потому что» (практические упражнения) Работа с кассами букв. Работа в тетрадях. Чтение по букварю

Активизация и обогащение

активного и пассивного

словаря по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

родной, мир, прекрасный,

многолюдный, шумный,

чистый.

Подобрать синонимы к

словам: высотный –

многоэтажный, красивый –живописный. Объяснить

значение выражений:

- не по адресу,

- строить воздушные

замки,

- зеленая улица.

Совершенствование

грамматических навыков по

теме.

-Составление рассказа «Дом, в

котором я живу» из личного

опыта (по О.С. Гомзяку)

-Разучивание стихотворений о

родном городе.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Май

I

Э

Никто не забыт,ничто не забыто

Звук «Э». Уточнение артикуляции. Тренировка в различии его на слух под ударением, выделении среди гласных звуков. Работа со световой песочницей. Работа в тетрадях. Чтение по букварю.

Активизация и обогащение

активного и пассивного словаря

по данной теме.

Подбор антонимов к словам:

война, поражение, воевать,

погибать, побеждать, чтить,

сильный, быстрый, храбрый.

Объяснить значение выражений:

- На два фронта.

- Один за всех, все за одного.

- Пушкой не разбудить.

- Боевое крещение.

Совершенствование

грамматических навыков по

теме.

-Пересказ прочитанных

рассказов о детях – героях.

-Чтение рассказа А.

Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок

овсянки»? Е. Воробьева

«Обрывок провода».

- Составление рассказа «Собака –

санитар» по серии сюжетных

картин (по О. С. Гомзяку)

-Объяснение и заучивание

пословицы: «Сам пропадай, а

товарища выручай»

«Верному другу цены нет»

Пальчиковая

гимнастика

«Мы

солдаты»

II

Ц


Ц-С

Летние виды спорта

Звук «Ц». Уточнение артикуляции. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Работа в тетрадях. Работа со световой песочницей.

Чтение по букварю.

Активизация и обогащение активного и пассивного словаря

по данной теме.

Словообразование:

- существительных с

уменьшительно–ласкательными

и увеличительными суффиксами (рука– ручка– ручище),

- сложных слов


Закрепить знания детей о летних и зимних видах спорта; расширить знания о способах сохранения и укрепления здоровья.

-Тренировать в образовании

множественного числа

существительных (спортсмен– спортсмены, мяч- мячи),

-Согласовании числительных,

местоимений и наречий с существительными (один тренер, моя

рука, много спортсменов).


-Чтение стихотворения

Ю. Тувима «Письмо» «ко всем детям

по одному очень важному делу».

Беседа по прочитанному.

Образование глаголов в форме прошедшего времени, глаголов

первого лица настоящего времени.

Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над;

Употребление относительных прилагательных. Резина –резиновый, дерево – деревянный, пластмасс -пластмассовый.

Согласование числительных с существительными. Пять мячей,

семь футболистов.


Составление описательных рассказов.


Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»

III

Ф-Ф’ Ф - В

Звук «Ф». Уточнение артикуляции. Игра «Поймай слово». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Работа в тетрадях. Работа со световой песочницей. Чтение по букварю.


Диагностическое обследование

IV

Щ -С’; Щ - Ч

Звук «Щ». Уточнение артикуляции. Различие на слух слов: ЛЕС-ЛЕЩ, РОСАРОЩА, ПИСАТЬ-ПИЩАТЬ. Совершенствование навыков послогового чтения, письма и звукобуквенного анализа.

Диагностическое обследование





4