- создание воспитательно-реабилитационной среды, способствующей успешной социальной адаптации и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних;
- развитие высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного, физически здорового гражданина, готового к успешной социализации;
- развитие взаимодействия с общественными организациями, оказывающими помощь семье и детям.
- создание социально-психологических условий для успешной адаптации несовершеннолетних к условиям СРЦН;
- развитие индивидуальных особенностей несовершеннолетних: интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов;
- развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних, нравственные качества и культуру поведения;
- выявление психологических причин, вызывающих затруднения воспитанников и воспитателей, специалистов центра в реабилитационном процессе;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки в формировании межличностных отношений в коллективе педагогов и несовершеннолетних СРЦН.
№ п/п | Содержание работы | Срок проведения | Форма работы | Контингент | Предполагаемый результат | Отметка о выполнении |
I | Психодиагностика |
1 | Проведение блока диагностической работы с несовершеннолетними | По мере поступления несовершеннолетних | Индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление проблем и оказание несовершеннолетним психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, оформленная реабилитационная карта |
2 | Диагностика личностных особенностей, эмоциональной сферы, познавательных процессов | Сентябрь и по мере поступления несовершеннолетних | Групповая и индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление причин неблагоприятного течения адаптации | Наличие оформленных результатов обследований, проведение групповых и индивидуальных занятий |
3 | Экспресс-диагностика интеллектуального развития несовершеннолетних | Октябрь и по мере поступления несовершеннолетних | Групповая и индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление несовершеннолетних с низкими показателями умственного развития | Наличие оформленных результатов обследований, разработка рекомендаций |
4 | Изучение психологических особенностей личности, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении | Ноябрь-декабрь; май-июнь и по мере поступления несовершеннолетних | Групповая и индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление проблем и оказание несовершеннолетним психологической поддержки | Составление психолого-педагогических заключений по материалам диагностики и разработка рекомендаций |
5 | Выявление и учет несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам | В течение года при поступлении | Индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление проблем и для оказания несовершеннолетним психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, проведение индивидуальных занятий |
6 | Изучение семейного микроклимата | Сентябрь, ноябрь ,март, июнь | Индивидуальная | Несовершеннолетние | Выявление несовершеннолетних имеющих проблемы в отношениях с родителями Контакт с семьями (по возможности) Оказание психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, разработка рекомендаций |
7 | Определение межличностных взаимоотношений в группе. | Ноябрь ,март, июнь | Индивидуальная | Несовершеннолетние | Установление социального статуса в коллективе сверстников | Наличие оформленных результатов обследований и индивидуальные занятия |
8 | Стиль воспитания, психодиагностика личности педагога | октябрь | Индивидуальная, групповая | Воспита-тели | Выявление проблем в отношениях с детьми, оказание психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, разработка рекомендаций |
9 | Диагностика эмоционального выгорания; оценка и самооценка творческого потенциала педагогов | декабрь | Индивидуальная, групповая | Воспита-тели | Выявление причин эмоционального выгорания, оказание психологической поддержки; создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию творческих способностей как условие успешной педагогической деятельности. | Наличие оформленных результатов обследований, разработка рекомендаций |
10 | "Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе. | март | Индивидуальная | Воспита-тели | Выявление проблем в коллективе. Оказание психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, справка |
11 | Изучение семейного микроклимата; психодиагностика личности родителей | Ноябрь ,март, июнь | Индивидуальная | Родители (лица их заменяющие) | Выявление проблем в отношениях с детьми. Контакт с семьями (по возможности) Оказание психологической поддержки | Наличие оформленных результатов обследований, разработка рекомендаций |
12 | Диагностика стиля семейного воспитания | В течение года при поступлении | Индивидуальная | Родители (лица их заменяющие) | Психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов родителей (или лиц их заменяющих) с детьми | Составление психолого-педагогических заключений по материалам диагностики и разработка рекомендаций. |
II | Консультирование |
1 | Консультации для родителей несовершеннолетних по вопросам создания условий для физического и психического развития детей, профилактики вредных привычек. | Ежеквартально | Индивидуальная | Родители (лица их заменяющие) | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, изготовление памяток, буклетов, листовок |
2 | Консультационная работа с несовершеннолетними и родителями по оказанию психологической помощи по коррекции взаимоотношений в семье. | Ежеквартально | Индивидуальная | Несовер-шенно-летние и родители (лица их заменяющие) | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, изготовление памяток и буклетов |
3 | Консультации по вопросам развития, воспитания, коррекции поведения несовершеннолетних. | По запросам в течение года | Индивидуальные и групповые | Родители (лица их заменяющие) | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов |
4 | Беседы, консультации с несовершеннолетними по вопросу личной гигиены | в течение года по необходимости | Индивидуальные и групповые | Несовершеннолетние | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
5 | Беседы, консультации с несовершеннолетними по вопросу полового созревания | в течение года по необходимости | Индивидуальные и групповые | Несовершеннолетние | Сформировать ценное отношение к своему здоровью и представление о половом воспитании | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
6 | Беседы с несовершеннолетними склонными к самовольным уходам из дома. | в течение года по мере необходимости | Индивидуально | Несовершеннолетние | Систематизировать знания несовершеннолетних о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций. | Составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
7 | Беседа :«Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков» | Октябрь, апрель, июль | групповые | Несовершеннолетние | Помочь понять подросткам, что табак, алкоголь и наркотики–вещества, приносящие вред здоровью, что свое здоровье нужно беречь. | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
8 | Беседы, консультации с несовершеннолетними по итогам диагностики | в течение года по необходимости | Индивидуальные и групповые | Несовершеннолетние | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. |
9 | Консультации для педагогов по вопросам создания условий для физического и психического развития несовершеннолетних, профилактики вредных привычек. | Ежеквартально | Индивидуальная | Воспитатели, специалисты СРЦН | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, изготовление памяток и буклетов |
10 | Консультации по вопросам развития, воспитания, коррекции поведения несовершеннолетних. | По запросам в течение года | Индивидуальные и групповые | Воспитатели, специалисты СРЦН | Соответствие проводимых консультаций потребностям клиента | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов |
11 | Экстренная психологическая помощь | В течение года по мере необходимости | Индивидуально | | | Своевременность оказания услуги |
12 | Консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта. По запросам в течение года со всеми участниками реабилитационного процесса. |
III | Развивающая и коррекционная работа |
1 | Реализация реабилитационной коррекционно-развивающей программы «Поверь в себя» | В течение года | Индивидуальные и групповые занятия | Несовершеннолетние | Выявление и снятие последствий психотравмирующих последствий; формирование «я»- концепции, навыков социальной компетенции. | Журнал учета индивидуальных и групповых занятий, конспекты занятий |
2 | Цикл групповых занятий «Я и мир вокруг меня» | В течение года, согласно тематического планирования | Групповая работа | Несовершеннолетние | Развитие навыков общения, межличностных отношений, раскрытие личностного потенциала участников группы | Журнал учета групповых занятий, конспекты занятий |
3 | Цикл индивидуальных занятий «Все грани моего Я» | В течение года, согласно тематического планирования | Индивидуальная работа | Несовершеннолетние | Снижение тревожности, агрессии, страхов; нивелирование застенчивости, импульсивности; повышение самооценки | Журнал учета индивидуальных занятий, конспекты занятий |
4 | Цикл индивидуальных занятий «Я – неповторимый человек» | В течение года, согласно тематического планирования | Групповая работа | Несовершеннолетние | Снижение тревожности, агрессии, страхов; нивелирование застенчивости, импульсивности; повышение самооценки | Журнал учета индивидуальных занятий, конспекты занятий |
5 | Проведение занятий с элементами тренинга «Я среди людей» | В течение года, согласно тематического планирования | Групповая работа | Несовершеннолетние | Формирование различных сторон «Я» полростка. | Журнал учета групповых занятий, конспекты занятий |
6 | Занятия по информационной, профориентационной работе с несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху» | В течение года, согласно тематического планирования | Групповая работа | Несовершеннолетние | Способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков; формирование умений самостоятельно выбирать несовершеннолетними дальнейшего образовательного маршрута с учетом полученных знаний о себе. | Журнал учета групповых занятий, конспекты занятий |
7 | Сеансы эмоциональной разгрузки | В течение года и по мере необходимости | Индивидуальные и групповые | Несовершеннолетние | Снятие эмоционального напряжения | Журнал учета групповых занятий |
8 | Цикл тренинговых занятий | в течение года по мере необходимости | Групповая | Родители (лица их заменяющие) | Повышение педагогической компетенции, коррекция социального поведения родителей | Протокол проведенного мероприятия |
9 | Цикл тренинговых занятий | в течение года по мере необходимости | Групповая | Воспитатели, специалисты СРЦН | Повышение педагогической компетенции | Протокол проведенного мероприятия |
10 | Сеансы эмоциональной разгрузки для педагогов (по запросу) | в течение года | Индивидуальные и групповые | Воспитатели, специалисты СРЦН | Снятие эмоционального напряжения | |
11 | Психологический лекторий и практикум для педагогов и специалистов (по запросу) | в течение года | Групповая работа | Воспитатели, специалисты СРЦН | Повышение педагогической компетенции | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
IV | Повышение психологической компетентности |
1 | Реализация программы клуба родительских встреч «Успешный родитель» | в течение года | Групповая работа | Родители (лица их заменяющие) | Повышение педагогической компетенции, коррекция социального поведения родителей | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
2 | Тренинг детско-родительских отношений « Семья» | декабрь | Групповая работа | Родители (лица их заменяющие) | Повышение педагогической компетенции, коррекция социального поведения родителей | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Протокол проведенного мероприятия |
3 | Круглый стол «Детско-родительские отношения» с просмотром и обсуждением фильма «Я сюда больше никогда не вернусь. Люба». | март | Групповая работа | Родители (лица их заменяющие) | Осознание родителями своих личностных особенностей, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания. | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Протокол проведенного мероприятия |
4 | Круглый стол «Общение родителей с детьми» с просмотром и обсуждением фильма «Кукла Мама» | май | Групповая работа | Родители (лица их заменяющие) | Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений. | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
5 | Профилактика потребления наркотических и психоактивных веществ
| апрель | Групповая работа | Несовершеннолетние | Формирование ответственности за употребление детьми наркотиков и психоактивных веществ | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
6 | Проведение тематических дней, тренингов, тестирования, опросов, анкетирования, тематических викторин, конкурсов рисунков на тему: « Мы - за здоровый образ жизни!». | апрель | Групповая работа | Несовершеннолетние | Сформировать ценное отношение к своему здоровью | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
7 | Круглый стол: «Возрастные особенности несовершеннолетних». | ноябрь | Групповая | Воспитатели, специалисты СРЦН | Познакомить воспитателей с возрастными особенностями несовершеннолетних; обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения. | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
8 | Круглый стол: «Педагогический такт и этика». | февраль | Групповая | Воспитатели, специалисты СРЦН | Понимание и принятие другого человека с его системой ценностей | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. |
9 | Тренинг « Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» | май | Групповая | Воспитатели, специалисты СРЦН | Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого воспитателя, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. | Разработка рекомендаций, составление памяток и буклетов. Подготовка тематических презентаций. Протокол проведенного мероприятия |
10 | Цикл психологических акций с несовершеннолетними |
11 | Проектная деятельность с несовершеннолетними |
12 | Заслушивание вопроса о результатах психолого- педагогической коррекции воспитанников на заседаниях СМППК. |
13 | Информационные материалы для родительского уголка и сайта ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» на темы: «Для чего детям нужна мама», « О мерах профилактики суицидов среди детей и подростков и профилактики насилия в семье», «О работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», « Личная гигиена младших подростков», « Что я должен знать о пубертатном периоде» и др. 1 раз в месяц |
V | Самообразование и организационная работа |
| Формирование нормативно-правовой базы педагога-психолога Повышение личной профессиональной квалификации через: изучение инновационных методов и методик; учебу на курсах, семинарах; обмен опытом коллег; изучение специальной литературы и интернет ресурсы. Разработка рекомендаций, информационных листов, памяток и буклетов, подготовка презентаций. Обработка, анализ, обобщение, интерпретация результатов диагностических данных. Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах Оформление методических материалов Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям. Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации. Систематизация и пополнение каталога психологических методик. Подготовка диагностического инструментария. Подбор материала к круглым столам для родителей и педагогов. Подготовка материала к коррекционно-развивающим мероприятиям. Подготовка дидактического материала к коррекционно – развивающим занятиям. Подготовка материалов на информационные стенды. Подбор материала для сайта ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» |