«СОГБОУ Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными вощзможностями здоровья»
Перспективный план работы
по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
Составил: Тарасов О.В.
Пояснительная записка
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж.Руссо.
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем особенно трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в коррекционной школе - интернате реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются на основе личностно-развивающихся ситуаций. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося. Организация здоровьесберегающего пространства обучающихся способствует развитию у них навыков саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становлению самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формированию ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
В план работы включены следующие направления по здоровьесбережению:
1. здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);
2. активизация физической деятельности;
3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1. Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий.
2. Обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.
4. Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.
5. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
6. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Важнейшими критериями направления работы воспитателя являются результаты ежегодной диспансеризации. Во время проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываются:
1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.;
3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;
4) способы преподнесения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
6) позы обучающихся, чередование поз;
7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;
9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения;
- сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
10) психологический климат в время проведения мероприятий ;
11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце воспитательного часа и самоподготовки обращается внимание на следующее:
1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу;
2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности.
3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья важное место на воспитательных часах и самоподготовке уделяется проведению физкультминутки для предупреждения утомлен ия, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.
Используемые виды физминуток:
1. Оздоровительно-гигиенические.
2.Двигательно-речевые
3. Подражательные.
4.Физкультурно-спортивные.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе - интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- обеспечить учащимся возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снизить уровень заболеваемости учащихся;
- формировать у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;
- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, ценностное отношение к себе, своему здоровью, здоровью окружающих людей;
- выстроить комплекс мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и учащихся.
Ожидаемые результаты
- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение заболеваемости;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- валеологическая просвещенность учащихся;
- увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- выработка оптимального режима труда и активного отдыха детей;
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- осознанное отношение родителей и их детей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Срок реализации: 2017-2019 год
Перспективный план работы
Рекомендуемые мероприятия.
№ | Наименование мероприятия | Участники, сроки проведения |
1 | Составление карт здоровья учащихся, знакомство с результатами диспанцеризации детей. | Воспитатель, медсестра. |
2 | Диагностика интересов и склонностей учащихся. Тест креативности Э.П. Торренса «Нарисуй картинку», « Закончи рисунок», «Повторяющиеся линии» | воспитатель, учащиеся, психолог. |
3 | Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в школе и дома»Беседа «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?» | родители |
4 | Беседа «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?» | родители |
5 | Беседа «Путешествие в страну вежливости и доброты» | по плану, учащиеся |
6 | Беседа о соблюдении режима дня | по плану ,учащиеся |
7 | Беседа «Проспал урок, работу, жизнь…» | индивидуально с учащимися |
8 | Анкетирование «Знаете ли вы как обезопасить свою жизнь?» | по плану, учащиеся |
9 | Беседа с девочками «Между нами девочками» | по плану, учащиеся |
10 | Я здоровье берегу - сам себе я помогу», советы по оказании первой помощи | в течение всего года, учащиеся |
11 | Аукцион красоты. Что мы знаем о способах ухода за волосами, ногтями, лицом. | по плану, учащиеся |
12 | Оздоровительная прогулка – игра-эстафета. | по плану, учащиеся |
13 | Анкета «Мое здоровье» | по плану, учащиеся |
14 | Инструктаж по ПБО, ППД и сохранности жизни. | в течение года |
15 | Беседы с родителями (об индивидуальных особенностях здоровья детей). | по мере встреч с родителями |
16 | День здоровья «Если хочешь быть здоровым» | ежегодно, учащиеся |
17 | «Урок здоровья», | по плану, учащиеся |
18 | Берегите воду – источник жизни», | по плану, учащиеся |
19 | «Здоров будешь – все добудешь» | по плану, учащиеся |
20 | «Здоровое питание – отличное настроение» | по плану, учащиеся |
21 | Привлечение уч-ся участие в олимпиадах | по плану, учащиеся |
22 | Включение учащихся в работу ученического самоуправления | в течение года |
23 | Просмотр презентаций « | по плану, учащиеся |
24 | Просмотр фильмов | по плану, учащиеся |
25 | Викторина «Полезные и вредные привычки» | по плану, учащиеся |
26 | Дискуссия «Правильный выбор» | по плану, учащиеся |
27 | Круглый стол «Учись говорить – «нет» | по плану, учащиеся |
28 | Конкурс стенгазет «Наркотикам – нет!» | по плану, учащиеся |
29 | Акция «День без интернета» | по плану, учащиеся |
30 | Аукцион добрых дел. | по плану, учащиеся |
31 | Квест-игра « Доброта вокруг нас» | по плану, учащиеся |
32 | Веселые старты « Быстрые, ловкие, меткие» | по плану, учащиеся |
33 | Спортивные эстафеты. | по плану, учащиеся |
34 | Анкетирование «Психологический климат в группе « | в начале и конце года, воспитатели |
35 | Спортивные состязания «На привале» | учащиеся |
36 | Мониторинг посещаемости детей | каждую четверть |
37 | Мониторинг уровня воспитанности детей | в начале и конце года, воспитатели |
38 | Знакомство с русскими народными играми | ежедневно |
39 | Организация физкультминуток | ежедневно |
Литература:
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.
2. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
6. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.