СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая мастерская по теме:" Методика и технология организации проектной деятельности на уроках"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.В данной презентации рассматриваются основные виды школьной проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по теме:" Методика и технология организации проектной деятельности на уроках"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева». Автор: учитель русского языка и литературы Коршакова Людмила Николаевна Презентация  для проведения «Педагогических мастерских»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева».

Автор: учитель русского языка и литературы

Коршакова Людмила Николаевна

Презентация для проведения «Педагогических мастерских»

МБОУ «Мезенская СОШ Методика и технология организации проектной деятельности на уроках («Педагогическая мастерская») Коршакова Людмила Николаевна

МБОУ «Мезенская СОШ

Методика и технология

организации

проектной деятельности

на уроках

(«Педагогическая мастерская»)

Коршакова Людмила Николаевна

Введение в образовательный процесс новых форм и методов обучения позволяет расширить педагогический методический потенциал, внести дополнения в индивидуальный стиль работы, а главное – сделать процесс обучения интереснее и для ребят, и для взрослых. Сегодня мы познакомимся с методикой организации проектной деятельности. Нужно отметить, что ряд наших коллег уже несколько лет успешно применяют в работе данную методику.

Введение в образовательный процесс новых форм и методов обучения позволяет расширить педагогический методический потенциал, внести дополнения в индивидуальный стиль работы, а главное – сделать процесс обучения интереснее и для ребят, и для взрослых. Сегодня на семинаре мы познакомимся с методикой организации проектной деятельности. Нужно отметить, что ряд наших коллег уже несколько лет успешно применяют в работе данную методику и сегодня поделятся своим опытом. Методическая работа по изучению и овладению методом проектов рассчитана на два года. Напоминаю, что в апреле 2012г. на базе нашего учебного заведения проводится Конференция проектных и исследовательских работ старшеклассников города, в которой несомненно, должны принять участие и мы с вами.

Коршакова Людмила Николаевна

Общая схема выполнения проекта  Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (презентации, изделия, макеты и т.д.) и его защита.

Общая схема выполнения проекта

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
  • Сбор материала, обобщение полученных данных.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Подготовка проекта (презентации, изделия, макеты и т.д.) и его защита.
Критерии оценки результатов работы обучающихся : умение использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Критерии оценки результатов работы обучающихся :

  • умение использовать различные источники информации, методы исследования,
  • умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
  • умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
  Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя .  Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.   Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя .

Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 Метод проектов используется в процессе изучения предмета как способ достижения цели через самостоятельную проработку обучающимся конкретной учебной проблемы. Проектная работа должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный

Метод проектов используется в процессе изучения предмета как способ достижения цели через самостоятельную проработку обучающимся конкретной учебной проблемы. Проектная работа должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный "продукт" (изделие, презентация и т.п.).

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Коршакова Людмила Николаевна

 Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если: сформулирована цель предстоящих действий; намечены основные этапы; определены результаты каждого этапа в виде задач; установлены сроки выполнения проекта; определены исполнители, распределены функции каждого; намечены источники средств для достижения цели; определена форма отчетности по результатам проекта;

Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:

  • сформулирована цель предстоящих действий;
  • намечены основные этапы;
  • определены результаты каждого этапа в виде задач;
  • установлены сроки выполнения проекта;
  • определены исполнители, распределены функции каждого;
  • намечены источники средств для достижения цели;
  • определена форма отчетности по результатам проекта;
Цели проектной деятельности:  Образовательная – организация ндивидуальной или групповой деятельности обучающихся; выявление умения и способности обучающихся работать самостоятельно по теме. Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы. Развивающая – развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Цели проектной деятельности:

  • Образовательная – организация ндивидуальной или групповой деятельности обучающихся; выявление умения и способности обучающихся работать самостоятельно по теме.
  • Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
  • Развивающая – развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.
 Задачи проектной деятельности : Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность. Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности. Самоопределяться и самоутверждаться .

Задачи проектной деятельности :

  • Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
  • Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
  • Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
  • Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
  • Самоопределяться и самоутверждаться .
Виды проектов По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые  проекты. По времени выполнения краткосрочные и долгосрочные

Виды проектов

  • По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
  • По времени выполнения краткосрочные и долгосрочные
Разновидности  учебных проектов  (по продолжительности) Мини-проекты Недельные Годичные

Разновидности учебных проектов (по продолжительности)

Мини-проекты

Недельные

Годичные

Типы проектов:   Исследовательские - проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.  Ознакомительно-ориентировочные (информационные)   Информационный проект направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении, имеющем отношение к перспективам развития, с целью обобщения и представления широкой аудитории.

Типы проектов:

Исследовательские - проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении, имеющем отношение к перспективам развития, с целью обобщения и представления широкой аудитории.

  Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.   Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.  Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника,, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника,, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

 Практико-ориентированные (прикладные)  Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников . Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры , даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.   Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта .

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников . Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры , даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта .

  Ролевые, игровые. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, исторические деятели или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.   Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Ролевые, игровые. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, исторические деятели или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Результаты этих проектов либо намечаются

в начале их выполнения, либо вырисовываются

лишь в самом конце.

Критерии оценки результатов работы обучающихся : умение использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Критерии оценки результатов работы обучающихся :

  • умение использовать различные источники информации, методы исследования,
  • умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
  • умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Мини-проекты вполне укладываются в классно-урочную систему. Они представляют интерес и с методической точки зрения. Структурные элементы всех краткосрочных проектов одинаковые. В зависимости от содержания учебного материала незначительно корректируется время на каждый этап урока.

Мини-проекты вполне укладываются в классно-урочную систему. Они представляют интерес и с методической точки зрения.

Структурные элементы всех краткосрочных проектов одинаковые. В зависимости от содержания учебного материала незначительно корректируется время на каждый этап урока.

Структура  урока  по методу мини-проекта Этапы Содержание этапа I  Время II Постановка проблемы 3 мин. Планирование деятельности по реализации проекта III 2 мин. Подготовка продукта IV Презентация V 20-25 мин. Обобщение VI 10-12 мин. 2-3 мин. Рефлексия 1 мин.

Структура урока по методу

мини-проекта

Этапы

Содержание этапа

I

Время

II

Постановка проблемы

3 мин.

Планирование деятельности по реализации проекта

III

2 мин.

Подготовка продукта

IV

Презентация

V

20-25 мин.

Обобщение

VI

10-12 мин.

2-3 мин.

Рефлексия

1 мин.

Мини-проекты требуют от учителя очень длительной и серьезной подготовки. Необходимо учитывать специфику предмета, при подготовке данных уроков пройти следующие этапы: погружение в тему; систематизация и структурирование материала по теме урока; поиск определенной схемы работы с учебным материалом ; погружение в тему; систематизация и структурирование материала по теме урока; поиск определенной схемы работы с учебным материалом ;

Мини-проекты требуют от учителя очень длительной и серьезной подготовки. Необходимо учитывать специфику предмета, при подготовке данных уроков пройти следующие этапы:

  • погружение в тему; систематизация и структурирование материала по теме урока; поиск определенной схемы работы с учебным материалом ;
  • погружение в тему;
  • систематизация и структурирование материала по теме урока;
  • поиск определенной схемы работы с учебным материалом ;
К примеру, если разрабатывается урок по жизни и творчеству писателя, поэта, то лист (инструктивная карта) делится на 3 столбца: № слайда,   Дидактический материала ( вопросы и задания) Иллюстративный Учебный материал с указанием автора, названия, страниц источника материал информации;

К примеру, если разрабатывается урок по жизни и творчеству писателя, поэта, то лист (инструктивная карта) делится на 3 столбца:

слайда,

 

Дидактический материала

( вопросы и задания)

Иллюстративный

Учебный материал с указанием автора, названия, страниц источника

материал

информации;

Каждый дидактический материал (ДМ) сопровождался тем или иным учебным материалом, который или служил ответом на вопрос, или помогал сформулировать ответ, выполнить задание. Кроме того, в каждый ДМ помещались требования по оформлению слайда.

Каждый дидактический материал (ДМ) сопровождался тем или иным учебным материалом, который или служил ответом на вопрос, или помогал сформулировать ответ, выполнить задание. Кроме того, в каждый ДМ помещались требования по оформлению слайда.

При формировании групп ( а класс делился на 4 группы) учитывались реальные учебные возможности учащихся. (В каждой группе были учащиеся, умеющие быстро работать с текстовой информацией, умеющие представлять результаты работы, моделировать отношения в группе, работать самостоятельно, учащиеся, имеющие навык создания презентаций.)

При формировании групп ( а класс делился на 4 группы) учитывались реальные учебные возможности учащихся. (В каждой группе были учащиеся, умеющие быстро работать с текстовой информацией, умеющие представлять результаты работы, моделировать отношения в группе, работать самостоятельно, учащиеся, имеющие навык создания презентаций.)

Мини-проект дает возможность на уроке освоить большой объем учебной информации, активизировать деятельность каждого ученика на уроке. В результате работы с учебной информацией учащиеся создают продукт – мультимедийную презентацию, которая помогает наглядно, красочно сопроводить сообщения учащихся, представить материал в сжатом виде.  Увеличивается плотность урока. Каждый учащийся имеет возможность быть достойно оцененным. Все это способствует более эффективной учебной деятельности.

Мини-проект дает возможность на уроке освоить большой объем учебной информации, активизировать деятельность каждого ученика на уроке.

  • В результате работы с учебной информацией учащиеся создают продукт – мультимедийную презентацию, которая помогает наглядно, красочно сопроводить сообщения учащихся, представить материал в сжатом виде.
  • Увеличивается плотность урока.
  • Каждый учащийся имеет возможность быть достойно оцененным. Все это способствует более эффективной учебной деятельности.
Задача нелёгкая  — мастером стать, Чтоб лик приукрасить Земли. Намного труднее другим передать Уменья и знанья свои. Веками умельцы свой опыт несли Иным поколениям в дар, И люди всегда с благодарностью шли К наставникам и мастерам, Учитель бывает придирчив и строг, И часто детей « достаёт » , Но каждый Учитель  — немножечко Бог, Который тебя создаёт. В этом стихотворении

Задача нелёгкая  — мастером стать,

Чтоб лик приукрасить Земли.

Намного труднее другим передать

Уменья и знанья свои.

Веками умельцы свой опыт несли

Иным поколениям в дар,

И люди всегда с благодарностью шли

К наставникам и мастерам,

Учитель бывает придирчив и строг,

И часто детей « достаёт » ,

Но каждый Учитель  — немножечко Бог,

Который тебя создаёт.

В этом стихотворении