ПЕДСОВЕТ
Слайд 1 «Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету и методам анализа и творчества.»
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»
(Немецкий педагог А. Дистервег)
Выставка исследовательских работ
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, презентационные материалы.
Группы: 1-начальная школа- 11
2-иностранный язык , русский язык -8
3- математика, физика, биология, химия, география -9
4- обществоведческий цикл, художественно-эстетический цикл- 6
Конверт №1- понятия «проект», «реферат», «исследование», «доклад»
Конверт №2- роль учителя-предметника при организации проектной работы
Конверт №3 расставить по этапам проектно-исследовательскую деятельность
Конверт №4 Исследование. Объект «Мел»
Конверт №5 Синкве́йн
Слайд 2
Цели педагогического совета:
1. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, определение педагогического, методического потенциала проектно-исследовательской деятельности.
2. Ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии в обучении.
3. Создание условия для осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств, повышения интереса педагогов к инновационным технологиям.
4. Эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса.
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Основное требование современного общества к школе - формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные , производственные, общественные задачи, критически мыслить, систематически пополнять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их на практике. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Слайд 3
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего (полного) общего образования в пункте 5 раздела 1 дан портрет выпускника школы. Среди личностных характеристик учащихся следует выделять такую, как мотивированность на творчество и инновационную деятельность.
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А в наше время важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Но когда интерес к учению у детей падает, дети с трудом воспринимают изучаемый программный материал, то необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя по созданию условий для мотивации учебной деятельности школьников. Одним из способов повышения мотивации является организация учебной исследовательской деятельности на уроках.
Основа учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора , ощущение успешности . Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружение обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.
Наша задача- привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности и повседневной жизни. А метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться, как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения.
Слайд 4
Что же такое проект?
Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже.
Проектировать – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению. (В.Даль).
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д Разработанный ещё в первой половине 20 века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад.
Вообще путаница с терминами здесь довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Среди различных видов самостоятельной деятельности учащихся ближе всех по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как о методе обучения, давайте внесем ясность.
Задание 1.
Работа в группе с понятиями “доклад”, “реферат”, “исследование”, “проект”.
ДОКЛАД – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, и это не требует научной проверки или доказательства.
РЕФЕРАТ – это сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ПРОЕКТ – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. При таком построении проектной деятельности учащиеся демонстрируют высочайшую активность и заинтересованность проектом, оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Слайд 5
ИТАК,
Проектная деятельность- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность
Проектная деятельность помогает решать следующие образовательные задачи:
-развивает интерес ребенка к обучению через самостоятельное осмысление поставленной им задачи;
-способствует формированию навыков исследовательской деятельности; через творческую деятельность способствует развитию личности ребенка; -----способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.
Внедрение проектных технологий в школе повышает качество образования, так как повышается мотивация обучающихся к учению, пробуждается их интерес к предмету. В противовес традиционному обучению, где главным элементом является опорный конспект и учебник, а целью - получение информации, метод проектов следует целям опережающего развития личности. Метод не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но и преследует в качестве основной цели развитие личности ученика.
В нашей школе успешно используют проектную деятельность в учебно-воспитательном процессе следующие учителя: Милованова А.В., Диденко Н.В., Сергеева О.Е., Семенец М.А., Яроцкая О.А., Мажуга А.Б., Веверица Т.Г., Репина Л.О., Коваль Н.В., Анастасьева Е.Н.
Этапы проектной деятельности и их задачи.
Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи.
Задание №2
Работа в группах: Этапы проектной деятельности.
Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа : собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.
Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей.
Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.
Третий этап – реализация проекта.
Основные задачи : определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально ( индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок.
Четвёртый этап – презентация проекта.
Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.
Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.
В определенном смысле, учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях.
Задание 3
Работа в группах: В каких ролях выступает учитель ?
-энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
-специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); ---консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
-руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
- “человека, который задает вопросы”;
-координатора всего группового процесса;
- эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Слайд 6
Виды проектов
Информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
Исследовательский проект - для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации . Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
Практико-ориентированный проект совершенствует практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д.
В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, развить их творческие способности. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.
В ходе игровых или ролевых проектов развиваются коммуникативные навыки обучающихся. Целью автора такого проекта является вовлечение обучающихся в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Слайд 7
Не секрет, что многие не знают, с чего начать процесс исследования. Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- выбор способа проверки гипотезы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение результатов;
- вывод (подтверждение или опровержение гипотезы) .
Задание №4
Работа в группах:
Проведите исследование.
Объект исследования – мел.
Выбор темы исследования- постановка проблемы
Актуальность проблемы
Выдвижение гипотезы (гипотеза- предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство)
Способ проверки гипотезы, метод исследования
Вывод: подтверждение или опровержение гипотезы.
Любое исследование – это поиск ответов на поставленные вопросы, решения проблем. Следует учесть, что это не единственный путь построения современного урока, способствующего развитию критического и творческого мышления. Однако именно исследовательская деятельность учащегося закономерно приводит к выстраиванию его системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.
Очень важно, что включение в учебный процесс метапредметного содержания выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования, что необходимо для самоопределения личности обучающегося.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Основными результатами образования в начальной школе , согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Уже с начальных классов дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Задача учителя начальных классов - создать такие условия, которые способствовали бы развитию у обучающихся самостоятельности мышления и творческого начала в решении исследовательских задач.
Чепова Н.А.
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Знакомова А.А. Организация работы в ШНО «Мудрый совенок»
Мажуга А.Б.
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя на ступени основного общего образования.
Элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории, права и обществознания: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары. Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.
Картышева Т.В.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории, права, обществознания
Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, так как, во-первых, ученики уже обладают определенным набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниками, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшие учебные заведения имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и четко формулировать свои мысли и т.д.
Азарова О.Г.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.
Репина Л.О.
Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету.
С целью обеспечения благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития, поддержки одаренных обучающихся создано Школьное научное общество.
Руководитель-Зарипова Г.Р.
ШНО- обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития, поддержки одаренных обучающихся .
Заключение.
Главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ребенка. Личный интерес учащихся в данной деятельности является необходимым условием работы. Учитель выступает в роли консультанта: руководит учебной работой, направляет поиск учеников в нужное русло.
Исследовательская практика ученика- это не просто один из методов обучения, это формирование особого стиля учебной деятельности. В процессе исследовательской деятельности осуществляется развитие потребностей:
- в самопознании, удовлетворения интереса к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности;
- самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние школьника, он настроен на познание мира, он хочет его знать. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Работа в группе
РЕФЛЕКСИЯ:
Задание №5
СИНКВЕЙН (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Слайд 8
Вывод:
Проект - это метод обучения.
Проектная деятельность- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность
Проектная деятельность
- может применяться на уроке и во внеурочное время.
- ориентирована на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
- формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективна.
- дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменима
Слайд 9
Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:
повысить мотивацию школьников к учению;
расширить свой творческий потенциал;
способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Слайд 10
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Слайд 11
Советы учителю, работающему по методу проектов.
1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.
3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)
4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Главные условия организации работы над проектом.
Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.
Стремление учащихся работать над проектом.
Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
Доступность информации о ходе проекта.
Доступная ученикам библиотека, медиатека.
Рабочие уголки групп проекта.
Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
1. Отметить положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.
2. Продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.
3. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.
4. Руководителям МО проанализировать результаты работы членов методического объединения в данном направлении с целью улучшения качества и результативности исследовательской деятельности.
5. Организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
6. Администрации школы разработать для обсуждения в коллективе Положения о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.