СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо и развитие речи 9 класс 8 вид

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по письму и развитию речи для 9 класса 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Письмо и развитие речи 9 класс 8 вид»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Красномаякская средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

2017– 2018 уч. год

9 класс (8 вид) (4 часа в неделю)













Составил:

Учитель__русского языка и литературы

Мироненко Светлана Николаевна











п. Маякское

2017 год

1.1. Пояснительная записка

Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку 9 класса VIII вида составлена на основе:

Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

-приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

-Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) на 2017-2018 учебный год 9 класс.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В: Сб.1. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2011г.

  • Учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. / Сост. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2012г.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения грамматики и правописания у школьников, обучающихся по специальной программе (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями в процессе овладения письмом и развитием речи.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучается состав слова, формируются навыки правописания. Изучаются части речи для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.Изучение предложений необходимо для формирования у школьников навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Прививаются навыки делового письма.Изучение русского языка должно содействовать развитию логического мышления учащихся, выработке у них навыков работы с книгой, самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения. Программа построена с учётом принципов системности, доступности и преемственности между классами и разделами курса. Данная программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфемики, синтаксиса и пунктуации. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности при проведении различных разборов, а так же для выработки навыков самоконтроля. Прочные и осознанные навыки вырабатываются в постоянно осуществляемой системе тренировочных упражнений.

1.2 Цели обучения:

Ведущие целевые установки в предмете (описание ценностных установок, формирование которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета)



Цели и задачи преподавания русского языка по программе 9 класса VIII вида.

Цель преподавания письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида осуществить разностороннее развитие личности учащихся, способствовать их умственному развитию, обеспечивать гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

При обучении письму и развитию речи осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

1.3 Задачи обучения по предмету:

Задачи преподавания русского языка:

- дать учащимся определённый круг знаний по русскому языку;

- выработать умение, применять полученные знания на практике;

- сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований;

- сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

1.4 Общая характеристика учебного предмета:


Русский язык в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык влияет на качество усвоения всех школьных предметов.



1.6 Описание места учебного предмета в учебном плане:



Предмет русский язык относится к образовательной области «Филология».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 класс.

На изучение русского языка в 9 классе в основной школе отводится 4 часа в неделю: всего 136 часов в год.

Место предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану школы данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 9 классе по VІІІ виду по русскому языку отводится 136 часов, согласно календарному графику - 34 учебных недель, в неделю 4 часа.

1.7 Результаты освоения конкретного учебного предмета:



Результаты обучения.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты:

-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения;

Методы и приемы обучения.

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.



2. Содержание учебного предмета «Русский язык»



Содержание тем учебного курса

Повторение (10 часов).

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы (12 часов).

Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Состав слова (16 часов).

Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.

Имя существительное (10 часов).

Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное (10 часов).

Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Личные местоимения (10 часов).

Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол (16 часов).

Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголы с –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Увеличение количества часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого материала, предусмотренного программой, и трудностью усвоения данной темы учащимися.

Имя числительное (14 часов).

Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.

Наречие (10 часов).

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи (4 часа).

Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение (20 часов).

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Увеличение количества часов по теме «Предложение» связано с затруднениями учащихся при построении простых предложений с распространёнными однородными членами, сложных предложений с союзными словами, предложений с прямой речью и постановкой в них знаков препинания.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (4 часа).

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Учебно-тематический план

п/п



Раздел программы

Кол-во

часов

1.

Повторение

10

2.

Звуки и буквы

12

3.

Слово. Состав слова.

16

4.

Имя существительное.

10

5.

Имя прилагательное.

10

6.

Личные местоимения.

10

7.

Глагол.

16

8.

Имя числительное.

14

9.

Наречие.

10

10.

Части речи.

4

11.

Предложение.

20

12.

Повторение.

4


Итого

136 часов







4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.

Учебник «Русский язык» 9 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2012г.

  1. Методические материалы:

  • Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;

  • В.И.Яковлева Сборник текстов для изложений, Москва, «Просвещение», 1992г:

  • Ф.Д. Костенко Сборник диктантов, Москва, «Просвещение», 2000г:

  • М.А.Васильева, Г.Ф.Суворова Проверочные работы по русскому языку, Москва, «Просвещение», 1999г:

  1. Коррекционные упражнения:

  • Работа по карточкам.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»

  • Речевые разминки

  • Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления – «Кулачки», «Кораблик» и др.

  • Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно –горячо» «Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др.

  • Наглядные пособия. Опоры, схемы.

  1. Энциклопедия для школьников. Занимательный русский язык, Москва, «РОСМЭН», 2007

Программно – методическое обеспечение.

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 класс М. Просвещение 2011г.

  2. Учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовской«Русский язык» 9 класс М. Просвещение 2012 г. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

  3. Различные виды словарей.

Средства обучения.

Печатные пособия

Информационно-коммуникационные средства

Технические средства обучения

1.Опоры по темам

2. Виды разборов

3.Раздаточный материал

  1. Мультимедийные обучающие программы;

  2. Электронная энциклопедия

  1. Ноутбук (компьютер)



5.Планируемые результаты изучения предмета





Программные требования по русскому языку 9 класс VІІІ вид.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по оюъему изложения и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространенные правила правописания слов.

                     

Приложения к рабочей программе.

Приложение №1.



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.



Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, написание диктантов с грамматическим заданием, словарных диктантов. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель. Контроль осуществляется по завершению изучения темы. Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут или 45 минут на написание диктанта с грамматическим заданием.

Система оценивания. Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 – 9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 – 9 классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.

В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.








Приложение №2.



Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи.




п/п

Тема урока

Тип урока


К\ч

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Измерители.

Вид контроля

Дата

План

Факт



ПОВТОРЕНИЕ – 10 часов


1-2

Простое предложение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

Простые распространенные и нераспространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения, распространение предложений второстепенными членами.

Находить в тексте простые предложения.

Давать определение простым предложениям.

Упр.1 стр.4

Задание 2.



Находить и выписывать из предложения главные члены.

Упр.1 стр.4 , задание 1.

Распространять предложения второстепенными членами.

Упр.1 стр.4 , задание 3.

3-4

Простое предложение с однородными членами.

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

Простые предложения с однородными членами без союзов и с союзами и,а,но. Схемы однородных членов предложений. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Умение составлять и находить предложения с однородными членами, составлять к ним схемы.

Стр.5 задания, упр. 2, задание 1,2.



Расставлять запятые в предложениях с однородными членами.

Стр.5 правило, упр.3(1-3).

5-6

Обращение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

Схемы предложений с обращениями, правило, знаки препинания при обращении, тренировочные упражнения для учеников.

Умение находить в предложениях обращения, расставлять знаки препинания при обращениях.

Стр.8 упр.6



Давать определение обращению.

Стр.8 правило.

7-8-9-10

Сложное предложение с союзами и ,а, но, со словами который , когда, где , что, чтобы, потому что.

Урок обобщения и систематизации знаний.

4

Повторяется понятие о сложном предложении , знаках препинания при его написании, чертятся схемы сложных предложений, составляются сложные предложения из простых по образцу.

Подбирать схемы к сложным предложениям.

Стр.9, задание1.





Дополнять предложения союзами и союзными словами.

Стр.9, задание 1.

Составлять схемы сложных предложений.

Стр.10, упр.9.

Составлять сложные предложения.

Стр.10, упр.10.



« ЗВУКИ И БУКВЫ» - 12 часов


11-12

Звуки гласные и согласные.

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Сведения о звуках и буквах , русском алфавите, количестве гласных и согласных в нём, характеристика букв и звуков .

Указывать группу гласных и согласных.


Стр.17, таблица.








Называть буквы не имеющие звуков.



Выделять парные звонкие и глухие согласные.


Стр.17, таблица.










Записывать слова в алфавитном порядке.

Стр.17,упр.21.

13-14

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

Комбинированный урок.

2

Даётся понятие о твёрдых и мягких согласных, разбираются случаи твёрдости и мягкости согласных перед гласными и мягким знаком. Сведения о парных звонких и глухих согласных, правило на стр.21, способы проверки при написании сомнительных согласных в словах.

Называть твёрдые и мягкие согласные в словах.

Тексты подобранные учителем.



15-16

Ударные и безударные гласные.

Комбинированный урок.

2

Понятие об ударных и безударных гласных, правило о написании безударных гласных, тренировочные упражнения.








Уметь ставить ударение.

Определять ударные и безударные гласные.



Проверять написание безударных гласных.

Стр.20, правило.







Стр. 20 упр.26.



17-18

Развитие речи.

Деловые бумаги.

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Понятие о деловых бумагах их роли в жизни человека, понятие об объявлении, обучение составлению объявлений, заявления, расписки.

Уметь составить объявление.



Знать как его можно опубликовать.

Знать правило об объявлении.

Стр.23 упр. 33







Стр.23,праило.




19-20

Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова.

Комбинированный урок.

2

Даётся понятие о йотированных гласных, их применении на письме.

Уметь писать слова с йотированными гласными.

Дидактический материал (карточки для учащихся)



21-22

Разделительный Ь и Ъ знаки .

Комбинированный урок.

2

Правило правописания разделительного Ъ и Ь знаков, умение записывать слова с ними.

Знать правило правописания разделительного Ъ и Ь знаков.



Уметь записывать слова с ними.

Стр.19, правило.







Стр.19 упр.24





«СЛОВО. СОСТАВ СЛОВА» - 16 часов


23-24

Разбор слов по составу.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Даётся понятие о составе слова и его частях: корне, суффиксе , приставке, окончании; о сложных словах путём сложения корней.

Знать части слова: корень, суффикс, приставку, окончание; их роль в слове.

Уметь разбирать слова по составу.

Стр.26 таблица, стр. 27 правило.





Упр. 34, 35.



25-26

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов.

Комбинированный урок.

2

Рассматривается правило о единообразном

написании ударных и безударных гласных в корнях слов, об однокоренных словах.

Знать правило проверки безударных гласных в слове.

Уметь проверять и вставлять пропущенные безударные гласные в слова.

Стр. 28, таблица.







Упр.37.







27-28

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.

Комбинированный урок.

2

Закрепляется правило написания звонких и глухих согласных в словах, тренировочные упражнения для закрепления знания правила и его употребления на практике.

Знать правило проверки безударных гласных в слове.

Уметь проверять и вставлять пропущенные безударные гласные в слова.

Стр. 28, таблица.



Тетрадь№1 с печатной основой для учащихся «Состав слова»







29-30

Правописание приставок , меняющих конечную согласную ,в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-).

Комбинированный урок.



2












Правописание приставок , меняющих конечную согласную ,в зависимости от произношения: без-(бес-),воз-(вос-),из-(ис- ),раз-(рас-).

Познакомиться с правилом правописания приставок.



Уметь вставлять пропущенные согласные в приставках.








Стр.33, правило.









Упр.45,46,47.






















31-32

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо.

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Текст подобного для написания.сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо, раскрываются методы построения данного сочинения.

Уметь написать мини-сочинение на основе своих личных наблюдений в виде открытого письма.

Стр.45 упр.64.

(стр.71 упр.96)

Стр.112 упр. 147, 148.



33

Контрольная работа за 1 четверть.

Урок контроля знаний учащихся.

1

Даётся текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному за четверть материалу.

Умение писать под диктовку.



Умение выполнять грамматические задания.


Текст диктанта.







Текст грамматического задания.




34-35-36

Сложные слова.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

3

Даётся понятие о сложных словах , образованных способом сложения корней при помощи соединительных гласных О и Е и без них.

Уметь группировать сложные слова по схемам.


Стр.38 упр.52.







37-38

Сложносокращённые слова.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Вводится понятие о сложносокращенных словах их применении и написании.

Знать и понимать термин «сложносокращённые слова».

Уметь находить их в тексте, списывать из учебника.

Стр.40 правило.



Упр. 55, 56.









«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»- 10 часов


39-40

Основные грамматические категории имени существительного.

Комбинированный урок.

2

Выделяются основные грамматические признаки существительного. Даётся понятие об основных грамматических категориях существительного.

Знать грамматические признаки существительного.



Уметь их определять на письме.


Стр.53 таблица.







Упр.71, 72.










41-42

Правописание падежных окончаний имён существительных

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Вводится понятие о склонении имён существительных, их окончаниях.

Уметь определять склонение существительных по роду и окончанию.

Стр.58 таблица, упр.76, 77, 78.



43-44-45-46

Правописание падежных окончаний имён существительных

Комбинированный урок.

4

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Понимать как проверяется правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Уметь проверять правописание безуд. Падеж. Окончаний.

Стр.61 правило.









Упр. 80 ,81, 82.



47-48

Несклоняемые имена существительные

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Существительные, которые не изменяются по падежам.

Знать правило о несклоняемых существительных.



Уметь писать наиболее распространённые из них.

Стр.68 правило.





Упр. 91,92.





« ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» – 10 часов


49-50

Роль прилагательного в речи.

Комбинированный урок.

2

Грамматические признаки имени прилагательного. Согласование с именем существительным.

Уметь определять к какому существительному относится прилагательное.

Определять его род, число, падеж.

Тетрадь для учащихся «Имя прилагательное»



51-52

Согласование имени прилагательного с именем существительным

изучения и первичного закрепления новых знаний.





2






Согласование имени существительного и имени прилагательного, их взаимосвязь. Определение рода, числа и падежа прилагательного.




Уметь определять род, число и падеж прилагательного.



Знать правило.






Упр.100,101.



Стр.78, правило.



53-54-55-56

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Комбинированный урок.

4

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Написание разделительного Ь в окончаниях.

Уметь писать прилагательные на

-ий , -ья, -ье, -ьи.



Знать правило правописания.

Упр.108, 109, 110.





Стр.83 правило.



57-58

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Комбинированный урок.

2

..Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Уметь правильно писать окончания имён прилагательных, объяснять правильность их написания.

Упр.115, 116.





« ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» - 10 часов


59-60

Роль личных местоимений в речи.



изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Часть речи –местоимение, его роль в речи, личные местоимения, грамматические признаки местоимений.

Знать роль местоимений в речи.



Уметь находить их в текстах.

Стр.94, правило.



Упр.121-123.



61-62

Правописание личных местоимений.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Правила написания личных местоимений , его лицо и число, склонение личных местоимений.

Знать правила определения лица и числа местоимений.



Уметь определять лицо и число местоимений.

Стр. 99, таблица.





Упр.126-127.



63-64

Правописание личных местоимений.

Комбинированный урок.

2

Правила написания личных местоимений , его лицо и число, склонение личных местоимений.

Знать правила определения лица и числа местоимений.



Уметь определять лицо и число местоимений.



Уметь склонять личные местоимения.

Упр. 129, 130, 131.



65

Контрольная работа за 1 полугодие по тексту администрации.

Урок контроля знаний учащихся.

1

Даётся текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному за полугодие материалу.

Умение писать под диктовку.







Умение выполнять грамматические задания.


Текст диктанта.







Текст грамматического задания.




66

Работа над ошибками.

Урок коррекционной работы

1

Коррекция самоконтроля

Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике




67-68

Правописание личных местоимений.

Комбинированный урок.

2

Правописание личных местоимений 3 лица.

Уметь писать личные местоимения 3-его лица.

Упр.137,138, 139.





« ГЛАГОЛ» - 16 часов


69-70

Неопределённая форма глагола.

Комбинированный урок.

2

Форма глагола , её изменение, неопределённая форма глагола.

Уметь находить глаголы неопределённой формы и ставить их в неопределённую форму.

Упр.157, 159.



71-72

Развитие речи. Изложение «Мохнатая семейка».

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Обучение написанию изложения.

Знакомство с текстом, анализ прочитанного, составление плана, орфографический разбор текста.

Уметь с опорой на план письменно пересказать прочитанный и проанализированный текст.

Стр.110 упр.145.



73-74

Спряжение глаголов.

Комбинированный урок.

2

Изменение глаголов по лицам и числам.

Рассмотрение таблицы и знакомство со спряжением.

Объяснение и запоминание правила.

Уметь определять лицо и число глагола.

Упр.164, 165, 166.



75-76

Спряжение глаголов.

Комбинированный урок.

2

Спряжение глаголов, написание окончаний глаголов 2-го лица, единственного числа.

Уметь спрягать глаголы.

Знать правило о спряжении глаголов.

Учиться писать окончания глаголов 2-го лица ед. числа.

Стр.126 , правило.

128 правило.

Упр.168, 169.



77-78

Спряжение глаголов.

Комбинированный урок.

2

Спряжение глаголов.

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь спрягать глаголы.

Знать правило о спряжении глаголов.


Стр. 132 правило.



Упр.175, 176, 177.



79-80

Повелительная форма глагола.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Глаголы в повелительной форме единственного и множественного числа.

Знать правило о повелительной форме глаголов.



Уметь находить, заменять, выписывать глаголы в повелительной форме.

Стр.144 правило.





Упр.196, 197, 198.






81-82

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Комбинированный урок.

2

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Знать правило правописания глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Упр.199, 200.







Стр.146 правило.








83-84

Частица не с глаголами.

Комбинированный урок.

2

Значение отрицания придаваемое частицей НЕ при написании с глаголами.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Знать правило



правописания частицы НЕ с глаголами.



Уметь её писать .

Стр.124 правило.









Упр.160, 161, 162.





«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» - 14 часов


85-86

Понятие об имени числительном.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Понятие об имени числительном, его значении, вопросах, порядковых и количественных числительных.

Понимать значение числительного.

Уметь находить его в тексте.

Определять количественные и порядковые числительные.

Стр. 174, правило.



Упр.239, 240, 241.



87-88

Числительные количественные и порядковые.

Комбинированный урок.

2

Закрепляется понятие о количественных и порядковых числительных.

Знать вопросы на которые отвечают количественные и порядковые числительные.



Уметь находить их в тексте.

Стр.174 , правило.





Упр.243, 244.



89-90

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Комбинированный урок.

2

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Правила правописания этих числительных.

Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Знать правило правописания данных числительных.

Уметь правильно записывать их в тексте и под диктовку.

Стр.180,181-правила.






91-92

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Комбинированный урок.

2

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Правила правописания этих числительных.

Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Знать правило правописания данных числительных.

Уметь правильно записывать их в тексте и под диктовку.

Стр.180,181-правила.






93-94

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Комбинированный урок.

2

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.

Правила правописания этих числительных.

Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Знать правило правописания данных числительных.

Уметь правильно записывать их в тексте и под диктовку.

Стр.180,181-правила.






95-96

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Комбинированный урок.

2








Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Правила правописания этих числительных.

Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Знать правило правописания данных числительных.

Уметь правильно записывать их в тексте и под диктовку.

Стр.183 правило.







Упр. 254, 255.



97-98

Правописание числительных 40, 90, 100.

Комбинированный урок.

2

Правописание числительных 40, 90, 100.

Правила правописания этих числительных.

Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Знать правило правописания данных числительных.

Уметь правильно записывать их в тексте и под диктовку.

Упр.259.





« НАРЕЧИЕ» - 10 часов


99-100

Понятие о наречии.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Понятие о наречии.

Вопросы, на которые отвечают наречия.

Наречие - неизменяемая часть речи.

Понимать значение наречия.

Знать вопросы, на которые они отвечают.

Уметь находит наречия в тексте.

Стр.157, 158 правила.



Упр. 213, 215, 216, 217.



101-102

Наречия,

обозначающие время, место и способ действия.

Комбинированный урок.

2

Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

Вопросы на которые отвечает каждая категория наречия.

Знать вопросы ,на которые отвечает каждая категория наречия.



Уметь находить наречия в текстах упражнений.

Стр.162 правило.





Упр.224.



103

Контрольная работа за 3 четверть.

Урок контроля знаний учащихся.

1

Даётся текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному за четверть материалу.

Умение писать под диктовку.







Умение выполнять грамматические задания.


Текст диктанта.







Текст грамматического задания.




104-105-106

Правописание наречий с о и а на конце.

Комбинированный урок.

3

Знакомство с правописанием наречий с О и А на конце слова.

Знать правило правописания наречий с О и А на конце.

Уметь объяснять их написание.

Уметь составлять новые наречия от других частей речи.

Стр.167 правило.





Упр. 228, 229, 230.



107-108

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2



Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

Уметь написать заметку в стенгазету.












Стр. 70- 71, правило.



Упр.95, 96.




















«ЧАСТИ РЕЧИ» - 4 часа

109-110

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Понятие о частях речи, как объединённых группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Понимать различие и общность частей речи.

Стр.191 таблица.



Упр.261, 262.



111-112

Различие при употреблении в речи частей речи.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2








Понятие о частях речи, как объединённых группах слов, различающихся по грамматическим признакам.


Понимать различие и общность частей речи.

Стр.193 правило.



Упр.264, 265, 266, 267.














«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - 20 часов


113-114

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Комбинированный урок.

2

Простое предложение. Схемы простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Опираясь на таблицу , уметь рассказывать о простом предложении. Находить главные члены предложения. Писать простые предложения и подчеркивать в них главные члены предложений.

Стр.203 таблица.



Стр.204 правило





Упр.275, 276.277.



115-116

Предложения с однородными членами.

Комбинированный урок.

2

Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

Знать правило об однородных членах предложения.

Уметь находить их в тексте и расставлять запятые.

Стр.208 правило.



Упр. 281, 282.






117-118

Обращение.

Комбинированный урок.

2

Обращение – слова , которые указывают к кому обращена речь.

Место расположения их в предложении, знаки препинания при записи обращения.

Знать правило об обращении.



Уметь писать предложения с ними , расставлять запятые при обращении.

Стр.216, правило.





Упр.293, 294, 296.



119-120

Сложное предложение.

Комбинированный урок.

2

Сложные предложения. Схемы сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

Уметь при опоре на таблицу рассказывать о сложном предложении.

Уметь соотносить сложное предложение и его схему.

Стр.225 правило.

Стр.224 схема.



Упр. 305, 306.



121-122

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов..

Комбинированный урок.

2

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Уметь правильно расставлять запятые в сложных предложениях с союзами И,А,НО и без союзов.

Упр. 307, 308.








123-124

Сложные предложения с союзными словами.

Комбинированный урок

2

Сложные предложения с союзными словами.

Уметь записывать сложные предложения с союзными словами.

Упр.313, 314, 315.



125

Контрольная работа за учебный год.

Урок контроля знаний учащихся.

1

Даётся текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному за год материалу.

Умение писать под диктовку.







Умение выполнять грамматические задания.


Текст диктанта.







Текст грамматического задания.




126-127

Прямая речь после слов автора.

изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

Прямая речь после слов автора.

Оформление прямой речи на письме .

Знать правила оформления прямой речи на письме.



Уметь записывать прямую речь.

Стр.239, 240 правила.





Упр.330, 331,333.



128-129-130

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

Комбинированный урок.

3

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Знать правила оформления прямой речи на письме.



Уметь записывать прямую речь.

Упр.338, 339, 340, 341.



131-132

Большая буква в прямой речи.

Комбинированный урок.

2

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Знать правила оформления прямой речи на письме.







Уметь записывать прямую речь.

Упр.344, 345.





«ПОВТОРЕНИЕ» - 4 часа


133

Состав слова.

Комплексное применение ЗУН.

1

Повторение изученного о составе слова за год.

Уметь разбирать слова по составу.

Упр.349.



134

Части речи.

Комплексное применение ЗУН.

1

Повторение изученного о частях речи, умение их определять, знание их грамматических признаков.

Уметь определять и находить различные части речи.

Упр.354.



135

Простые и сложные предложения.

Комплексное применение ЗУН.

1

Простые и сложные предложения. Схемы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь грамотно писать простые и сложные предложения , расставлять в них знаки препинания.

Упр.350.



136

Простые и сложные предложения.

Комплексное применение ЗУН.





1








Простые и сложные предложения. Схемы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь грамотно писать простые и сложные предложения , расставлять в них знаки препинания.

Упр.355.














































2