СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии "Сервировка стола" .

Полезная информация для учителей

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по технологии»

План конспект.


Тема урока: Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями сервировки стола.

Задачи:

 Научить сервировать стол;

 Способствовать формированию эстетического вкуса, аккуратности, творческих способностей .

 Развитие коммуникативных умений во время практических заданий по сервировке стола.

 совершенствовать умения и навыки сервировки стола к ужину.

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности;

  • развивать трудовые навыки и исполнительские умения;

  • прививать чувство коллективизма, толерантности;

  • ответственность за порученное дело, развивать творческие способности.


Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: скатерть, тарелки, вилки, ножи, стаканы, салфетки полотняные, салфетки бумажные, памятки, иллюстрации.

Дидактическое обеспечение: учебник.

Учебно-техническая документация: материал для контроля знаний учащихся.

Вид урока: урок новых знаний и применения полученных знаний на практике.

Методы обучения: иллюстративный, словесный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.


Ход урока.


  1. Организационный момент. -3мин.

  2. Сообщение темы и цели. -1мин.

  3. Объяснение нового материала. -10мин.

  4. Практическая работа «Сервировка стола» -26мин.

  5. Рефлексия.-3мин.

  6. Уборка рабочих мест.-2мин.


1.Организационный момент.

- Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости. Начинаем наш урок. Я предлагаю вам работать сегодня под таким девизом «Работаю старательно, всё слушаю внимательно». Вы согласны со мной?


2.Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.

Однажды девочке Маше пришлось остаться дома одной, т.к. ее родители отправились на вокзал встречать родственников. Они обещали вернуться скоро, но задерживались. И Маша решила сделать маме сюрприз – накрыть стол к приходу гостей. Она приготовила всю необходимую посуду и скатерть с салфетками. И принялась накрывать стол. Время было позднее. Вдруг распахнулась дверь, и на пороге появились родители с родственниками. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду с места на место.


Тема сегодняшнего урока «Сервировка стола ».


Целевые установки на урок.

На уроке мы изучим правила сервировки стола , научимся применять их, и, я надеюсь, они помогут вам в жизни.

А начнем мы с изучения понятий:

      Сервировка стола

      Предметы сервировки стола

      Правила сервировки

      Изучим правила накрывания стола скатертью

      Изучим правила пользования салфеткой



Объяснение нового материала


Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса.


– Вспомним из вашего имеющегося опыта и знаний, Какие предметы сервировки стола вам известны?

Обуч-ся называют – учитель записывает на доске:

тарелки,

ножи и вилки,

салфетки,

скатерть,

бокалы,

приборы со специями, вазы с цветами


– Итак, эти предметы необходимы для правильной сервировки стола.

Сервировка стола – строго говоря, – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих кушаньям предметов – посуды, приборов, салфеток и т.д.


Сервировка стола должна отвечать определенным требованиям.

– Какие требования, по вашему мнению, предъявляются к сервировке стола?(Уч-ся отв. – учитель еще раз их проговаривает).


Сервировка стола должна:

      Соответствовать мероприятию

      Строго сочетаться с едой и напитками

      Быть эстетичной – гармонировать с общим интерьером

      Соответствовать тематической направленности

      Все предметы сервировки расположены в соответствии с принятыми правилами


Проблемное задание

– А теперь давайте вернемся к нашим записям предметов сервировки и попытаемся расположить их в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но, я думаю, на удобстве.

Расставляем цифры:

2. тарелки,

3. столовые приборы – ножи и вилки,

5. салфетки,

1. скатерть,

4. бокалы,

6. приборы со специями, вазы с цветами


– Итак, вот такой сервировки стола необходимо придерживаться, а основана она, как видим, не просто на определенных правилах, но больше на удобстве.


Практическая работа «Сервировка стола»


Перед началом практической работы выполняется Вводный инструктаж.

Выполнение ПР


Текущий инструктаж


– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.


Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.

Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это не эстетично и неудобно.


      Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.


      Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.


Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.


      Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.


      Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.


– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.



Подведение итогов




Сегодня мы узнали и научились сервировать стол, изучили основные правила сервировки, вспомнили способы складывания салфеток.

А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы.



  1. Что такое «Сервировка стола»?


  1. Что относится к столовым приборам?


3. C чего начинается сервировка стола?

4. Какие требования предъявляются к скатерти?


5. Где на столе должны находиться приборы для специй?

6. Где должна лежать салфетка после еды?


Красиво сервированный стол создает необыкновенную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.


Сервировка стола к завтраку


Оборудование __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход работы


1._______________________________________________________________________


2. Изучить предложенное меню


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В соответствии с меню расставить на столе:


  • Посуду и столовые приборы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • салфетки


Дополнительное задание


Из предложенного списка выберите приборы для индивидуального пользования и подчеркните их.


Вилка, нож, маслёнка, сахарница, закусочная тарелка, хлебница, набор для специй.


Приложения к уроку «Сервировка стола.»



ИСТОРИЯ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ


      В 8 веке при многих королевских дворах ещё не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали на углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолье нередко заканчивалось свалкой…

      С 11 века к трапезам начали допускать женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. Стол украшала скатерть, о которую можно было вытирать руки…Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть и пить не спеша…

      В 13 веке излюбленными были плюшевые скатерти, сложенные вдвое и усыпанные цветами…

      В 14-15 веках новая знать всё более стремится к роскошной жизни. Правила поведения за столом становятся всё более утончёнными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: «Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твоё здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы не каркал до времени, беги подальше от людей»…

      В 16 веке в Европе стало обычным делом пользоваться ложками и ножами, хотя вилка укоренялась медленно. Существовали даже учебные пособия, в которых часто рассказывали, как подавать разную еду, как украшать стол, как складывать салфетки…

      В 19 веке всё более совершенствовалась культура застолий. Сервиз состоял из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд, столовые приборы стали изготавливать из серебра, мельхиора и других современных металлов. Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола.














КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ


К столовому белью, которым пользуются все участники застолья, относятся скатерти и салфетки. Скатерти – чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные придают столу праздничный, торжественный вид. Одинаково хороши полотняные белые и цветные скатерти. Правда, есть здесь свои традиции: для торжественных случаев рекомендуются белоснежные слегка подкрахмаленные скатерти, а для чайного стола – цветные. Классический материал для скатертей – лён и хлопчатобумажное ткань, существует множество скатертей и из синтетических волокон. Скатерти бывают разными: однотонными и цветными, с простым или сложным орнаментом, украшенные узорами или вышивкой, одинарные и двойные.

Первые образцы вышитых скатертей найдены на территории Европы, в Скандинавии. Они относятся к бронзовому веку. В средние века вышивка, так же как чтение и письмо, была привилегией знати и монастырей. До сегодняшнего дня мы восхищаемся экспонатами, выставленными в музеях прикладного искусства, среди них множество образцов не только вышитой одежды, но и столового белья: скатертей, салфеток. Образец для вышивания.

Хорошо выглаженную скатерть берут двумя руками по ширине, резко встряхивают над поверхностью стола и, опустив на стол, протягивают ее на себя. Образовавшаяся при встряхивании между столом и скатертью воздушная прослойка позволяет легко сдвигать скатерть в нужном направлении, чтобы ее центральная складка легла строго по центру стола. Желательно при этом, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон примерно на 25-30 см: если скатерть будет свисать ниже, то будет мешать сидящим за столом, а если выше – то будет смотреться не эстетично. Кроме того, это очень неудобно, т.к. она может сдвигаться. Каждый угол скатерти должен опускаться строго против ножек стола и закрывать их. Для того, чтобы во время еды не слышно было стука посуды и приборов, под скатерть подстилают плотную фланелевую ткань.

Недопустимо накрывать стол плохо отглаженной скатертью.

Выбор скатерти всегда должен соответствовать поводу и цели праздника. Следует очень осторожно относиться к скатертям с ярким рисунком. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Еще скатерти выбирают с узорами в тон столового сервиза. При выборе скатерти учитывают и психологию цвета: красные и желтые тона – приветливы, синие и зеленые – напротив, холодноваты и сдержанны. Элегантно смотрятся строгие белые скатерти. Пестрые набивные скатерти создают атмосферу радости в детский день рождения. Затейливо вышитые создают нужное настроение например на Пасху или Рождество.


Итак, скатерть основа всей композиции стола – все с ней должно гармонировать.

Непременная деталь при сервировке стола – салфетки. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. А, кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка еще и украшает стол.

В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные. Столовые салфетки размером 46:46 см необходимы за столом практически во всех случаях и только для сервировки стола к чаю рекомендуются так называемые чайные салфетки размером 35:35 см, преимущественно цветные.

Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки, которые в семейном кругу вполне можно заменить бумажными. Их обычно предварительно свертывают треугольником, кладут по 8-10 шт. в салфетницы и ставят на стол. Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно легонько скатать в шарик и положить под борт тарелки, а после еды – на тарелку вместе с использованными приборами.

Существует много способов сворачивания салфеток, но мы рекомендуется, чтобы при сворачивании как можно меньше прикасаться к ним руками, и чтобы в развернутом виде салфетка не выглядела слишком мятой. Кроме того, салфетка должна быть свернута так, чтобы ее легко было развернуть.

При сервировке стола к небольшому празднику салфетки складывают простыми фигурами: треугольником, вчетверо, пополам, а для торжественного ужина или обеда – используют более сложные формы складывания салфеток.

Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.



НОЖ

Среди древнейших орудий важное место занимали кремнёвые ножи, служившие одновременно и оружием, и для нарезания пищи. Сотни тысяч лет потребовались, чтобы примитивные кремнёвые ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия охоты и войны преобразовались в мирный столовый нож.

Конец столового ножа, в отличие от кухонного, перочинного, охотничьего и других, овальный и тупой. Эта форма родилась в средние века и связана с жестокими обычаями. Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, они могли стать в любую минуту боевым оружием, если мирная беседа переходит в страстный спор.



ВИЛКА

Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Нептуна и Посейдона, или обыкновенные крестьянские вилы.

Вилка вошла в обиход сравнительно недавно – 2-3 века назад, а в России – во времена Петра I.

Первые европейские вилки делались с двумя и тремя зубцами. Позже появились вилки с четырьмя зубцами. Вначале вилки, как особо ценные предметы сервировки, использовались для десерта, а остальную пищу ели руками или при помощи ложки.

Зубцы вилок всегда изогнуты: изгиб на вилках появился в 17 веке. Изгиб этот не случаен. Вилку полагается при пользовании держать вогнутой стороной вниз. В таком положении удобнее подносить кусок пищи ко рту. Когда вилкой придерживают разрезанный на тарелке кусок, то изгиб придаёт наклонной вилке большую устойчивость, и она не скользит. Когда же при помощи вилки берут, например, картофельное пюре, то вилку переворачивают, и изгиб зубцов облегчает пользование ею.

ЛОЖКА

Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают её уже давно почти все народы. Для изготовления ложек употребляли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику. Снабжали их резьбой и росписью. Когда появились ложки, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад они были уже известны. Так, Лаврентьевская летопись, датируемая 987-996 годами, рассказывает, как дружина князя Владимира сетовала на то, что они едят деревянными ложками, словно простой люд, а не серебряными, как князья.

Выработались и особые приёмы пользования ложкой. Зачерпывая суп, ложкой делают движения от себя и наполненную ложку несут обратно над тарелкой. При этом падающие капли жидкости попадают не на скатерть или костюм, а в тарелку.


Сервировка стола к ужину


Оборудование __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход работы


1._______________________________________________________________________


2. Изучить предложенное меню


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В соответствии с меню расставить на столе:


  • Посуду и столовые приборы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • салфетки


Дополнительное задание


Найдите лишнее слово в предложении и подчеркните его.


При сервировке стола к ужину используют тарелки, вилки, чашки.

супницу, сахарницу, чайные ложки.






 

  • Если