СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока о лиственнице

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план занятия о лиственнице.

Просмотр содержимого документа
«План урока о лиственнице»


Биологические особенности лиственницы (5-9 кл)


Цели урока:

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися разных классов, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование основ экологической культуры.

Метапредметные

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

  • анализировать существующие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Познавательные

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • определять логические связи между предметами и явлениями;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, преобразовывать текст в новую форму;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные

  • Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать её;

  • Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, использовать разные информационные ресурсы для поиска информации.

Предметные

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях

  • формирование системы научных знаний о живой природе

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования;


Инструментарий учителя: раздаточный материал (текст), компьютер, мультимедийная презентация, разработанная учителем.



Ход урока


Мотивационно-целевой этап (этап вызова - вызвать познавательный интерес к проблеме; обеспечить эмоциональное переживание от неполноты знания вопроса; организовать самостоятельную постановку цели.

Приветствие учащихся. Загадка:

Она обронила хвою

И стоит раздетая зимою,

Но придёт на Север к нам весна,

И опять оденется она! (2 слайд) ответы учащихся.

Сегодня на уроке русского языка вы читали интересный текст и много узнали о лиственнице.

Учитель задает вопросы:


- Лиственница – это объект живой или неживой природы? (живой)

- А как называется наука о живых организмах? (биология)

- Что говорится о биологических особенностях лиственницы в начале текста? Давайте обратимся к первому абзацу текста (единственное листопадное дерево среди наших хвойных)

- Не видите ли вы здесь противоречия? Вам известно, что большинство хвойных растений вечнозелёные. А ПОЧЕМУ ЛИСТВЕННИЦА СБРАСЫВАЕТ СВОИ ХВОИНКИ НА ЗИМУ?

- Может быть это связано с особенностями её строения?

Основной этап.

Цель: изучение биологических особенностей растения.( Слайд 4), просмотр видеофрагмента о лиственнице.

Чтобы правильно ответить на вопрос о причине листопада у лиственницы, я предлагаю поработать с текстом: прочитать, заполнить таблицу «Особенности строения вегетативных органов» (что мы относим к вегетативным органам?)

Особенности строения вегетативных органов

Корень

Стебель

Лист

Лиственница:

Корневая система стержневая, мощная, разветвлённая

Стебель древесный до 50м в длину, обхват ствола более 1 м. Высокая плотность древесины

Листья-хвоинки мягкие, не имеют плотной кожицыпокрыты очень тонкой кутикулой, ярко-зелёные, сидят поодиночке (на удлинённых побегах) или пучками (на коротких побегах).

Итак, хвоя лиственницы, оказывается, не имеет плотной кожицы, защищающей от интенсивного испарения, и восковой налёт у неё очень-очень тонкий. А это значит, что через такие хвоинки всегда будет активно идти процесс… (транспирации). И если лиственница не сбросит их, то… (высохнет и погибнет). А так она может переносить даже самые суровые морозы до – 70 С

(слайд 5,6).

Что касается генеративных органов, здесь тоже есть свои особенности. Мы говорили о том, что к органам размножения у растений относят цветок, плод и семя. Однако хвойные растения не образуют цветков и плодов. Вместо этих структур у лиственницы на побегах образуются шишки.

Чтобы подробнее узнать об особенностях их строения и значении давайте вновь обратимся к тексту. Давайте попробуем восстановить «повреждённый текст» (слайд 7,8).


Шишки образуются у лиственницы в лесу с ____ лет, а на открытых местах лет с ____. Мужские шишки у лиственницы жёлтые, а женские ___________ или ___________. Семена в них созревают к __________, обычно оставаясь в шишках до весны, а сами шишки, темнея, не опадают ещё несколько лет, придавая дереву декоративный вид. Обильные семенные годы бывают раз в __________ лет, но всхожесть семян у лиственницы _________.


Вот, оказывается, сколько биологических особенностей имеет лиственница!

Групповая работа.

7-8 классы – работа по терминам данной темы, (слайд 11-контроль работы по данному заданию), задание на соответствие (в конвертах), по окончании работы озвучивают результаты.

5-6 классы, игра «Вопрос-ответ» (пока учащиеся 7-8 классов заняты работой по терминам).

    1. Биологический символ России? (берёза)

    2. Дерево, которое является претендентом на титул царицы русского леса? (лиственница)

    3. Докажите, что лиственница-светолюбивое дерево. (хвоинки ярко-зелёные)

    4. Кто под Архангельском сбивал палкой шишки с лиственниц и зачем? (формейстер Фогель, лесной знаток, немец, родился в России, таким образом собирал семена лиственницы для посадки, для закладки корабельных рощ)

    5. Древесина лиственницы по прочности, по долговечности не уступает ….(дубу и камню)

    6. Назовите особенности древесины лиственницы.

    7. За что почитают лесоводы нашей страны лиственницу? (устойчива к морозам, загрязнённому воздуху, бедным почвам, переносит засуху)

    8. Жизненная форма лиственницы? (дерево, имеет 1 ствол)

    9. Сколько веков простояла Венеция на негниющих лиственничных сваях? (более 5 веков)

    10. Как сегодня используется древесина лиственницы, её кора и хвоя?

    11. Во сколько лет как правило лиственницу начинают рубить? (в 150-200 лет)

    12. Назовите биологические особенности по которым вы отличите лиственницу от ели, от сосны обыкновенной, от сосны кедровой?

    13. Какова продолжительность жизни лиственницы? (500лет, иногда до 800 лет)

    14. Какова всхожесть семян лиственницы? (низкая, необходима стратификация – продолжительное охлаждение – до 00С во влажном состоянии).



- А каковы её экологические особенности? К каким условиям окружающей среды она приспособлена?

Я предлагаю поиграть в игру «Лови ошибку» (найти утверждения с биологической ошибкой и исправить их), (слайд 12).

1. Лиственница способна выносить свирепые морозы.

2. Лиственница – тенелюбивое растение, в затенении не образует шишки и не растёт.

3. Лиственница не способна вынести загрязнённый воздух.

4. Лиственница способна расти на бедных почвах.

5. Лиственница не устойчива к сильному ветру.

6. Лиственница способна перенести засуху.

В тексте написано: в затенении лиственница не образует шишки и не растёт.

Объясните, почему? (т.к. лиственница – светолюбивое растение, в её листьях-хвоинках мало хлорофилла, при недостатке света снижается интенсивность фотосинтеза, а значит, возникает дефицит питательных веществ, необходимых для роста и развития растения).

Сказано, что лиственница устойчива к загрязнённому воздуху.

Как вы думаете, почему? (из атмосферы на листьях постепенно оседают вредные вещества и нарушают протекание физиологических процессов, благодаря листопаду, лиственница избавляется от этих веществ, таким образом противостоит загрязнённому воздуху).

В тексте говорится об устойчивости дерева к ветру. Чем это обусловлено? (развитием мощной, разветвлённой корневой системы, основательно укрепляющей растение в почве).

Способна лиственница перенести и засуху. С чем это связано? (со строением листьев: уменьшение размера листовой пластинки значительно снижает интенсивность испарения влаги растением).

Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (составление синквейна, интеллект- карты по теме занятия). Цель: добиться глубокого осмысления темы.

Лиственница

Хвойная, листопадная

Растёт, доживает, сбрасывает

Устойчива к неблагоприятным условиям

Царица



Рефлексия (ответы учащихся)

Я сегодня узнал(а) ….

Я понял(а) ......

Я думаю, что …..

Благодарю учащихся за совместную деятельность.