Автор: Дроздова Светлана, учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
МБОУ «Устьваеньгская средняя школа»
Проект урока изучения нового материала в 4 классе по теме:
«Планеты Солнечной системы».
(УМК «Гармония»)
Учебный предмет Класс Тема урока: | Окружающий мир 4 класс Планеты Солнечной системы |
Учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (4 класс) |
Тип урока: Вид урока: Цель урока: Формы работы: Оборудование: | урок изучения нового материала урок-путешествие. получение новых знаний о Солнечной системе, её составе. индивидуальная, парная, групповая. презентация; карточки для самостоятельной работы, схема Солнечной системы, конверты с моделями планет. |
Планируемые предметные результаты:
Знакомятся с планетой Земля, планетами Солнечной системы.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; моделирование выделенного отношения в предметной, графической.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Ход урока
Мотивация на урок
-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.
2.Актуализация знаний.
- Вспомните, что мы начали изучать на прошлом уроке. (Космическое пространство, небесные тела.)
- Люди давно живут на Земле. Звездное небо было первой Великой Книгой, которую учились читать и понимать. Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
-Дома вы читали сведения о различных небесных телах.
- Объединитесь в пары и соедините названия небесных тел и их определения. (Приложение 1)
|
Самосветящееся небесное тело Луна Группа звезд, занимающая определенный участок неба Звезда Космический объект, обращающийся вокруг планеты Созвездие Спутник Земли Спутник |
Проверка. (Слайд 1)
- Какие еще небесные тела вы знаете? (Комета, астероид, метеорит и т.д.)
Рассказ учеников о комете, астероиде, метеорите. (3 чел.)
- Продолжаем наше путешествие по космическому пространству.
Объединить в группы космические объекты:
Солнце, Земля, Большая Медведица, Полярная, Юпитер, Сириус, Венера, Большой Пес, Скорпион.
(1 группа – звезды, 2 группа – созвездия, 3 группа – планеты)
- О каких космических объектах мы еще не говорили? (Планеты)
- Что вы знаете о планетах? Сколько их? Как называются? Есть одна особенная планета. В чем её особенность? (Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь)
3. Объявление темы, постановка задач.
- О чем будем говорить на уроке? Назовите тему нашего урока. (Планеты Солнечной системы. (Слайд 2)
- Что такое Солнечная система? (Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела)
Постановка целей, задач.
- Какие цели перед собой поставите? Что хотите узнать, вспомнить?
1.Как называются планеты, сколько их?
2.Расположение планет.
3.Интересные сведения. (Слайд 3)
4. Изучение нового.
- У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями.
- Будете работать в группах. (Вспоминаем правила работы в группах). Каждая группа должна построить модель Солнечной системы.
- Вы хотели узнать, в каком порядке от Солнца располагаются планеты. Используя таблицу (приложение 2), расположите планеты в правильном порядке. А еще у вас есть карточки (приложение 3), на которых написана информация о планетах, найдите интересные сведения, которые вы сможете нам рассказать. Приступаем к работе.
Работа в группах.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Вынести Солнечную планету на доску).

- Теперь сравним, правильно ли вы расположили планеты. Молодцы! Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их по порядку. (Слайд 4)
-Как называется ближайшая и самая яркая планета? (Венера)
-Самая большая планета? (Юпитер)
-Назовите планету, которая знаменита своими кольцами. (Сатурн)
-Итак, вокруг Солнца вращается 9 планет. Какие интересные факты нашли о планетах?
(Рассказы детей)
-Назовите третью от Солнца планету. (Земля) Чем наша планета отличается от всех остальных? ( На Земле есть жизнь.)
-Да, наша планета сравнительно небольшая, это единственная планета, на которой есть жизнь. У Земли один естественный спутник. Какой? (Луна)
- На Земле происходит смена дня и ночи, меняются времена года. Почему это происходит? ( Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца).
- Верно, полный оборот вокруг своей оси наша планета совершает за сутки. Одновременно Земля движется вокруг Солнца, поэтому происходит смена времен года.
- Земля- третья от Солнца планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, может быть, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие жизнь.
- Посмотрите еще раз на планеты. На какие две группы их можно разделить? (Маленькие и большие)
-Ученые дали названия этим группам:
Планеты земной группы (каменные) Планеты-гиганты (газовые)
Марс Юпитер
Венера Сатурн
Земля Уран
Меркурий Нептун
- А Плутон не входит ни в одну из групп, потому что карликовая. (Слайд 5)
5.Рефлексия.
- Чтобы запомнить названия и расположение планет, послушайте стихотворение.
(Слайд 5)
Планеты у Солнца танцуют, как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон –
Последней планетой является он.
Каждая группа вывешивает на доску модели Солнечной системы. (Приложение 4)
-Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? Сколько планет в Солнечной системе? Как располагаются планеты по отношению к Солнцу? Что интересное узнали о планетах?
6. Итог.
-Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной. Научились запускать искусственные спутники и летать в космос, направили космические ракеты на Луну, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется вам.
7. Домашнее задание.
- Дома найти информацию о том, как люди в древности представляли нашу планету. Задание в тетради стр. 29 № 5.
Приложение 1
Самосветящееся небесное тело Луна Группа звезд, занимающая определенный участок неба Звезда Космический объект, обращающийся вокруг планеты Созвездие Спутник Земли Спутник |
Приложение 2
№ | Название планеты | Диаметр планеты в км | Расстояние от Солнца в млн. лет |
1 | Меркурий | 4 880 | 58 |
2 | Венера | 12 100 | 108 |
3 | Земля | 12 742 | 150 |
4 | Марс | 6 800 | 227 |
5 | Юпитер | 140 000 | 420 |
6 | Сатурн | 116 000 | 777 |
7 | Уран | 50 800 | 1 426 |
8 | Нептун | 48 600 | 2 869 |
9 | Плутон | 2 280 | 4 496 |
Приложение 3
Меркурий – первая планета от Солнца. Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля, – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Он вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера – вторая планета от Солнца. По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.
Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причём некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).
Гигант Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твёрдое ядро, окружённое бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, а в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твёрдых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.
Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От Солнца он удалён на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зелёный цвет.
Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептуна носит имя римского бога морей.
Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы (хотя сейчас мнения ученых о том, считать ли Плутон планетой, разделились). Его диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога-повелителя царства мёртвых. Температура на поверхности Плутона – минус 230 градусов.
Приложение 1
Самосветящееся небесное тело Луна Группа звезд, занимающая определенный участок неба Звезда Космический объект, обращающийся вокруг планеты Созвездие Спутник Земли Спутник |