СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Газовые законы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал  может быть полезным на уроке физики в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Газовые законы»

Пояснительная записка



Рабочая программа по физике составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования



Всего часов 68

Количество часов в неделю 2

Количество плановых зачётов 6

Количество лабораторных работ 8



Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.



Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Задачи учебного предмета



Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности



Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:



Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.



Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.



Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




























Основное содержание (68 часов)



Тема

Количество часов

Зачёты

Лабораторные работы

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение)

11

2

2

Магнитное поле

6

1

1

Электромагнитная индукция

5

1

1

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

12

1

1

Механические колебания

2


1

Электромагнитные колебания

5



Механические волны

2



Электромагнитные волны

3

1


ОПТИКА

15

1

5

Световые волны

9


4

Элементы теории относительности

3



Излучение и спектры

3

1

1

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

14

2

0

Световые кванты

3



Атомная физика

3

1


Физика атомного ядра. Элементарные частицы

8

1


ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА

1



СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

8

(7) в авт.план.)



ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

7



ИТОГО

68

6

8









Зачёты


Лабораторные работы

Тема


Тема

1

Стационарное магнитное поле


1

Наблюдение действия магнитного поля на ток

2

Электромагнитная индукция


2

Изучение явления электромагнитной индукции

3

Колебания и волны


3

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника

4

Оптика


4

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла

5

Световые кванты. Атомная физика


5

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

6

Физика ядра и элементы физики элементарных частиц


6

Измерение длины световой волны




7

Оценка информационной емкости компакт-диска




8

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров







Календарно-тематическое планирование

№ 

Тема урока

Требования к базовому уровню подготовки

Уч.матер.

дом.зад

ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 6ч

Стационарное магнитное поле. Индукция магнитного поля.

Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция»

Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях

§ 1 стр. 5-10

§ 2-3 стр.18 №3

Сила Ампера

Лабораторная работа № 1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Стр 413- 415

Сила Лоренца

§ 4-5 стр 26 №3

Магнитные свойства вещества

§ 6 стр 27-30

Зачёт № 1 по теме «Стационарное магнитное поле»

§ 1-6 стр 5-26

Электромагнитная индукция (5 ч)

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме

§ 7 стр 31-33

§ 8-10 стр 45 №4

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Лабораторная работа № 2«Изучение явления электромагнитной индукции»

Стр 414-415

Явление самоиндукции. Индуктивность.

§ 11-12 стр52 №3

Зачёт № 2 по теме «Электромагнитная индукция»

§ 7-12 стр 31-49

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (12ч)

Механические колебания (2 ч)

Свободны колебания. Гармонические колебания. Резонанс.

Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания

§ 13-17 стр 68 №4


Лабораторная работа № 3«Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»

Стр 415-416

Электромагнитные колебания (5 ч)

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме

Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами

§ 18 стр 77-79

Гармонические ЭМ колебания. Формула Томпсона.

§ 19-20 стр 85 №2

Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.

§ 21-22 стр 86-95

Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.


Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения

§ 23-25 стр 100 №3

Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и использование электрической энергии

§ 26-28 стр 115 №5

Механические волны (2 ч)

Волна. Свойства волн и основные характеристики. Уравнение бегущей волны.

Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны

§29-30 стр 116-124

Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.

§31-34 стр 138 № 2

Электромагнитные волны (3 ч)

ЭМ поле. ЭМ волна. Опыты Герца.

Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн

Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения






§ 35-36 стр 140-150

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи

§ 37-43 стр 169 №1

Зачёт № 3 по теме «Колебания и волны»

Стр 68-43

ОПТИКА (15 ч)

Световые волны (9 ч)

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света

Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления

Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач

Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения

§ 44-46 стр 178 №4

Законы преломления света. Полное отражение света.

§ 47-49 стр 190 №6

Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Увеличение.

§ 50-52 стр №9

Дисперсия, дифракция и интерференция света. Границы применения.

§ 53-57 стр 203-217

Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

§ 58-60 стр 224 №2




Лабораторная работа № 4«Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»

Стр 416-417

Лабораторная работа № 5«Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Стр 417-418

Лабораторная работа № 6«Измерение длины световой волны»

Стр 419

Лабораторная работа № 7«Оценка информационной емкости компакт-диска»


Стр 419-421

Элементы теории относительности (3 ч)

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики

§ 61-63 стр 229-238

Элементы релятивистской динамики.

§ 64-65 стр 244 № 5

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»


Излучение и спектры (3 ч)

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение

§ 66-68 стр 246-258




Стр 421


Лабораторная работа №8«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»


Зачёт № 4 по теме «Оптика», коррекция




Стр 229- 258

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (6 ч)

Световые кванты (3 ч)

Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач

Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике

Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света

§ 69-70 стр 260-267

Фотоны. Гипотеза де Бройля

§ 71 стр 268-270

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

§ 72-73 стр №3

Атомная физика (3 ч)

Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атомов водорода.

Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома

Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора

Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров












§ 74-75 стр 279-287

Лазеры

§ 76-77 стр 298 № 5

Зачёт № 5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция

Стр 260- 295

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (8 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель.

Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада

Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов

Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики

§ 78-79 стр 299-304

Энергия связи атомных ядер.

§ 80-81 стр 309 №5

Радиоактивность. Период полураспада. Виды радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации частиц.

§ 82-86 стр 322 №3






Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.


П. 87-88стр 327-336

Ядерный реактор. Термоядерные реакции.


§ 89-91 стр 343 №3

Применение ядерной энергии. Изотопы. Применение изотопов. Биологическое действие излучений.


§ 92-94 стр 344-352

Развитие физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки.


§ 95-98 стр 353-364

Зачёт № 6 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц», коррекция



Стр 299-364



ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (1 ч)

Физическая картина мира

Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса

Стр. 408

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (8 ч)

Небесная сфера. Звёздное небо. Законы Кеплера.

Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан, созвездие (и зодиакальное), дни летнего/зимнего солнцестояния и весеннего/осеннего равноденствия, звезда, планета, астероид, комета. Метеорное тело, фото- и хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер, звёзды-гиганты и –карлики, переменные и двойные звёзды, нейтронные звёзды, чёрные дыры; уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, пояс астероидов, изменение внешнего вида комет, метеорные потоки, ценность метеоритов; знать основные параметры, историю открытия и исследований планет-гигантов

§ 99 стр 365-370

§ 100 стр 371- 373

Система Земля – Луна

Строение Солнечной системы

§ 101 стр 374-378

Солнце. Основные характеристики звезд.

§ 102 -103 стр 379-387

Внутреннее строение Солнца. Эволюция звезд.

§ 104-105 стр 388-393

Млечный Путь

§ 106 стр 394-396

Галактики

§ 107 стр397-401

Строение и эволюция Вселенной.

П. 108 стр 402 -405








ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (7 ч)

Магнитное поле.

Электромагнитная индукция.

Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца

Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца

Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения

Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника

Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы

Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы

Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры

Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры

Знать основной материал 11-14 глав

Уметь применять его на практике

Гл.1,2

Механические колебания.

Электромагнитные колебания.

Гл.3, 4





Гл.5,6




Производство, передача и использование электрической энергии.

Механические волны.

Электромагнитные волны.

Световые волны.



Гл.7,8




Элементы теории относительности.

Излучения и спектры.



Гл.9,10


Световые кванты. Атомная физика.

Гл.11,12








Физика атомного ядра. Элементарные частицы


Гл.13,14