Рабочая программа кружка « Экскурсионная и театральная деятельность» составлена на основе сборника инструктивно-методических материалов «Организация внеурочной
деятельности младших школьников» , автор Е.А. Малышева, Биробиджан, 2011г.,
и программы «Музей в твоем классе» (УМК «Перспективная начальная школа», сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» (С.К. Тивикова, М.К. Приятелева, НИРО, 2011), , в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
-знакомство с историей музейного и театрального дела, развитие самостоятельности и инициативы, формирование культурной и исторической памяти.
№ | Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | Азбука любителей театра и музея. Правила поведения. Музейная экспозиция и её виды.16 ч. | Актёрское мастерство. Понятия: сцена, фойе, звонки. Виды театров ( драматический, кукольный, музыкальный, оперы и балета, детский). Что такое музей, виды музеев (краеведческий, техники, исторический). Театральный репертуар. Правила поведения в театре. Школьный музей. Музейная экспозиция. Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций. |
2 | Тематическая экскурсия-8ч. | Правила поведения в общественных местах |
3 | Юный актер- 6ч | Понятия «Монолог, диалог», сцена, фойе, звонки. Правила поведения в театре |
4 | Проект Спектакль-9ч | Правила поведения в общественных местах. Формы выполнения проектов: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. |
5 | Поход в театр -4ч | Воспитание эстетического вкуса через посещение музеев и театров. Культура поведения и общения в театре |
6 | Новый год-5ч | Организация праздника « Новый год», конкурс чтецов. |
7 | Театральные профессии-3ч | Актер, реквизиор, бутафор, художник по костюмам. Умение различать театральные профессии |
8 | От Древней Греции к современности-5ч | Отличительные особенности театров древности и современного театра |
9 | Тематическая экскурсия-»-3ч | Знакомство с профессией почтальона. Правила поведения на почте. Понятия «телеграмма», «бандероль». |
10 | Проект праздник-7ч | Беседа о масленице. Подбор материала, песен, закличек. |
11 | Тематическая экскурсия»-3ч | Правила поведения в общественных местах. |
12 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 18 века).-5ч | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Античную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студило, антикварии, кунсткамеры…). Естественнонаучные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея. |
13 | История музейного дела в России. Коллекционирование. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея._5ч | Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России . Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея. |
14. | Музейная сеть и классификация музеев-4ч | Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи… |
15 | Культурно-образовательная деятельность музея.-4ч | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. |
16. | Фонды музея. Работа с фондами.-5ч | Определение понятий «Фонды музея», « изучение музейных фондов», «экспонат» и др. Музейные предметы, как основа работы школьного краеведческого музея. Пополнение фондов школьного музея. |
17 | Тематическая экскурсия»-3ч | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. |
18 | Выставочная деятельность музея .Классификация выставок.-4ч | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. |
19 | Экскурсия по теме: «Времена года» | Правила поведения в общественных местах. |
№ п/п | Сроки проведе- ния | Дата факт | Тема занятий | Коли- чество часов | Форма занятия | Элементы содержания |
1 триместр |
1 | 02.09 | | Вводное занятие. Актёрское мастерство. | 1 | групповое | Театрализованная игра. Монолог. Диалог. |
2 | 06.09 | | Основные понятия и термины театра. Что такое театр, виды театров. | 1 | групповое индивидуальное | Сцена, фойе, звонки. |
3 | 09.09 | | Основные понятия и термины музея. Что такое музей. Виды музеев. | 1 | групповое | Музей живописи. Краев |
| едческий музей. Экспериментариум. |
| |
4 | 13.09 | | Рассмотрение и выбор театрального репертуара на год. Роль театра в жизни человека. | 1 | групповое | Репертуар. Выставочный репертуар. |
| Афиша. |
5 | 16.09 | | Роль музеев в жизни человека. | 1 | индивидуальное | Воспитание эстетического вкуса через посещение музеев, театр ов. |
6 | 20.09 | | Школьный музей. Его роль в социальной жизни школы. Его роль в патриотическом воспитании школы | 1 | |
групповое | |
7 | 23.09 | | Как вести себя в театре. Зачем нужно приходить в театр в нарядной одежде. | 1 | групповое | Правила поведения |
| Воспитание хороших манер |
8 | 27.09 | | Когда нужно приезжать в театр? Как правильно пройти к своему креслу в театре? | 1 | | |
групповое | |
9 | 30.09 | | Посещение театрального буфета. Азбука юного театрала. | 1 | групповое | |
10 | 04.10 | | Главное правило театрала – соблюдение тишины. | 1 | групповое | |
11 | 14.10 | | Музейная экспозиция и её виды. | 1 | групповые | Экспонаты: картины; скульптура; домашняя утварь; предметы быта; коллекции оружия, драгоценностей. |
12 | 18.10 | | Инструктаж при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. | 1 | Групповое групповые | Инструктаж по правилам культурного поведения. |
13 | 21.10 | | Просмотр слайдов. Экспонаты музея техники им. В. Задорожного. | 1 |
14 | 25.10 | | Обсуждение материала экскурсии. Делимся впечатлениями об увиденном | 1 | групповое | Выступления, доклады. Обмен впечатлениями. |
Иллюстрирование. |
15 | 28.10 | | Экскурсия в парк по теме: «Поздняя осень» . Обсуждение материала по экскурсии. | 1 | групповое индивидуальное,групповое | .Соблюдение правил ПДД. |
Иллюстрирование |
16 | 01.11 | | Вводный курс. Актёрское мастерство. Искусство декламации | 1 | групповое | |
17 | 04.11 | | Выразительность чтения | 1 | индивидуальное | Акцент.Пауза. Знаки препинания. |
18 | 08.11 | | Дикция. Орфоэпия. | 1 | индивидуальное | Отрабатывать навык выразительного чтения. |
19 | 11.11 15.11 | Инструктаж при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. | 1 | | Правила поведения в общественных местах. |
20 | Экскурсия в природу « Вот и зима.». Техника безопасности. | 1 | групповое | Знакомство с книгой. Краткое содержание. |
2 триместр |
21 | 25.11 | | Беседа о предстоящем спектакле. | 1 | групповое индивидуальное | Знакомство с книгой. Краткое содержание Чтение стихов. |
22 | 29.11 | | Чтение и разбор произведения « Аленький цветочек». | 1 | индивидуальное | Чтение стихов. |
23 | 02.12 | | . Чтение и разбор произведения « Аленький цветочек». | 1 | групповые | Выразительное чтение |
24 | 06.12 | | Поездка в театр «Терезы Дуровой». | 1 | групповое | Выразительное чтение стихотворений,разучивание песен. |
25 | 09.12 | | Поездка в театр « Терезы Дуровой». | 1 | групповое | Правила поведения в общественных местах. |
26 | 13.12 | | Просмотр спектакля « Аленький цветочек». | 1 | групповое | |
27 | 16.12 | | Репетиция и подготовка к школьным новогодним праздникам. | 1 | групповое | |
28 | 20.12. | | Репетиция и подготовка к школьным новогодним праздникам. | 1 | групповые | Обмен впечатлениями. |
29 | 23.12. | | Репетиция и подготовка к школьным новогодним праздникам | 1 | групповое | |
30 | 27.12 | | Участие в школьном новогоднем празднике | 1 | групповое | |
31 | 30.12 | | Участие в школьном новогоднем празднике | 1 | групповое | |
|
32 | 10.01 | | Театр. Театральные профессии. Реквизитор. Актер. Бутафор. | 1 | индивидуальное, групповое | Актер. Реквизитор. Осветитель. Художник по костюмам. |
33 | 13.01 | | Звукорежиссер. Гример. | 1 |
34 | 17.01 | | Древнегреческий театр. Театр под крышей — театральный чердак. | 1 | групповое | |
Групповые | Отличительные особенности театров древности и современного театра. Оркестровая яма, дирижер, музыкальные инструменты |
35 | 20.01 | | Театр кукол. Музыкальный театр. | 1 |
36 | 24.01 | | Цирк. | 1 | |
37 | 27.01 | | Современный театр | 1 | | Современный актеры |
38 | 31.01 | | Музыкальное сопровождение: звуки и шумы. | 1 | групповое | Театральные профессии |
39 | 03.02 | | Инструктаж при проведении прогулок, походов и экскурсий. | 1 | групповое | Правила поведения в общественных местах. |
40 | 07.02 | | Экскурсия на почту. Делимся впечатлениями об увиденном | 1 | групповое индивидуальное, групповое | Знакомство с профессией «почтальона» Выступления детей ,иллюстрирование. |
41 | 10.02 | | Иллюстрирование. Доклады. | 1 | индивидуальное, групповое | .Выступление учеников ,рисунки. |
42 | 14.02 | | Беседы о предстоящем празднике «Масленица» Подбор материала и слайдов к празднику. | 1 1 | групповые | Подбор материала , разучивание и |
обработка песен. |
43 | 17.02 | | Подготовка докладов и рисунков по теме. | 1 | Индивидуадь-ное | |
44 | 21.02 | | Разучивание песен и закличек. | 1 | групповое | |
3 триместр |
45 | 02.03 | | Постановка русских народных сказок. | 1 | групповое | Отработка выразительности чтения. |
46 | 06.03 | | Постановка русских народных сказок. | 1 | групповое | Участие в постановке спектакля. |
47 | 09.03 | | Выступление детей на празднике | 1 | групповое, индивидуальное групповое | Рассказы учащихся о своих впечатлениях. Правила поведения в общественных местах. |
48 | 13.03 | | Инструктаж при проведении прогулок, поездок, экскурсий. | 1 |
49 | 16.03 | | Экскурсия по теме:»Здравствуй, весна». Делимся впечатлениями об увиденном. Иллюстрирование. | 1 | групповое | Обмен впечатлениями об увиденном. Выступления ,доклады ,рисунки по итогам экскурсии. |
50 | 20.03 | | Юные музееведы. История музейного дела за рубежом. Древняя Греция. Древний Рим. Храмы средневековья. | 1 | индивидуальное, групповое | Знакомство с историей зарубежных музеев мира. |
51 | 23.03 | | Подготовка с спектаклю « Экологическая сказка». | 1 |
групповое | Выступления учеников, просмотр видеофильмов. |
52 | 27.03 | | Выступление перед уч-ся 2 классов « Экологическая сказка». | 1 | групповое | Презентации детей по выбору на заданную тему. |
53 | 30.03 | | История музейного дела в России | 1 | | Подготовка проектной работы об одном из известных музеев России. |
54 | 03.04 | | Первый музей Санкт- Петербурга -Кунсткамера. | 1 | групповое |
55 | 13.04 | | Императорский музей — Эрмитаж. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 века. | 1 | групповое индивидуальное | Экскурсии, экспонаты, тематические залы |
Доклады и выступления детей. |
56 | 17.04 | | Музейная сеть и классификация музеев Практическая работа №2 по теме «Музеи России» | 1 | групповое индивидуальное | Знакомство и поиск сайтов с известными музейными собраниями. |
57 | 20.04 | | Частные музеи и музеи ,созданные на общественных началах. | 1 |
58 | 24.04 | | Практическая работа №3 по теме :»Музейная сеть и классификация музеев.» Фонды музея Научная организация фондов музея. | 1 1 | индивидуальное ,групповое индивидуальное | Выступления детей. Обмен впечатлениями. Понятия: фонды музея экспонат», музейный экспонат |
59 | 27.04 | | Пополнение фондов школьного музея. Культурно-образовательная и поисковая деятельность музея. | 1 | групповое | картотека |
60 | 01.05 | | Практическая работа №4 по теме: «Фонды музея». | 1 | групповое | Знакомство с фондами школьного музея. Пополнение экспонатами музея на разную тематику. |
61 | 04.05 | | Формы поисково-собирательной работы. Практическая работа по теме »Культурно-образовательная деятельность.» | 1 | индивидуальное | Понятие: анкетирование, экспедиция, архив. |
Групповое, индивидуальное | Выступления, доклады. Обмен впечатлениями. |
62 | 08.05 | | Инструктаж при проведении прогулок, походов, экскурсий. Экскурсия по теме: »Русская изба». | 1 | групповое | Правила поведения в общественных местах. |
групповое | Участие в экскурсии. |
63 | 11.05 | | Делимся впечатлениями об увиденном. | 1 | индивидуальное | Выступления, рисунки по теме экскурсии. |
64 | 15.05 | | Выставочная деятельность музея. | 1 | групповое | Понятия: выставка, выездные ,переносные выставки. |
65 | 18.05 | | Классификация выставок. | 1 | индивидуальное | Изучение музейных предметов и коллекций. |
66-67 | 22.05 25.05 | | Практическая работа по теме: «Выставочная деятельность музея». | 2 | индивидуальное | Посещение выставки по выбору совместно с родителями. |
68 | 29.05 | | Инструктаж при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. | 1 | групповое | Инструктаж по правилам поведения в общественных местах. |
Протокол №1 от сентября 2017г.
Согласовано с зам. директора по ВР