Лэпбук как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Е.П. Виноградова
воспитатель
МБДОУ № 49 г. Майкоп
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Для оптимизации процесса познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, необходимо создание и насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей
В детских учреждениях мы, воспитатели, стараемся создать условия для того, чтобы дети могли удовлетворить свое любопытство, чтобы они были заинтересованы в исследовании, были самостоятельны в своих познаниях и проявляли инициативу. В поисках новых форм организации образовательной деятельности, находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом тематической недели, проектной и самостоятельной деятельности, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
информативен;
полифункционален;
пригоден к использованию одновременно группой детей;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Мною был разработан и создан целый ряд тематических папок. Этот вид пособий дети воспринимают с большим интересом. Во-первых, потому что он красочный, привлекательный внешне. Во-вторых, в нем собранно большое многообразие интересного материала для детей. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, книжки-раскладушки, в которых находится разнообразный тематический дидактический материал. Это пособие помогает проявить себя каждому ребенку, лучше понять и запомнить информацию, особенно, если ребенок способен воспринимать только визуально. Также оно удобно и тем, что позволяет сохранить собранный материал.
Так, например, мной был изготовлен лэпбук по ознакомлению с правилами дорожного движения на тему: «Детям знать положено».
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице.
Цель: формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения через организацию работы с лэпбуком.
В лэпбуке собраны материалы по ПДД для развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста. С большим интересом дети восприняли этот вид пособия.
Лэпбук представляет собой папку с шестью кармашками, в которых собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Собери светофор», иллюстрации с текстом «Правила движения», дорожные знаки, подборка коротких стихов для заучивания, иллюстрации «Транспорт» и загадки по теме.
Дети с удовольствием занимаются с лэпбуком. Хочется надеяться, что полученные знания пригодятся им в жизни.
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Детям знать положено» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в работе с детьми, а также родителям для интересной организации работы по изучению с детьми правил дорожного движения.
Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить занятия и повысить познавательный интерес у детей.
Подводя итог, необходимо отметить, что, создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их.
Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у нас появилась возможность подготовить личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.