Планирование работы учителя
Календарно-тематический план- это документ, конкретно отражающий элементы учебного процесса: раздел изучаемых материалов, темы, количество, цели и задачи, срок проведения, оценивания, необходимые ресурсы. При составлении данного документа учитель, определив с достаточной точностью и полнотой содержательный контекст изучаемого материала, формирует для себя «поле деятельности» по разработке сценария учебного процесса. Обращаясь к конкретному учебному материалу, изложенному в календарно- тематическом плане, определив «поле деятельности», учитель должен далее переходить к моделированию содержания и структуры урока.
Для достижения ожидаемых результатов учителю необходимо учитывать этапы:
Оформление конкретных целей урока по СМАРТу.(цели урока должны быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, ориентированы на результат, иметь конкретный срок).
Перевод целей урока в конкретные измеримые результаты.
Определение необходимый для них уровень достижения.
Отбор содержания и техники оценивания.
Выбор и реализация соответствующих методов обучения.
Оценивание и определение учебных результатов.
Основные требования к формулировке целей урока:
Цели урока должны отвечать на вопросы: «Какие знания будут усвоены учащимися?» -образовательная цель.
«Какие умения у них будут сформулированы?» - эта практическая цель и цель развития учащихся,
«Каков вклад урока в воспитании учащихся?» - воспитательная цель.
Цели урока должны быть: конкретными, измеримы, достижимыми, ориентированы на результат и цель должна быть выполнима в определенном времени. Должны быть зафиксированы, какие именно компетенции будут сформированы на уроке.
Определение содержания урока.
Большую помощь учителю при подготовке урока оказывает стандарт, программа, календарно- тематический план, где по каждой теме дан перечень того, что учащиеся должны быть компетентными. Учебный материал разделяется на смысловые части. В каждой части определяется главный, основной учебный материал и вспомогательный. Учитель определяет, какой учебный материал будет изучаться с его помощью, а какой самостоятельно. Наиболее сложные вопросы объясняется учителем.
Отбор методов и средств обучения.
Выбор методов и средств обучения зависит от целей и содержания учебного материала урока, подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Кроме того, учитывается и наличие средств обучения. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский методы, проблемное обучение. Выбор методов зависит также от места темы в данном предмете.
При организации учебного процесса учитель мысленно соотносит материал с этапами процесса обучения, вырабатывая общий рисунок урока. Определившись с этапами, учитель далее строит фрагменты модели урока внутри каждого этапа.
Типы и структуры уроков
Структура урока усвоения новых знаний:
Организационный этап.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания материала.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
В знакомой ситуации (типовые)
В изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока актуализация знаний и умений (урок повторения):
Орг. момент.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний:
С целью подготовки к контрольному уроку
С целью подготовки к изучению новой темы
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов).
Структура урока контроля знаний и умений:
Организационный этап.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся ключевых и предметных компетентностей. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля формируется его окончательная структура.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Структура комбинированного урока.
Орг. этап.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания материала.
Первичное закрепление.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Методы обучения-это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия между учителем и учениками с целью формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся. При формировании компетентностей учащихся целесообразным считается применение активных методов обучения.
Активный метод обучения –это форма взаимодействия учащихся и учителя, при котором учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Чем больше степень участия учеников в процесс обучение информация усваивается эффективно. Задача современного обучения переход к активным и интерактивным методам.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Место учителя в интерактивных уроках сводится к организации и направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Интерактивные обучения развивает критическое мышление, самостоятельность, способствует анализу ситуации, таким образом, задачей современного образования является переход к активным и интерактивным методам обучения.
Функции, методы и приемы технологии «РКМЧП»
Функции методов и приемов | Методы и приемы |
Формирование у учеников читательской компетентности | ИНСЕРТ, двухчастный дневник, управляемое чтение, литературный кружок, ЗХУ, вопросы к автору. |
Развитие письменной и устной речи | Аналитическое сообщение, аналитическое эссе, синквэйн, даймонд, кубик. Методы работой текстом (метод последовательных вопросов, определение втексте ключевых слов, составление разноуровневых вопросов, составление плана и допольнительной схемы). |
На воспитание командной работы | Зигзаг, концептуальная карта, чтение и суммирование в парах, ПОПС-формула, круглый стол, мозговой штурм, ранжирование мнений, дебаты идр. |
На развитие навыков использование графических организаторов | Т-схема, кластер, диаграмма Венна, концептуальная карта. |
Типы интеллектов по Гарднеру
Вербально-лингвистический интеллект
Характеристика | Эффективно пользуется словами, сильны во всем, что связано с языком; умеют слушать, говорить, читать и писать |
Им нравится | Читать, рассказывать истории, решать кроссворды, участвовать в дебатах, дискуссиях, писать отчеты, делать презентации, давать и брать интервью, придумывать девизы, вести дневник, играть в слова, сочинять стихи и рассказы |
Лучше обучаются в процессе | Чтение интересных книг, состязания в настольные игры с карточками, прослушивание аудиозаписей, использование различных компьютерных технологий, участие в обсуждениях и дискуссиях |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Библиотекарь, архивист, переводчик, политик, куратор, писатель, ведущий в СМИ, журналист, юрист, продавец, секретарь, редактор, преподаватель языка, логопед |
Известные люди данного типа | Вильям Шекспир, Лев Толстой итд |
2. Логико- математический | интеллект |
Характеристика | Любят работать с числами, осмысливать и решать задачи, им легко дается выявление причинно- следственных связей |
Им нравится | Модели, категории и взаимосвязи; шахматы и компьютерные игры; проводит эксперименты, систематизировать факты; решать логические задачи, решать головоломки, использовать графики |
Лучше обучаются в процессе | Решение задач, классификация и выявление последовательности, игры с числами, логические игры, Решение головоломок |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Бухгалтер, аудитор, работник торговли, математик, ученый, изобретатель, статистик, исследователь, программист, экономист, инженер, преподаватель естественных наук. |
Известные люди данного типа | Эйнштейн, Архимед, Исаак Ньютон, Дмитрий Менделеев |
3. Визуально-пространственный интеллект | |
Характеристика | Способны к визуализации, мыслят зрительными образами, хорошо воспринимают мельчайшие детали, любят использовать диаграммы, таблицы, рисунки |
Им нравится | Лабиринты и паззлы, рисовать, создавать диаграммы, делать видеозаписи и фильмы, фотоальбомы, коллажи, скульптуры, работать с графикой, рисовать карты, чертежи, таблицы, иллюстрации |
Лучше обучаются в процессе | Работа с цветом, заметки, изобразительное искусство, решение головоломок, использование картинок, диаграмм и карт, создание образов и т.д. |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Инженер, топограф, архитектор, графический дизайнер, фотограф, дизайнер интерьеров, преподаватель искусства, скульптор, изобретатель, картограф, навигатор, пилот |
Известные люди данного типа | Пабло Пикассо, Микеланджело, Никита Михалков |
4.Телесно-кинестический интеллект | |
Характеристика | Телодвижения, мимика, жесты. Успешны в деятельности и играх, у них хорошо развиты осязательные ощущения |
Им нравится | Играть, танцевать, просто двигаться, участвовать в спектаклях, создавать модели, придумать настольные игры, складывать головоломки, участвовать в состязаниях |
Лучше обучаются в процессе | Собрание конструкции из деталей и блоков, танцы, участие в активных видах спорта, театральных постановках, использование манипуляций для решения проблем |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Спортсмен, строитель, скульптор, танцор, акробат, фокусник, хореограф, актер, тренер |
Известные люди данного типа | Девид Бэкхэм, Рудольф Нуриев, Амояк Акопян |
Музыкально-ритмический интеллект
Характеристика | Могут воспроизводить мелодии, петь по нотам, держать темп, чувствуют звуки и ритмы, лучше всего обучаются через песни и музыкальные упражнения |
Им нравится | Петь, барабанить пальцами, чувствовать ритм, слушать музыкальные инструменты, сочинять мелодии, превращать стихи в песни, придумывать музыкальные игры |
Лучше обучаются в процессе | Прослушивание аудиозаписей, участие в ритмичных играх, пение, игра на музыкальных инструментах, использование звуков окружающей среды |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Диск-жокей, дирижер, мастер музыкальных инструментов, настройщик, автор песен, инженер студии, преподаватель музыки, исполнитель |
Известные люди данного типа | Моцарт, Бетховен, Джон Леннон, Алла Пугачева |
Межличностный интеллект
Характеристика | Ориентированы на общение с людьми, очень общительны, дружелюбны, хорошо работают с другими, легко определяют настроение людей, их отношение к себе, их желания |
Им нравится | Взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками, участвовать в групповых проектах, обучать других новому, учиться у других, иметь различные точки зрения на вопросы, расспрашивать других |
Лучше обучаются в процессе | Кооперативные игры, групповые проекты и дискуссии, участие в театральных постановках и ролевых играх, совместная деятельность |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Бухгалтер, аудитор, продавец, математик, изобретатель, администратор, социолог, директор, психолог, няня, представитель по связям с общественностью, менеджер по туризму, политик, советник |
Известные люди данного типа | Уинстон Черчилль, Леонид Якубович |
Внутри-личностный интеллект
Характеристика | Имеют четкое представление о себе, в согласии с собственными чувствами, ценностями и взглядами, обычно предпочитают работать самостоятельно |
Им нравится | Вести журналы или дневник, описывать что-либо, заниматься независимыми проектами, проводить время в одиночестве |
Лучше обучаются в процессе | Участие в независимых проектах, чтение популярных научных книг, занятия требующие воображения и фантазии, самоанализ, размышление в тихой атмосфере |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Психиатр, офисный работник, социальный работник, психолог, терапевт, предприниматель, оратор, преподаватель |
Известные люди данного типа | Александр Солженицын |
Натуралистический интеллект
Характеристика | Живут в гармонии с миром растений и животных, хорошо обучаются участвуя в экскурсиях |
Им нравится | Классифицировать растения и животных, коллекционировать природный материал, защищать окружающую среду и животных, заниматься астрономическими наблюдениями |
Лучше обучаются в процессе | Исследование мира природы, коллекционирование и классифицирование объектов природы, походы и экскурсии |
Подходящие виды профессиональной деятельности | Морской биолог, метеоролог, астроном, лесничий, фермер, работник зоопарка, ветеринар, садовник, ландшафтный дизайнер, зоолог, лесовод |
Известные люди данного типа | Чарльз Дарвин, Жак Кусто |
Задания на формирование языковой компетенции
Примером заданий для формирования языковых компетенций, наряду с традиционными коммуникативный характер обучения придадут такие задания:
Собрать фразу из отдельных слов.
Поставить вместо точек подходящие слова.
Продолжить фразу, поставив слова во всех возможных падежах.
Трансформировать фразу: Когда мы вырубали леса, мы уничтожали некоторые виды птиц. – Вырубая леса мы уничтожили некоторые виды птиц.
Указать на отличное или противоположное действие. – Мы живем недалеко от водопада. – А мы живем недалеко от центра села.
Задания на формирование речевой компетенции.
Говорение.
Ситуативные задания. НП: Вы приехали к другу в гости, спросите, что есть в его селе, где что находится. Вы шли с подругой по улице и видели, как маленькая девочка выбросила пакет. Что вы им скажете?
Беседа. НП: Беседа по тексту, по картинке, рисунку, беседа после экскурсии, беседа по фильму.
Дискуссии. (перекрестная дискуссия, «уголки», «совместный поиск»).
Чтение.
Выборочное чтение
-Интерактивные техники чтения: чтение с остановками;
- Чтение с маркировкой;
-Чтение по схеме ЗХУ.
IV. Письмо.
Изложение: подробное, сжатое, выборочное, творческое;
Сочинение (эссе).Эссе- повествование, эссе-описание, эссе рассуждение;
Сочинение (эссе) по сюжетным рисункам, сочинение- эссе по картинке.
Аудирование.
Задания, которые могут быть предложены учащимся на этапе после прослушивания:
- используя план, составьте диалог (монолог), аналогичный прослушанному;
- по прослушанному началу рассказа постарайтесь догадаться и рассказать, что произошло потом;
-выскажите свое мнение по поводу услышанного и обоснуйте свою точку зрения и т.п.;
Задания на аудирование с выборочным пониманием.
- вставьте пропущенные слова в предложениях;
- прослушайте сводку погоды, чтобы узнать, надо ли взять с собой зонт и др.
Задание на аудирование с полным пониманием:
- ответьте на вопросы по содержанию;
- закончи предложения, используя информацию из текста;
- прослушайте описание комнаты и исправьте на рисунке ошибки сделанные художником.
На уроках литературы ведущей является технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской, ценностно- смысловой, литературно- творческой компетентностей. Технология включает в себя три этапа работы с текстом, что основано на специфике структуры читательской деятельности:
Этап. Работа с текстом до чтения.
Актуализация. Прогнозирование (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Организация первичного восприятия.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Этап. Чтение. Работа с текстом во время чтения. Процесс чтения.
Эстетическое переживание должно стать отправной точкой для творческого осмысления художественного произведения. Первичное чтение текста.
Беседа по содержанию в целом. Выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста. Преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом.
Этап. Работа с текстом после чтения. Перечитывание. Послечтение.
Интерпретация. Беседа по тексту. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов-углубление восприятия, вторичное восприятие. Обдумывание, проверка усвоения, обобщение по прочитанному.
Оценка произведения. Использование прочитанного в практической деятельности. Литературное творчество учащихся.
Урок является основой реализации стандарта, формирование предметных компетентностей и достижения результатов обучения. При планировании урока учителю необходимо учитывать на уроках литературы этапы работы с текстом.
Например: Формирование читательской компетентности.
Ожидаемый результат: Анализирует ключевые эпизоды стихотворение сцены с учетом жанра.
Индикаторы:
Раскрывает роль отдельных элементов композиции и сюжета с учётом жанра.
Выделяет композицию произведения и комментирует ее роль.
Определяет особенности жанров, литературных направлений.
Раскрывает особенности построения драматических произведений
Комментирует особенности построения и образы лирических произведений разных жанров.
Указанные на примере ожидаемые результаты являются обязательным для достижения каждым учеником, является индикатором и показателем целей урока.
Учитель должен не только учитывать образовательные результаты предыдущего класса, но и должен продолжать их развивать.
Основные содержательные линии и результаты обучения.
№ | Компетентность | Содержательные линии | Образовательные ожидаемые результаты | Рекомендуемые индикаторы |
1 | Читательская | Художественная форма(сюжет, композиция, жанры) | 10.1.1.1. Анализирует ключевые эпизоды, стихотворение, сцены с учетом жанра | 1. раскрывает роль отдельных элементов композиции и сюжета с учетом жанра(пейжаз, портрет,леймотив и др) 2.выделяет композицию произведения и комментирует ее роль 3.определяет особенности жанров, литературных направлений 4.раскрывает особенности построения драматических произведений 5. комментирует особенности построения и образы лирических произведений разных жанров |
| | Образ литературного героя | 10.1.2.2. Анализирует образ литературного героя, выделяет его национально культурное своеобразие | 1.Объясняет понятие «художественный образ» и литературный тип 2. Определяет место героя в системе образов и аргументирует свой выбор 3. Выделяет в произведении способы создания образа литературного героя(самораскрытие, взаимораскрытие, авторская оценка ), приводит примеры, комментирует их 4. Раскрывает особенности образа литературного героя, подтверждает свое понимание примерами из текста 5.Различает художественные образы эпических, лирических и драматических произведений, подтверждает свое понимание примерами из текста. 6.Раскрывает конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных образов 8. Дает оценку герою, аргументирует свою позицию |
. | | 3.Художественная речь | 10.1.3.3.Пополняет словарный запас стилистически и эмоционально окрашенной, нравственно-философской, этнокультуроведческой лексикой, теоретико- литературными понятиями | |
| | 4.Авторский мир | 10.1.4.4.Сопоставляет произведение с его интерпретацией в произведениях других искусств(кино, живопись, графика, музыка, скульптура, театр) | 1.Определяет тематическую и сюжетную близость трактовок в произведениях различных видов искусств 2.Комментирует средства созидания образа литературного героя в киноискусстве, театре, живописи, музыке 3.Высказывает свое мнение об интерпретации литературных образов художниками, режиссерами и аргументирует его 4.Сравнивает словесные образы с музыкальными и живописными 5.Подбирает близкие по теме, жанру произведения, живописи, |