Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ханакская ООШ»
МР «Табасаранский район»
Конспект открытого урока
на тему:
" Плоские и объёмные фигуры"
Подготовил: Малаисинов Таиб Шахсинович,
учитель математики МКОУ «Ханакская ООШ»
Ханак-2018
Тема. Плоские и объёмные фигуры.
Цели.
1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур на уровне ощущений.
2. Продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям.
3. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил.
4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
5. Продолжать работать над статистическими задачами (чтение линейных диаграмм).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, фигура квадрата на листах бумаги в клетку (по количеству парт в классе), модели кубиков, ножницы.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.( Слайд №1)
- Ребята! К нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей кивком головы.
(Слайд № 2)
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб пятёрки получать!
- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради по математике и запишите число и слова "Классная работа".
- Ребята, к нам на урок пришел наш старый знакомый - Вова Колесников. Он для вас придумал несколько заданий. Вова научился их выполнять и хочет проверить вас. Покажем, на что мы способны?
2. Работа по карточкам. Индивидуальные задания получает 5 человек (тем, кто допустил вычислительные ошибки в контрольной работе).
Табличные случаи сложения и вычитания.
8 + 7 16 – 7 + 9
6 + 5 12 + (14 – 7)
11 – 7 (5 + 9) – 8
17 – 9 (16 -7) + 6
3. Математический диктант: (Слайд 3)
- Остальные работают со мной. Записываем только ответы. Один ученик - на отвороте доски.
1. Сумма чисел 7 и 4 равна .... (11)
2. 20 больше 13 на … (7)
3. 16 — это 8 и .... (8)
4. Число 15 уменьшили на 6, … (9)
5. Уменьшаемое 13, вычитаемое 6, разность… (7)
6. 7 увеличили на столько же,… (14)
7. Число 3 меньше 11 на… (8)
8. Разность чисел 12 и 6 равна ... (6)
9. Из числа14 вычли 6, получили… (8)
10. Первое слагаемое 7 , второе- 6, сумма равна… (13)
- Проверьте себя и оцените свою работу (Слайд 4 ):
10 ЗАДАНИЙ – МОЛОДЕЦ -5!!!
9-8 ЗАДАНИЙ – ХОРОШО -4!
7- 6 ЗАДАНИЙ – ПОДТЯНИСЬ!
4. Фронтальная работа (диалог ученик – ученики). (Слайд 5)
- Посмотрите на доску. Что изображено? (геометрические фигуры, которые можно разбить на группы по нескольким основаниям: по цвету, форме, размеру.)
- Придумайте и сформулируйте сами задание к этому слайду.
- По какому признаку можно объединить эти фигуры? Какие геометрические фигуры вы знаете.
II.Формулирование нового знания (узнаём новое).
1. Практическая работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в парах. У каждого на парте лежит лист бумаги в клетку. Положите его посередине парты. Какая геометрическая фигура начерчена на листике? (квадрат). С помощью линейки измерьте: чему равна сторона квадрата? Возьмите ножницы и вырежьте квадрат.
- Прижмите квадрат ладонью к столу. Что - нибудь изменилось? (Нет). На плоскости, если мы проведем рукой, ничего не почувствуем. Такие фигуры называются – плоские (Слайд № 6). Назовите плоские фигуры, которые вы знаете.
- А теперь возьмите кубик и положите его перед собой на стол. Кубик полностью поместился на столе? Есть ли такие точки кубика, которые не соприкасаются с поверхностью стола? Можно ли кубик расположить так, чтобы он слился с поверхность стола? (Нет, он выпуклый, объемный.) Так вот такие фигуры называются объемными.(Слайд № 7)
- Какой вывод можно сделать?
(Есть фигуры, которые полностью можно разместить на листе бумаги. Это все те фигуры, с которыми мы уже были знакомы раньше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник. И есть фигуры, которые нельзя полностью разместить на листе, у них есть часть, которая не помещается на листе бумаги). Назовите объёмные фигуры.
- Чем квадрат отличается от кубика?
III. Формулирование темы и целей урока.
- Чему мы будем сегодня учиться? Сформулируйте тему урока. (Различать плоские и объёмные фигуры). (Слайд 8)
IV. Первичное закрепление.
1. Слайд 9.
- Обратите внимание как по-разному изображены плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать, что они «возвышаются над листом бумаги»
- Окружают ли нас объёмные фигуры в жизни? (Слайды 10 - 12)
- Сейчас мы с Вами поиграем в игру. Я достаю из мешочка предметы, а вы называете какую форму объёмных фигур они имеют:
Яблоко Кружка
Карандаш Батарейка
Коробка
Мяч
Кастрюля
Книга
- А какую форму имеет наша планета? (Слайд 13)
V. Физминутка
(Слайд № 14)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
VI. Систематизация и повторение.
Решение задачи № 4, с. 47. (Слайд 15)
- Прочитайте внимательно задачу.
- Прослушайте еще раз эту задачу:
На рисунке есть прямоугольник, куб, шар, треугольник, квадрат, пирамида и конус. На сколько плоских фигур на рисунке меньше, чем объемных?
- Давайте вспомним, какие из перечисленных в задаче фигур, являются плоскими?
(Прямоугольник, треугольник, квадрат.)Сколько их?
- А какие объемными? (Куб, шар, пирамида, конус.) Сколько объемных фигур?(4)
- На сколько плоских фигур меньше? ( На 1)
- Кто запишет решение? ( От большего числа 4 отнимем меньшее число 4- 3=1). Запишем ответ.
Выполнение задания №6, с. 47 (Слайд 16)
Цели работы с этим заданием:
а) работа со шкалой линейной диаграммы через единичный отрезок;
б) умение выразить одну величину через другую;
Прочитайте внимательно задание. (Чтение про себя).
Читает учитель:
Масса ужа обозначена отрезком коричневого цвета, а масса кошки отрезком черного цвета. Вырази массу кошки в ужах.
Учитель:
Посмотрите на отрезок коричневого цвета. Это единица измерения массы ужа.
Посчитайте сколько таких отрезков уместится на отрезке черного цвета.
Ответ детей:
10
Учитель:
Значит чему равна масса кошки в ужах?
Ответ детей:
Масса кошки в ужах равна 10.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Слайд № 17
- Подведем итоги нашего урока. Посмотрите на доску. Какие фигуры вы видите? (Конус, треугольник, шар, круг, цилиндр, прямоугольник.)
- На какие две группы можно разделить эти фигуры? ( На плоские и объемные фигуры.)
- Что нового мы узнали на уроке? ( Мы узнали, что фигуры могут быть плоскими и объемными.)
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Ребята, а теперь в своих тетрадях в конце работы простым карандашом нарисуйте: если вам было интересно на уроке – солнышко, а если грустно – тучку. (Слайд 18)
- Наш помощник Вова наблюдал за вами весь урок. Ему понравились следующие ребята.
(Назвать фамилии и имена детей, активно участвующих в уроке).
VIII. Предполагаемая домашняя работа
Дома вы решите другую задачу № 4б, записывая условие в виде схемы, с 47 (инвариант)
№ 5, с.47
- Урок окончен. Спасибо за работу на уроке