СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По организации урочной и внеурочной деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Просмотр содержимого документа
«По организации урочной и внеурочной деятельности»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского объединения

по внеурочной деятельности

«Баскетбол»

(спортивно-оздоровительное направление)
































Ульяновск

2019г.

II. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 3-4 классов разработана на основе:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12.2009) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями Приказы Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 года № 2357, от 18.12.2012 года № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576;

- Примерные рабочие программы учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса В.И. Лях, М.: издательство «Просвещение», 2019 г;

- Учебный план МБОО Старомайнская средняя школа №2 на 2019-20 учебный год.

Пособие для учителей и методистов: внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2016г..

Программа рассчитана на (общий объем - 68 часов), исходя из 2 часа занятий в неделю.

Актуальность программы


Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.

Новизна программы


Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы 3-4 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.





Цели и задачи


Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

  • популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

  • обучение технике и тактике игры в баскетбол;

  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

  • формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

  • воспитание моральных и волевых качеств

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2014г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».


  1. Общая характеристика курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности.  Программа предоставляет возможности детям, достигшим 9-10 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий  баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

1.     Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);

2.     Техническая подготовка;

3.     Тактическая подготовка

4. Физическая подготовка;

5.     Подвижные игры и эстафеты;


В образовательном процессе используются технологии:

  • Игровые;

  • Здоровьесберегающие


Основные  формы организации учебных занятий:теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские  игры, тестирование.

Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.


  1. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ


Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 68 часов для детей 10-11лет.

Сроки реализации программы. 3-4 класс 2 час в неделю - 68 часа.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.


  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол


В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:

знать

  • значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;

  • название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

  • упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по баскетболу;

  • жесты баскетбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;

уметь

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;

  • выполнять технические приемы и тактические действия;

  • контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты баскетбольного судьи;

  • проводить судейство по баскетболу.


Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.


Содержание курса

Раздел основы знаний:

Вводное занятие: которое представляет собой инструктаж по технике безопасности в различных ситуациях.

  1. История развития обучение баскетбола. В данном разделе изучается история происхождения и развития баскетбола в современном мире.

Раздел двигательные умения и навыки:

  1. Общая и специальная физическая подготовка, направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.

  • Бег на определенные дистанции

  • Силовые упражнения с партнёром

  • Прыжки

  • Подвижные игры

3.Специальная физическая подготовка –основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.

4.Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.

5.Обучение и совершенствование навыков бросков мяча в движении без сопротивления и с сопротивлением являются основной техникой игры в баскетбол.

6.Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.

7. Закрепление и зачётные сдачи в этом разделе осуществляются контрольные нормативы по пройденным темам– передачи мяча партнеру, броски.

8.Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.

9.Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.

10.контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.

11. Итоговое занятие проводится подведение итогов роботы за год и составление тренировочного плана на лето.

ВФСК «ГТО»:

  • История комплекса «ГТО»

  • Возрастные ступени комплекса.

  • Регистрация на сайте ГТО.

  • Нормативы комплекса .




Календарно-тематическое планирование «Баскетбол»

Месяц

недели

занятия

Тема занятия

Число часов



1

ТБ на занятиях баскетболом.

1

2

Подвижные игры с мячом.

1


3

Подвижная игра «салки».

1

4

Обучение броску мяча двумя руками.

1


5

Обучение ведению мяча на месте.

1

6

Повторить броски мяча двумя руками.

1


7

Подвижные игры с мячом.

1

8

Ведения мяча в различных ситуациях.

1



9

Повторить броски мяча.

1

10

Передачи мяча в парах.

1


11

Эстафеты с мячами.

1

12

Передачи мяча на месте.

1


13

Обучение броску мяча в движении.

1

14

Обучение передачам мяча в движении.

1


15

Повторить бросок двумя руками.

1

16

Передачи мяча на месте.

1



17

Повторить броски мяча в движении.

1

18

Передачи мяча в парах.

1


19

Броски мяча после передачи.

1

20

Передачи мяча в тройках.

1


21

Броски мяча после ведения.

1

22

Передачи мяча в движении.

1


23

Повторить броски двумя руками.

1

24

Передачи мяча на месте.

1



25

Броски мяча в движении.

1

26

Передачи мяча на месте.

1


27

Повторить броски в движении.

1

28

Передачи мяча в тройках.

1


29

Броски мяча после ведения.

1

30

Передачи мяча в движении.

1


31

Броски мяча после передачи.

1

32

Передачи мяча на месте.

1



33

Броски мяча в движении.

1

34

Передачи мяча в парах.

1


35

Бросок мяча двумя руками.

1

36

Передачи мяча в тройках.

1


37

Броски мяча после ведения.

1

38

Передачи мяча в движении.

1



39

Броски мяча в движении.

1

40

Передачи мяча в парах.

1


41

Штрафной бросок.

1

42

Передачи мяча в тройках.

1


43

Броски мяча после ведения.

1

44

Передачи мяча в движении.

1


45

Броски мяча в движении.

1

46

Передачи мяча в движении.

1



47

Броски мяча в движении.

1

48

Передачи мяча в парах.

1


49

Штрафной бросок.

1

50

Передачи мяча в тройках.

1


51

Броски мяча после ведения.

1

52

Передачи мяча в движении.

1


53

Повторить броски двумя руками.

1

54

Передачи мяча на месте.

1



55

Броски мяча в движении.

1

56

Передачи мяча в парах.

1


57

Штрафной бросок.

1

58

Передачи мяча в тройках.

1


59

Броски мяча после ведения.

1

60

Передачи мяча в движении.

1


61

Броски мяча в движении.

1

62

Передачи мяча в движении.

1



63

Броски мяча в движении.

1

64

Передачи мяча в парах.

1


65

Штрафной бросок.

1

66

Передачи мяча в тройках.

1


67

Броски мяча после ведения.

1

68

Передачи мяча в движении.

1




68ч









Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Оснащенность учебного процесса:

  • Стандарт основного общего образования по физической культуре

  • Примерные программы по учебным предметам. .Физическая куль­тура. 3-4 классы

  • Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха

  • Физическая культура. 3-4классы/Под редакцией М. Я. Вилен­ского. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  • М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 3-4классы. Пособие для учителя.

  • В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 3-4классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение»

  • В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 3-4классы-

(серия «Текущий контроль»).

  • Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

  • Методические издания по физической культуре для учителей

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

  • Мячи баскетбольные

  • Сетка для переноса и хранения мячей

  • Баскетбольные щиты с кольцами

  • Сетки для баскетбольных колец

  • Жилетки игровые разного цвета

  • Флажки разметочные с опорой

  • Стойки для обводки

  • Конусы

  • Фишки

  • Свисток судейский

  • Секундомер





12