РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения
по внеурочной деятельности
«Баскетбол»
(спортивно-оздоровительное направление)
Ульяновск
2019г.
II. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 3-4 классов разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12.2009) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями Приказы Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 года № 2357, от 18.12.2012 года № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576;
- Примерные рабочие программы учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса В.И. Лях, М.: издательство «Просвещение», 2019 г;
- Учебный план МБОО Старомайнская средняя школа №2 на 2019-20 учебный год.
Пособие для учителей и методистов: внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2016г..
Программа рассчитана на (общий объем - 68 часов), исходя из 2 часа занятий в неделю.
Актуальность программы
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы 3-4 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
обучение технике и тактике игры в баскетбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2014г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».
Общая характеристика курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 9-10 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
1. Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
2. Техническая подготовка;
3. Тактическая подготовка
4. Физическая подготовка;
5. Подвижные игры и эстафеты;
В образовательном процессе используются технологии:
Основные формы организации учебных занятий:теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ
Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 68 часов для детей 10-11лет.
Сроки реализации программы. 3-4 класс 2 час в неделю - 68 часа.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
проводить судейство по баскетболу.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
Содержание курса
Раздел основы знаний:
Вводное занятие: которое представляет собой инструктаж по технике безопасности в различных ситуациях.
История развития обучение баскетбола. В данном разделе изучается история происхождения и развития баскетбола в современном мире.
Раздел двигательные умения и навыки:
Общая и специальная физическая подготовка, направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.
Бег на определенные дистанции
Силовые упражнения с партнёром
Прыжки
Подвижные игры
3.Специальная физическая подготовка –основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.
4.Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.
5.Обучение и совершенствование навыков бросков мяча в движении без сопротивления и с сопротивлением являются основной техникой игры в баскетбол.
6.Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
7. Закрепление и зачётные сдачи в этом разделе осуществляются контрольные нормативы по пройденным темам– передачи мяча партнеру, броски.
8.Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
9.Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
10.контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.
11. Итоговое занятие проводится подведение итогов роботы за год и составление тренировочного плана на лето.
ВФСК «ГТО»:
История комплекса «ГТО»
Возрастные ступени комплекса.
Регистрация на сайте ГТО.
Нормативы комплекса .
Календарно-тематическое планирование «Баскетбол»
Месяц | № недели | № занятия | Тема занятия | Число часов |
| | 1 | ТБ на занятиях баскетболом. | 1 |
2 | Подвижные игры с мячом. | 1 |
| 3 | Подвижная игра «салки». | 1 |
4 | Обучение броску мяча двумя руками. | 1 |
| 5 | Обучение ведению мяча на месте. | 1 |
6 | Повторить броски мяча двумя руками. | 1 |
| 7 | Подвижные игры с мячом. | 1 |
8 | Ведения мяча в различных ситуациях. | 1 |
| | 9 | Повторить броски мяча. | 1 |
10 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 11 | Эстафеты с мячами. | 1 |
12 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| 13 | Обучение броску мяча в движении. | 1 |
14 | Обучение передачам мяча в движении. | 1 |
| 15 | Повторить бросок двумя руками. | 1 |
16 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| | 17 | Повторить броски мяча в движении. | 1 |
18 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 19 | Броски мяча после передачи. | 1 |
20 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 21 | Броски мяча после ведения. | 1 |
22 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| 23 | Повторить броски двумя руками. | 1 |
24 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| | 25 | Броски мяча в движении. | 1 |
26 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| 27 | Повторить броски в движении. | 1 |
28 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 29 | Броски мяча после ведения. | 1 |
30 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| 31 | Броски мяча после передачи. | 1 |
32 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| | 33 | Броски мяча в движении. | 1 |
34 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 35 | Бросок мяча двумя руками. | 1 |
36 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 37 | Броски мяча после ведения. | 1 |
38 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| | 39 | Броски мяча в движении. | 1 |
40 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 41 | Штрафной бросок. | 1 |
42 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 43 | Броски мяча после ведения. | 1 |
44 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| 45 | Броски мяча в движении. | 1 |
46 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| | 47 | Броски мяча в движении. | 1 |
48 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 49 | Штрафной бросок. | 1 |
50 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 51 | Броски мяча после ведения. | 1 |
52 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| 53 | Повторить броски двумя руками. | 1 |
54 | Передачи мяча на месте. | 1 |
| | 55 | Броски мяча в движении. | 1 |
56 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 57 | Штрафной бросок. | 1 |
58 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 59 | Броски мяча после ведения. | 1 |
60 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| 61 | Броски мяча в движении. | 1 |
62 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| | 63 | Броски мяча в движении. | 1 |
64 | Передачи мяча в парах. | 1 |
| 65 | Штрафной бросок. | 1 |
66 | Передачи мяча в тройках. | 1 |
| 67 | Броски мяча после ведения. | 1 |
68 | Передачи мяча в движении. | 1 |
| | | 68ч |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Оснащенность учебного процесса:
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Примерные программы по учебным предметам. .Физическая культура. 3-4 классы
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха
Физическая культура. 3-4классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 3-4классы. Пособие для учителя.
В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 3-4классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение»
В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 3-4классы-
(серия «Текущий контроль»).
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для учителей
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Мячи баскетбольные
Сетка для переноса и хранения мячей
Баскетбольные щиты с кольцами
Сетки для баскетбольных колец
Жилетки игровые разного цвета
Флажки разметочные с опорой
Стойки для обводки
Конусы
Фишки
Свисток судейский
Секундомер
12