Победить неуверенность в себе
Цели:
формирование у учащихся представления о различных видах самооценки;
формирование позитивного отношения к себе, чувства собственного достоинства;
формирование навыков самоанализа, самовоспитания.
Форма проведения: час общения
Оборудование: слайды
План классного часа:
Интерактивная беседа по теме «Самооценка и удача»
Анализ результатов тестирования
Составление памятки «Как повысить самооценку»
Пантомима «Люди с разной самооценкой»
Пять минут самоанализа
Рефлексия
Ход классного часа:
на экране слайд с названием классного часа и эпиграфом.
I. Организационный момент
приветствие
сообщение темы, задач классного часа
II. Интерактивная беседа по теме «Самооценка и удача»
Кл. рук.: Есть люди, которым всегда везет, а есть неудачники. За что бы они ни брались, что бы ни делали, все у них валится из рук, всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач?
Кл. рук.: Психологи бы сказали, что у таких людей заниженная самооценка. Самооценка — это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они-то часто и считают себя невезучими. А как же себя ведут люди с завышенной самооценкой?
Кл. рук.: Конечно, сами слова «завышенная», «заниженная» имеют значение чего-то далекого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка человека?
Вы правы — человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная — значит соответствующая действительности.
Анализ результатов тестирования
Кл. рук.: Перед классным часом вам был предложен тест на самооценку. Я озвучу результаты: с завышенной самооценкой человек, с заниженной — человек, с адекватной — человек. Я просила вас запомнить свои результаты. Теперь вы можете узнать свою самооценку.
- Кто согласен с результатами теста? Кто не согласен? Что вызывает возражения?
IV. Пантомима «Люди с разной самооценкой»
Кл. рук.: А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого завышенная или заниженная? Кто уверен в себе, а кто нет?Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его тела, лица. Сейчас вы это сами увидите. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.
- Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я — режиссер, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Всем остальным я предлагаю сделать то же. Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Начинаем репетицию спектакля. Послушайте, как должен выглядеть этот человек... (с заниженной самооценкой).
- У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Какая у него самооценка?
- А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек... (с адекватной самооценкой)
- А что можно сказать об этом герое и его самооценке?
- А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. Этот герой... (с завышенной самооценкой)
- Какой герой у вас получился?
- В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.
V. Составление памятки «Как повысить самооценку?»
Кл. рук.: Как же повысить самооценку? На этот счет есть много рекомендаций, упражнений и тренингов. Этим занимаются психологи. Но вы и сами можете составить несколько правил, сравнив три таблицы. Слева — признаки человека с завышенной самооценкой, в центре — признаки человека с адекватной самооценкой, справа — признаки человека с низкой самооценкой.
Люди с правильной самооценкой всегда спокойны и уверены в себе, их уважают окружающие. А что можно посоветовать тем, у кого она занижена? Давайте составим для них памятку «Как повысить свою самооценку?».
(Работа в группах. Лидеры групп зачитывают свои варианты)
Человек с адекватной самооценкой часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он не боится отстаивать то, что считает правильным. И еще он сумеет помочь тем, кому нужен друг. Его дружба поддержит в них уверенность в себе.?
Пять минут самоанализа
Кл. рук.: Психологи заметили, что многие люди совсем не знают самих себя. Какая тут может быть самооценка? Они просто оценивают себя так, как их оценивают другие, - чаще всего пренебрежительно. Но для правильной самооценки нужно обязательно узнать себя. Как это сделать?
- У вас на партах лежат листочки бумаги.
На каждой строчке напишите ответ на вопрос: «Какой я?». Это должны быть такие характеристики, которые действительно являются важными для вас и потеря которых превратит вас совсем в другого человека. Записывайте ответы в той форме, в какой они приходят вам в голову.
А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотите сохранить и развить (поставить знак «+»), а от каких хотите избавиться (поставьте знак «-»).
Можно считать, что вы составили план ежедневной работы над собой. А значит, сделали первый шаг к тому, чтобы из неудачника превратиться в победителя. Прочитайте эпиграф к сегодняшнему классному часу. Чтобы стать победителем, нужно одерживать победы. Каждый день. Хотя бы маленькую победу над самим собой. Это и будет вашим домашним заданием.
- На этом наш классный час завершен. Спасибо за внимание!