IV. Аналитическая работа с текстом произведения. Цель этапа: выяснение восприятия, актуализация знаний о содержании феерии, идейно-художественном своеобразии произведения, обучение пообразному анализу, организация практической работы по актуализации знаний об изобразительно-выразительных средствах языка - эмоциональная оценка - пообразный анализ - анализ композиции произведения - инсценирование эпизода - проблемно-тематический анализ - выборочное чтение -проблемный анализ - работа над изобразительно-выразительными средствами феерии | Сейчас мы с вами вспомним и повторим все произведение, попробуем передать чувства и заложенный в него смысл, которые автор пытался до нас донести. Для этого мы проведем с вами викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, за каждый правильный ответ, вы получаете кораблик. В конце урока мы подсчитаем результаты и те, у кого будет больше всего корабликов, получат хорошие оценки. 1. После полного прочтения книги, какие чувства у вас возникли? Что нового вы поняли и осознали? 2. Назовите главных героев повести. Сейчас мы разделимся на команды. Представьте, что каждый ряд, это корабль. На каждом корабле есть капитан, сделайте выбор. У каждого корабля своя судьба, так и у каждого героя книги. Прошу капитанов выбрать «судьбу», которую его команда должна пронести. Команда, во главе с капитаном, готовятся к тому, чтобы рассказать о судьбе своего корабля. 1 карточка. Дать характеристику персонажам: АССОЛЬ. СЛАЙД №19 2 карточка. Дать характеристику персонажам: ЖИТЕЛИ КАПЕРНЫ. СЛАЙД №20 3 карточка. Дать характеристику персонажам: АРТУР ГРЕЙ. СЛАЙД №21 Прошу капитанов команды озвучить ответы. 3. Произведение состоит из 7 глав. Откройте тетради и записывайте названия глав, которые будут высвечиваться на слайдах. Мы будем анализировать каждую главу. Ваша задача: слушать внимательно ответы одноклассников на вопросы викторины и записывать наиболее важные данные в тетрадях. Таким образом, у нас получится читательский дневник. Композиция строится интересным способом. Все краткие вставные новеллы ведут к кульминации произведения. 4. Давайте вспомним первую главу. СЛАЙД №22 Как она называется? Отчего умерла жена Лонгрена Мери? 5. Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? 6. Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая? 7. Как относятся к Ассоль ее сверстники? 8. Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах. Предсказание волшебника, сказочника - Эгля. СЛАЙД №23 Инсценирование эпизода 9. Что и почему Эгль предсказывает Ассоль? СЛАЙД №24 Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни. 10. Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? 11. СЛАЙД №25 В третьей главе, которая называется «Рассвет» Грей узнает об этой истории в таверне как старую сплетню. А как он воспримет ее? Почему Грей поверил в то, что это мечта, а не злобная сплетня? 12. СЛАЙД №26. Вторая глава - «Грей». Два эпизода детства связаны с двумя картинами. Внимательно посмотрите на репродукции и скажите, что вы видите? Какое настроение и какие чувства у вас возникают? Давайте зачитаем и вспомним эти эпизоды во второй главе. СЛАЙД №27 (РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН) 13. Главные черты характера проявляются у мальчика в это время. Почему он решает стать капитаном? 14. Можно ли назвать Грея романтическим героем? Для начала вспомним, что значит «романтический», романтизм? 15. СЛАЙД №28 Вспомним главу четвертую – «Накануне». В ней рассказывается о тяжелых трудностях в жизни Лонгрена и Ассоль. Можно сравнить в каких тяжелых жизненных условиях росла Ассоль, в отличие от Грея. - Помогла ли Ассоль сказка старого Эгля в жизни? - Если бы не мечта Ассоль о корабле с алыми парусами, легче жилось бы ей в Каперне? 16. СЛАЙД №29Девочка остается одна (6 глава), как она себя ведет? Мечта помогает ей быть счастливой, в ней весь смысл ее жизни. 17. СЛАЙД №30Глава 5. Боевые приготовления. - Как вы думаете, почему корабль называется СЕКРЕТ? - Почему при строительстве корабля именно алый цвет из тысячи других оттенков выбрал Грей?Почему не красный, бордовый, розовый? 18.Что олицетворяют в книге алые паруса? 19. Символом чего являются алые паруса? Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. 20.Какого цвета мир в начале и в конце этой истории? Почему для одних он серый и невзрачный, для других же состоит из ярких праздничных тонов? 21. СЛАЙД №31Последняя глава «АЛЫЙ «СЕКРЕТ»». Появление корабля в Каперне. Реакция и первые впечатления жителей мы посмотрим ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА СЛАЙД №31Феерия «Алые паруса» заканчивается фразой «И думал о счастье…». Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Когда А. Грин, создавал это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье». Итак, герои встречаются. Они счастливы. -В чем состояло их счастье? Автор предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд? Наша викторина подошла к концу. Подсчитайте свои кораблики. У кого более 2-х корабликов - оценка хорошо, у кого 5 и более-отлично. В конце урока не забудьте принести дневники и кораблики, для того, чтобы выставить оценки. | Слушают слово учителя Слушают правила викторины Описывают свои чувства, эмоции. Называют героев. Лонгрен, Мери, Ассоль, Грей, Эгль, Меннерс. Угольщик Филипп, Летика-друг Грея. Формируют команды, выбирают капитанов. Тянут жребий. Работают в группах Дают характеристику главным героям произведения. - Глава 1 называется Предсказание Мери умерла от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких. -Он не помог Меннерсу спастись, он мстил, но это его не оправдывает. - Никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль - Девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Издевались и смеялись над ней. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит, развлекает, очень любит ее. Инсценирование эпизода. - Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И он рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней. - Склонность к мифотворчеству была сильнее, чем опасения бросить на неизвестную почву семена крупной мечты. Эглю очень понравилась девочка, и яхта, и лес был очарователен – отчего бы и не разыграть волшебную сценку с предсказанием феи? Он предсказал сказку – о прекрасном корабле с алыми парусами, на котором приплывет благородный принц и увезет ее туда, где они будут жить дружно и весело. - Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грей, когда зайдет в таверну Меннерса. - Он необычный человек. Грей живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своем корабле «Секрет» алые паруса. - Внимательно изучают репродукцию, выражают свои мысли. Зачитывают по тексту. – Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грей решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль. - Романтизм – это литературное направление конца XVIII – начала XIX века, для которого характерны отличительные черты: мечта о высоком героическом подвиге; стремление к осуществлению мечты; стремление к непостижимому идеалу. Романтическому герою присущи следующие черты: чувственность, бунтарство, жажда свободы, неукротимость, поиски идеала и мечты. Поэтому мы можем сказать о том, что Артур Грей романтический герой. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей. - Ассоль жилось очень трудно в Каперне, так как у нее не было ни друзей, ни подруг. Но, тем не менее, несмотря на все трудности, она никогда не падала духом, она верила в мечту и с нетерпением и трепетом сердца ждала, когда ее осуществления. Это было смыслом ее жизни. А если бы не было этой мечты, то и смысл жизни Ассоль был бы потерян. - Оставшись на время одна, Ассольостается такой же счастливой, радуется жизни, гуляет, мечтает и все же ждет свои алые паруса. - Алые паруса – это символ чуда, мечты, веры в невозможное. Именно они наполнили жизнь одинокой девочки содержанием и смыслом, не дали отчаяться от однообразия и угрюмости реальной жизни, подарили надежду на счастье. И вера её в алые паруса была настолько сильна, что невозможное стало возможным: сказка стала явью. - Грей выбрал именно алый цвет скорее всего, потому что он олицетворяет прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет,всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда-то попасть, страстно любит и страстно верит. Этому цвету свойственна максимальность в чувствах, а также он тёплый, ласковый, завораживающий, более яркий, чистый, цвет любви, полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения. - Символ перемен и сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками. - Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветёт ли для него мир праздничными красками. Смотрят фрагмент из фильма «Алые паруса» режиссёра Александра Птушко, вышедшего в 1961 году на киностудии «Мосфильм». - Словами Грея: «Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем». «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя». | Словесный метод Игровой метод (викторина) Метод литературной беседы Методы: частично-поисковый; словесный; метод творческого чтения; метод литературного поиска. Приемы: беседа, выразительное чтение. Групповая форма организации работы. Исследовательский метод Метод самостоятельно-практической работы Метод литературной беседы Театрализация (метод артпедагогики) Метод творческого чтения Фронтальный опрос Наглядный метод Анализ репродукций Словесный метод Прием выборочного и выразительного чтения Метод проблемного изложения знаний (постановка проблемных вопросов) Метод литературной беседы Технология проблемного развития Метод эмоционально-образного постижения произведения Интерпретационный метод Игровой метод Самооценка | Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнений учебных заданий с использованием учебной литературы -построение речевого высказывания в устной и письменной форме - осуществление смыслового чтения художественных текстов; -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществление синтеза как составления целого из частей; -сравнение по заданным критериям - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве -формулирование собственного мнения; -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -построение понятных для портнера высказываний, учитывающих, что он видит, а что нет; -контроль действий партнера; Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; - построение монологического высказывания - владение диалогической формой речи Регулятивные: -оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки -выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме Личностные: -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; -освоение и выполнение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь) -оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности |