МКОУ Теньковская СШ
Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513)
Автор: учитель русского языка и литературы
Чернова Наталья Сергеевна
Двадцать седьмое февраля. Классная работа
Евгений Андреевич Пермяк
Приёмы сжатия текста
1. Упрощение (пересказать диалоги своими словами)
2. Исключение (опустить детали подробности, повторы)
3. Обобщение (обобщить предложения с однородными членами предложения, оставить самые главные предложения)
Работа с терминами.
ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иносказание, аллегория – изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный образ. Притча – иносказательный рассказ с поучением
Историческая справка
До 60-х гг. прошлого столетия шариковых ручек не было, писали ручками со стальным пером, обмакивая его в чернила. В советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо.
Чтение текста.
Евгений Андреевич Пермяк «Перо и чернильница».
— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
— Как рыбу удочкой?
— Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, — говорит дедушка.
— Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить.
А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей!—утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему
О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать
Что значит добывать?
Что такое синонимы?
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Например:
Бежать - мчаться, лететь, нестись
Бросать - кидать, швырять
Блистать - сверкать, сиять, светиться
Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
БЕРЁШЬ
ДОСТАЁШЬ
ЗАЦЕПЛЯЕТСЯ
ВЫТАЩИШЬ
Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет
Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
- Нельзя быть эгоистом,
- думать только о себе,
- нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться
Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
На ус намотал - другим пересказал
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.
Например:
зуб на зуб не попадает – замерз,
зарубить на носу – запомнить,
как в воду глядеть – предвидеть.
Автор в тексте использует фразеологизмы.
На ус намотал
Как вы понимаете это фразеологическое сочетание?
Принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
1
— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь? — Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. — А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? — Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. — Как рыбу удочкой? — Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, — говорит дедушка.
— Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. — Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? — Не горюй, Сергей!—утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
2
3
4
1 часть
Главные слова:
сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком.
Сказки из чернильницы.
2 часть
Главные слова:
Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.
Сказка не зацепляется.
3 часть
Главные слова:
утешает, придёт время, не только собой будешь занят.
Притча дедушки.
4 часть
Главные слова:
дедову притчу запомнил.
Дедову притчу запомнил.
Сопоставление записей
- Откуда ты сказки берёшь?
- О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать.
- Сказка получится, если, Серёжа, без людей, сам по себе жить не начнёшь.
- На ус намотал – другим пересказал.
- Разговор дедушки и внука о сказках.
- Серёжа учится в школе.
- Разговор героев: дедушка утешает внука.
- Результаты разговора.
План изложения:
1. Сказки из чернильницы.
2. Сказка не зацепляется.
3. Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.
4. Дедову притчу запомнил.
Какая форма речи преобладает в тексте?
диалог
Перевод предложений из прямой речи в косвенную .
- Серёжа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берёт.
- «Из чернильницы ручкой с пёрышком»,- ответил дедушка. (16 слов).
Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста.
Итог урока
- Текст написан в художественном стиле речи.
- Тип речи - повествование в жанре притчи.
- Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"
- А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку.
Удачи в работе!