Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа №6
«Мероприятия по подготовке учащихся
к итоговой аттестации по информатике»
2018 г.
Закон «Об Образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года определяет проведение государственной итоговой аттестации для 9-классников в форме ОГЭ. С 2016-2017 учебного года, основанием для получения аттестата является успешная сдача экзаменов по четырем предметам – обязательным и по выбору.
Основной государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ по информатике является экзаменом по выбору, но независимо от количества обучающихся, выбравших этот экзамен каждый учитель продумывает систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к экзамену по информатикежелательно как можно раньше. Можноэто делать с 8 класса, но данная работа затруднена тем, что в основном восьмиклассники еще не определились с выбором экзамена в следующем году. Поэтому, как правило подготовка к ОГЭ начинается с 9 класса. Этому способствует содержание учебного материала 9 класса. Практически все темы, программного материала 9 класса отражены в экзаменационных заданиях.
Работы по подготовке к ОГЭ проводятся по трем направлениям:
Работа по самообразованию и методическая работа
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог способствует успешной сдачи учащимися ОГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя. Именно, поэтому необходимо внимательно изучить нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ОГЭ. Принимать участие в работе методических объединений школы и района. Заниматься исследовательской, инновационной деятельностью, использовть элементы педагогических технологий. Участвовать в педагогических конкурсах и фестивалях. Распространять собственный педагогический опыт через свой персональный сайт. Накапливать в кабинете информатики дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующий КИМам ОГЭ. Вести диагностику и мониторинг по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ОГЭ .
Работа с учащимися
Самое трудное в подготовке к ОГЭ - это научиться решать задачи, особенно сложно - на программирование. Здесь нет готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, хорошо развитая логика мышления. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.
Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Подготовка к ОГЭ требует от учителя и ученика серьезной работы, а именно:
Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
Организация подготовки учащихся к экзамену на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ОГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ;
Организация подготовки учащихся к ОГЭ на консультативных занятиях;
Организация диагностических работ системы СтатГрад в формате ОГЭ;
Организация индивидуальной работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ОГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;
Выдача индивидуальных заданий на дом с целью организации самостоятельной домашней подготовки учащихся к ОГЭ;
Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты диагностических, тренировочных работ. Чтобы владеть картиной готовности к ОГЭ каждого учащегося необходимо фиксировать и анализировать результаты работ, выполненных каждым обучающимся и видеть результаты подготовки в динамике. Целесообразно ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Для подготовки учащихся надо проводить следующие мероприятия:
Дополнительные занятия: занятия-консультации по проблемным вопросам учеников, занятия по решению заданий ОГЭ (запланированные по графику), занятия по решению заданий на программирование.
Многим учащимся трудно понять учебный материал на уроке. Это происходит по многим причинам: пробелы в знаниях по предмету, низкая успеваемость по другим предметам (математике), вследствие пропусков занятий из-за болезни и без уважительной причины, поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты (возможно повторно), задать индивидуальные вопросы, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с обучающимися). Часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий 1-ой части, при этом ведется учет посещенных занятий. Консультации проводятся не реже двух раз в неделю.
Занятия решения задач по программированию проводятся с учетом способностей и потребностей каждого обучающегося. При этом используется дифференцированный подход к обучению.
Организация учебной деятельности на уроках.
Для формирования устойчивых навыков решения заданий 1-ой части, обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса уделяю 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. Обучающиеся работают индивидуально по карточкам-заданиям, с последующей коллективной проверкой, анализом и объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.
В начале учебного года необходимо составить «План повторения, изучения программного материала по информатике при подготовке к ОГЭ»
Домашнее задание –индивидуальная комплексная работа (еженедельно с января по май месяц).
С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагаются еженедельные индивидуальные комплексные задания. При этом у учеников имеется возможность консультирования по решению этих заданий (дополнительное внеурочное время). Свои работы учащиеся выполняют (в отдельных тетрадях) и сдают на проверку. Результаты анализируется и выполняется работа над ошибками. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся.
Работа с диагностическими и тренировочными заданиями системы СтатГрад Московского института открытого образования.
Тренировочные работы – очень важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика. Результаты работ фиксируются, с целью дальнейшего анализа:
Организация онлайн тестирования с анализом неверно выполненных заданий (сайт К. Полякова, Решу ОГЭ);
Еженедельно проводить групповое онлайн тестирование. Работа с онлайн заданиями сайта К. Полякова и «Решу ОГЭ» дает возможность быстро получить результат и организованно проанализировать ошибки, проверить усвоение материала обучающимися.
Работа с родителями
Очень важным моментом в период подготовки к ОГЭ является работа с родителями и администрацией школы.
Работа с родителями выпускного класса начинается с выступления на родительском собрании с целью информирования родителей о порядке подготовки и проведения итоговой аттестации.
Только совместная работа учитель - ученик - родитель может помочь обучающимся успешно справиться с государственной итоговой аттестацией. Поэтому родители своевременно информируются о результатах диагностических работ и динамикой подготовки их детей:
Согласованность действий учителя – предметника и администрации образовательного учреждения – это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели – получение желаемых результатов выпускных экзаменов.