Полезные ресурсы для формирования УУД у школьников 5-9 классов
на уроках географии.
Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.
17.10 22024 г.
Универсальные учебные действия в широком смысле – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:
1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Какие ресурсы могут быть полезны на уроках географии для формирования УДД у школьников 5-9 классов?
Прежде всего, это – печатные источники: учебник, атлас, рабочие тетради(листы), контурные карты, энциклопедии и словари, художественная литература.
Учебник.
Работа с иллюстративным материалом.
Проанализировать иллюстрации и ответить на вопросы.
Например: Выявление характерных признаков («Найди отличия…»)
Логические универсальные действия - анализ, синтез
Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Сравнить модели, созданные разными учеными. Сделать выводы. Знаково- символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Работа с текстом.
Применение способов смыслового чтения необходимо человеку при чтении любой информации. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Описанные правила и приемы чтения помогут ученику не только научиться читать и воспринимать информацию, но и избавиться от иллюзии умения читать. Задача учителя – руководить процессом чтения, формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Если у обучающегося появляются эмоции интереса к чтению литературы любой тематики, то и будет желание исследовать, расширять свой опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получать удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
Основные типы заданий, направленных на развитие метапредметных УУД:
Заполнить таблицу
Заполнить схему
Составить рассказ и его план.
Вставьте пропущенные буквы. Составьте 2-3 предложения с этими словами.
Подготовить сообщение, составить план, указать источник информации
Сделать классификацию (подчеркнуть, обвести, указать признаки)
Например. 5 класс. Составляю рабочий лист.
Тема урока: Географические открытия XVII-XX вв.
Задания:
1. Используя текст §5, заполните таблицу.
2. Нанесите на контурную карту маршруты путешествий, указанных в таблице.
Путешественники | Время исследований | Маршруты путешествий | Открытия |
Френсис Дрейк | 1577-1580 | Второе кругосветное плавание | Пролив Дрейка |
Христофор Колумб | | Через Атлантический океан | |
| |
Герард Меркатор | XVI в. | - | Создал |
|
Виллем Баренц | | | Искал короткий путь вокруг в Китай и Индию вокруг Азии. Баренцево море |
|
Абель Тасман | 1498 | | |
| |
| |
Джеймс Кук | | | |
| |
| |
Александр Гумбольт | XIX в | Южная Америка | Посвятил свои труды объяснению природных закономерностей |
Давид Ливингстон | XIX в | Южная Африка | Открыл |
|
Н.М. Пржевальский | | Пустыни Центральной Азии | Открыл лошадь Пржевальского |
Адолф Норденшельд | | Моря Северного Ледовитого океана у берегов Евразии | Открыл Северный морской путь вокруг Евразии |
Руаль Амундсен | 1903-1906 гг | Моря Северного Ледовитого океана у берегов Северной Америк | |
|
|
1911 г. | | |
Роберт Пири | | Северный Ледовитый океан | |
|
|
Тур Хейердал | | Через Тихий океан на плоту Кон-Тики | |
|
Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации
Карта – язык географии, поэтому обучить географии невозможно без использования атласов и настенных карт.
Географическая карта
Задание. Найдите главную мысль первой истории и подумайте, доказывается ли она и во второй истории. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во второй части.
Часть 1 | ответ | Часть 2 |
1.Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что по острову Кипр названа по латыни медь — купрум. | Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален. (По С.Венецкому) | 2.В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл вверх по течению реки в Южной Америке; поражённый количеством серебра, которое его матросы награбили у местных жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебряной (по-испански «плата» — серебро). Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. В начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово «Аргентина». |
Энциклопедии.
Аванта+
География
Биология
История
Информацию из данных энциклопедий я рекомендую учащимся использовать при подготовке проектов: опережающих заданий, стенгазет и т.д, а также сама использую на уроках.
Выполнение проектов. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Задания из банка ФИПИ. ВПР и ОГЭ.
Например, в 5 классе при изучении темы «Первое кругосветное плавание» при проверке знаний я использую задания ВПР 6 класса, частично.
С одной стороны, учащиеся знакомятся в данным видом вопроса, а с другой у учащихся формируются логические универсальные действия - анализ, синтез, а также постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Задания практической работы в 7 классе.
Проанализировать процесс или явление. Дать характеристику процесса или явления.
Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации.
Видеофайлы.
Изучить материал по теме, подготовить вопросы, записать основные идеи материала. Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Интернет-ресурсы.
Работая с Интернет-ресурсами необходимо соблюдать определенные правила, чтобы урок с их использованием не превратился в свободное путешествие учащихся по просторам сети и не свел на нет все усилия преподавателя.
Предлагаю набор правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата:
1. Готовя урок, четко определите цели и задачи, формы и приемы использования интернет-ресурсов на уроке;
2. Подготовьте набор ссылок на сайты Интернета, содержащие необходимую информацию;
3. Просмотрите содержание сайтов, чтобы убедиться, что они содержат необходимую информацию. Во время урока Вы сможете помочь учащемуся, если он испытает затруднение в поиске;
4. Подготовьте задания для работы, подумайте в каком виде их лучше предложить учащимся. При этом необходимо учитывать возрастные, физиологические и другие особенности детей, уровень их компьютерной грамотности, умственное развитие, степень самостоятельности действий и другие критерии;
5. Продумайте, как будет осуществляться контроль за деятельностью учащихся, в каком виде они будут предлагать результат своей деятельности (презентация, набор вопросов, набор иллюстраций и т.д.);
6. Перед уроком необходимо убедиться в технической исправности компьютеров учеников, возможности подключения их компьютеров к сети Интернет, возможности использовать необходимые сайты;
7. Предусмотрите варианты продолжения занятия при неожиданном отключении сети, понижения скорости соединения и других технических сбоях;
8. Подготовьте задания для тех учеников, которые по какой-либо причине не смогут работать в сети Интернет;
9. Во время урока соблюдайте требования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером (физкультминутка, зарядка для глаз);
10. Предусмотрите время и способы выхода из сети, выключения компьютеров, переключения внимания учащихся на работу с более традиционными источниками информации;
11. Следуйте нормам авторского права при использовании интернет-ресурсов.
Сеансы работы с компьютером должны проводиться не вместо, а вместе с использованием учебника, устным изложением материала и другими традиционными формами и способами обучения. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат – сформировать универсальные учебные действия на высоком уровне.
https://rus-geo-enc.slovaronline.com/ Энциклопедия онлайн по географии
https://old.bigenc.ru/section/geography Большая российская энциклопедия.
https://idp-cs.net/ymvulc.php Монитор активности вулканов
https://idp-cs.net/ym.php Монитор землетрясений
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Учи.ру
https://www.yaklass.ru/p/geografiya Якласс
Таким образом из всего вышесказанного можно сделать выводы:
1. Существует множество полезных ресурсов, которые мы можем использовать на уроках географии для формирования УУД у школьников 5-9 классов.
2. Их использование на уроке:
1) Позволяет сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями
2) Обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля
3) Включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемой информации
4) Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться , вести дискуссию.
10