СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезные ресурсы для формирования УУД у школьников 5-9 классов на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию текст выступления на РМО учителей географии Сальского района. В своём выступлении я поделилась тем, какие ресурсы используются мною на уроках географии в процессе формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Полезные ресурсы для формирования УУД у школьников 5-9 классов на уроках географии.»

Полезные ресурсы для формирования УУД у школьников 5-9 классов

на уроках географии.

Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.

17.10 22024 г.

Универсальные учебные действия в широком смысле – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:

1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Какие ресурсы могут быть полезны на уроках географии для формирования УДД у школьников 5-9 классов?

Прежде всего, это – печатные источники: учебник, атлас, рабочие тетради(листы), контурные карты, энциклопедии и словари, художественная литература.

Учебник.

Работа с иллюстративным материалом.

Проанализировать иллюстрации и ответить на вопросы.

Например: Выявление характерных признаков («Найди отличия…»)

Логические универсальные действия - анализ, синтез

Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Сравнить модели, созданные разными учеными. Сделать выводы. Знаково- символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Работа с текстом.

Применение способов смыслового чтения необходимо человеку при чтении любой информации. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Описанные правила и приемы чтения помогут ученику не только научиться читать и воспринимать информацию, но и избавиться от иллюзии умения читать. Задача учителя – руководить процессом чтения, формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Если у обучающегося появляются эмоции интереса к чтению литературы любой тематики, то и будет желание исследовать, расширять свой опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получать удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

Основные типы заданий, направленных на развитие метапредметных УУД:

  • Заполнить таблицу

  • Заполнить схему

  • Составить рассказ и его план.

  • Вставьте пропущенные буквы. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

  • Подготовить сообщение, составить план, указать источник информации

  • Сделать классификацию (подчеркнуть, обвести, указать признаки)

Например. 5 класс. Составляю рабочий лист.

Тема урока: Географические открытия XVII-XX вв.

Задания:

1. Используя текст §5, заполните таблицу.

2. Нанесите на контурную карту маршруты путешествий, указанных в таблице.

Путешественники

Время исследований

Маршруты путешествий

Открытия

Френсис Дрейк

1577-1580

Второе кругосветное плавание

Пролив Дрейка

Христофор Колумб


Через Атлантический океан




Герард Меркатор

XVI в.

-

Создал


Виллем Баренц



Искал короткий путь вокруг в Китай и Индию вокруг Азии.

Баренцево море


Абель Тасман

1498







Джеймс Кук








Александр Гумбольт

XIX в

Южная Америка

Посвятил свои труды объяснению природных закономерностей

Давид Ливингстон

XIX в

Южная Африка

Открыл


Н.М. Пржевальский


Пустыни Центральной Азии

Открыл лошадь Пржевальского

Адолф Норденшельд


Моря Северного Ледовитого океана у берегов Евразии

Открыл Северный морской путь вокруг Евразии

Руаль Амундсен

1903-1906 гг



Моря Северного Ледовитого океана у берегов Северной Америк




1911 г.



Роберт Пири


Северный Ледовитый океан




Тур Хейердал


Через Тихий океан на плоту Кон-Тики



Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации

Карта – язык географии, поэтому обучить географии невозможно без использования атласов и настенных карт.

Географическая карта

Задание. Найдите главную мысль первой истории и подумайте, доказывается ли она и во второй истории. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во второй части.

Часть 1

ответ

Часть 2

1.Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что по острову Кипр названа по латыни медь — купрум.


Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален.

(По С.Венецкому)


2.В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл вверх по течению реки в Южной Америке; поражённый количеством серебра, которое его матросы награбили у местных жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебряной (по-испански «плата» — серебро). Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. В начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Энциклопедии.

Аванта+

География

Биология

История

Информацию из данных энциклопедий я рекомендую учащимся использовать при подготовке проектов: опережающих заданий, стенгазет и т.д, а также сама использую на уроках.

Выполнение проектов. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Задания из банка ФИПИ. ВПР и ОГЭ.

Например, в 5 классе при изучении темы «Первое кругосветное плавание» при проверке знаний я использую задания ВПР 6 класса, частично.

С одной стороны, учащиеся знакомятся в данным видом вопроса, а с другой у учащихся формируются логические универсальные действия - анализ, синтез, а также постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Задания практической работы в 7 классе.


Проанализировать процесс или явление. Дать характеристику процесса или явления.

Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации.

Видеофайлы.

Изучить материал по теме, подготовить вопросы, записать основные идеи материала. Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Интернет-ресурсы.

Работая с Интернет-ресурсами необходимо соблюдать определенные правила, чтобы урок с их использованием не превратился в свободное путешествие учащихся по просторам сети и не свел на нет все усилия преподавателя.

Предлагаю набор правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата:

1. Готовя урок, четко определите цели и задачи, формы и приемы использования интернет-ресурсов на уроке;

2. Подготовьте набор ссылок на сайты Интернета, содержащие необходимую информацию;

3. Просмотрите содержание сайтов, чтобы убедиться, что они содержат необходимую информацию. Во время урока Вы сможете помочь учащемуся, если он испытает затруднение в поиске;

4. Подготовьте задания для работы, подумайте в каком виде их лучше предложить учащимся. При этом необходимо учитывать возрастные, физиологические и другие особенности детей, уровень их компьютерной грамотности, умственное развитие, степень самостоятельности действий и другие критерии;

5. Продумайте, как будет осуществляться контроль за деятельностью учащихся, в каком виде они будут предлагать результат своей деятельности (презентация, набор вопросов, набор иллюстраций и т.д.);

6. Перед уроком необходимо убедиться в технической исправности компьютеров учеников, возможности подключения их компьютеров к сети Интернет, возможности использовать необходимые сайты;

7. Предусмотрите варианты продолжения занятия при неожиданном отключении сети, понижения скорости соединения и других технических сбоях;

8. Подготовьте задания для тех учеников, которые по какой-либо причине не смогут работать в сети Интернет;

9. Во время урока соблюдайте требования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером (физкультминутка, зарядка для глаз);

10. Предусмотрите время и способы выхода из сети, выключения компьютеров, переключения внимания учащихся на работу с более традиционными источниками информации;

11. Следуйте нормам авторского права при использовании интернет-ресурсов.

Сеансы работы с компьютером должны проводиться не вместо, а вместе с использованием учебника, устным изложением материала и другими традиционными формами и способами обучения. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат – сформировать универсальные учебные действия на высоком уровне.

https://rus-geo-enc.slovaronline.com/ Энциклопедия онлайн по географии

https://old.bigenc.ru/section/geography Большая российская энциклопедия.

https://idp-cs.net/ymvulc.php Монитор активности вулканов

https://idp-cs.net/ym.php Монитор землетрясений

https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Учи.ру

https://www.yaklass.ru/p/geografiya Якласс

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать выводы:

1. Существует множество полезных ресурсов, которые мы можем использовать на уроках географии для формирования УУД у школьников 5-9 классов.

2. Их использование на уроке:

1) Позволяет сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

2) Обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля

3) Включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемой информации

4) Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться , вести дискуссию.

10