ПОЛОЖЕНИЕ
О реализации инклюзивной практики в МБОУ СОШ №2 г. Лакинска
1 Общие положения
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на получение образования. Детям с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями) необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку для достижения социального и личного благополучия через доступное обучение и воспитание.
На основании ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленных на реализацию права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями и в целях социализации указанных лиц создаются условия для инклюзивного образования
Под лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются как дети-инвалиды, так и дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения.
Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Законодательство предполагает возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК).
1.2. Инклюзивная практика реализуется в МБОУ СОШ №2 г. Лакинска с целью создания условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с различными образовательными потребностями.
1.3. Задачи инклюзивной практики:
создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
создание педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.
обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающую диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности;
формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
2 Организация учебного процесса
2.1. Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном учреждении, на основании приказа директора школы.
2.2. В своей деятельности МБОУ СОШ №2 г. Лакинска, реализующее инклюзивную практику, руководствуется нормами Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», настоящего положения, Устава общеобразовательного учреждения, а также нормами международного и российского законодательства.
2.3. Зачисление в класс детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения, с согласия родителей и по рекомендации ПМПК (далее – ПМПК).
2.5. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является организация психолого-медико-педагогического консилиума для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательный процесс.
2.6. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивную практику определяется программами для общеобразовательных учреждений, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ.
2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ разрабатывается и утверждается психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения (далее ПМПк) на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Типовая форма индивидуального учебного плана вместе с формой отчетности согласовывается с Председателем ПМПк, родителями (законными представителями) и утверждается директором Учреждения. Индивидуальный учебный план ребенка с является приложением к договору, заключаемому между директором школы и родителями (законными представителями) ребенка.
2.8. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются:
необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
организация индивидуального режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями;
организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами;
2.9. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий класс осуществляется на основании решения ПМПк общеобразовательного учреждения.
2.10. Выпускникам, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования при успешном прохождении итоговой аттестации.
2.11. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание в соответствии с рекомендациями ПМПК и создаваемыми из расчета по количеству детей в ОУ: