СОГЛАСОВАНО с Советом обучающихся Протокол №4 от 31.05.2019 | СОГЛАСОВАНО с Советом родителей (законных представителей) Протокол №4 от 31.05.2019 | СОГЛАСОВАНО с Управляющим советом Протокол №1 от 29.08.2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №34» ________________ И.А. Долба Приказ №361 от 30.08.2019 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одаренными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №34»
1.Общие положения
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в школе.
1.1.Настоящее Положение составлено в соответствии с законом РФ «Об образовании», законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №34» (далее - МБОУ «СШ №34»).
1.2.Работа с одаренными обучающимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей.
1.3.Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для их оптимального развития.
1.4.Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся;
- составление индивидуально-ориентированной профилактической программы обучающихся;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей;
- поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.5.Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий учебный год.
1.6.Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
1.7.Работа с одаренными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в ОУ.
1.8.Заместителем директора по УР осуществляется общее руководство работой с одаренными обучающимися.
1.9.Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных детей.
1.10.Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий.
1.11.В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2. Принципы работы с одарёнными детьми
2.1.Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
2.2.Принцип опережающего обучения.
2.3.Принцип комфортности в любой деятельности.
2.4.Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных обучающихся.
2.5.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
2.6.Принцип развивающего обучения.
2.7.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2.8.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
2.9.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
2.10.Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
2.11.Принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:
3.1.Администрация школы (директор, заместитель);
3.2.Рабочая группа, состоящая из учителей, имеющих квалификационные категории, создаваемая сроком на 1 год;
3.3.Руководители школьных методических объединений;
3.4.Учителя-предметники;
3.5.Классные руководители;
3.6.Руководители кружков и секций;
3.7.Родители одаренных обучающихся;
3.8.Одаренные обучающиеся.
4.Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися
Формы | Периодичность |
Предметные олимпиады | 1 раз в год |
Предметные недели | По годовому плану |
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. | Мартовский педсовет |
Внутришкольный контроль. | По годовому плану |
Творческие отчёты кружков и спортивных секций. | 1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки. | По годовому плану. |
5.Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися
5.1.Функции директора:
5.1.1.Планирование в годовом плане работы школы отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
5.1.2.Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
5.2.Функции заместителя директора по УР:
5.2.1.Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
5.2.2.Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
5.2.3.Сбор банка данных по одарённым детям.
5.3.Функции рабочей группы:
5.3.1.Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
5.3.2.Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
5.3.3.Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
5.3.4.Определение критериев эффективности работы.
5.4.Функции руководителей МО:
5.4.1.Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. 5.4.2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
5.4.3.Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы.
5.4.4.Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
5.5. Функции учителей-предметников:
5.5.1.Выявление одарённых детей по своим предметам.
5.5.2.Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
5.5.3.Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
5.5.4.Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
5.5.5.Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
5.5.6.Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
5.5.7.Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
5.5.8.Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
5.6.Функции классных руководителей:
5.6.1.Выявление детей с общей одарённостью.
5.6.2.Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
5.6.3.Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
5.7.Функции руководителей кружков и секций:
5.7.1.Выявление одарённых обучающихся.
5.7.2.Организация творческих отчётов, выставок обучающихся.
5.7.3.Предоставление необходимой информации классным руководителям.