Особенности работы с одаренными детьми
Особенности педагога, работающего с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.
Просмотр содержимого документа
«Бабка-невидимка»
Просмотр содержимого документа
«Голодовка пополам с бессонницей»
Просмотр содержимого документа
«Иван и бестолковые великаны»
Просмотр содержимого документа
«Изворотливый мулла»
Просмотр содержимого документа
«Как великан и МАльчик-с-пальчик силой мерились»
Как великан и Мальчик-с-пальчик силой мерились.
Ж
ил-был Мальчик-с-пальчик. Однажды пас он на лугу корову. Время близилось к обеду, и мальчик уже достал хлеб и узелок с творогом. Но вдруг из-за верхушек деревьев, что окружали луг, показалась голова великана. Этот великан хотел отдохнуть на лугу, а заодно закусить коровой.
Но отважный мальчик не хотел отдавать корову.
- Эй, ты! - закричал он. - Думаешь, если роста хватает, то всё можно? Давай посмотрим, хватит ли у тебя силы со мной справиться.
- Ах ты, мелюзга! Знаешь, какой я сильный! - великан так рассмеялся, что сосны закачались.
- Знаю или не знаю, - перебил его Мальчик-с-пальчик, - только давай сперва силой померимся, а потом и хвастаться будем. Кто победит, тому и луг вместе с коровой достанется.
- Ну давай! - рассмеялся великан. – Говори, как силой будем мериться?
- Будем из камней воду выжимать, - сказал Мальчик-с-пальчик. Кто из камня больше воды выжмет, тот и сильнее.
Согласился великан, схватил большой камень и сдавил что есть силы. Давил, давил - ладонь отдавил, а ни капли не выжал.
- Кто ж так давит?! - рассмеялся Мальчик-с- пальчик. - Смотри на меня!
Что же такое сделал мальчик? Неужели он, маленький и слабый, может выдавить из камня воду?


Подсказка. Используй то, что под рукою, - и не ищи себе другое.
Ах, неужели продукт портить придётся…
Эх, творог пропал - зато корова осталась!
Просмотр содержимого документа
«Как работать с одаренными детьми»
Как работать с одаренными детьми?
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (высокие творческие способности, музыкальные, художественные, актерские).
Как раскрыть одаренность ребенка в своем классе?
-познакомиться с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- заниматься накоплением библиотечного фонда по данному вопросу;
- проводить наблюдения, диагностики;
- включать детей в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, сетевые проекты, позволяющих учащимся проявить свои способности.
-отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставить возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу.
При составлении «Портфолио работ» для каждого ребенка в классе наметить план мероприятий, в которых ребята могут проявить себя. Можно сказать, составить каждому ученику «Маршрутный лист», по которому отслеживать участие в мероприятиях и вносить их достижения и свои коррективы.
В работе с одаренными детьми можно выделить следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В своей работе с одаренными детьми опираться можно на так называемую программу развития одаренности детей, в которую входят три этапа:
I этап – аналитический (5 – 6 класс) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в учебной, художественной, физической деятельности.
II этап - диагностический (7 - 9-й класс) - на этом проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап (10 - 11 класс) - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Можно выделить следующие формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские (группа «НОУ», занимающаяся подготовкой учащихся к научно-исследовательской деятельности и проведением школьных ученических конференций);
- групповые занятия с сильными учащимися (индивидуально-групповые занятия по отдельным предметам после занятий);
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.
Просмотр содержимого документа
«Когда в кармане денег мало»
Просмотр содержимого документа
«Корабль должен прийти вовремя»
Просмотр содержимого документа
«Кто кого переупрямит»
Просмотр содержимого презентации
«Детская одарённость»