СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с одаренными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с одаренными детьми

Особенности педагога, работающего с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности. 

Просмотр содержимого документа
«Бабка-невидимка»


Бабка – невидимка.




Было у матери два сына. Жили они в лесу, а всего хозяйства у них было - кот Котофей да собака Шарик. Как-то раз ушли сыновья по ягоды и не вернулись. Баба Яга их заколдовала и превратила в клёны. Пошла мать в лес детей выручать. Взяла с собой кота и собаку. Искал Шарик детей по следам, и следы привели к избушке. Зашла в избушку мать, увидела Бабу Ягу, схватила её и говорит:

- Отдавай моих детушек, старая ведьма!






Извернулась Баба Яга, прыгнула к двери и в лес побежала. Бросилась собака по её следам, остановилась и залаяла:

- Здесь, здесь Яга. Невидимой стоит - ступить боится, чтоб следов не оставлять.

Что же делать? Как найти невидимую колдунью?





Подсказка. Найти можно не только глазами. По слуху, по запаху, нащупать... Над сделать так, чтобы Баба Яга сама себя выдала. Но как?

И опять кот выручил! Всё-таки Коты - умные ребята




Просмотр содержимого документа
«Голодовка пополам с бессонницей»

Голодовка пополам с бессонницей.





Жил-был один хитрый мужик. Сколько раз он спорил с друзьями - и всегда выигрывал. Поспорил раз мужик, что не будет днём пить и есть, а ночью - спать. И так две недели.



Что делать? Не под силу такое обычному человеку- ноги протянуть недолго. Как выиграть спор?








Подсказка. Да, две недели не есть и не спать человеку не под силу. Значит, нужно и есть, и спать. Но так, чтобы условие спора не нарушить. Как же этого добиться?








Наверное, этот мужик раньше котом был. Мы всегда так делаем.







Просмотр содержимого документа
«Иван и бестолковые великаны»

Иван и бестолковые великаны.


Украл Змей Горыныч у царя Гороха дочь Алёнушку. Унёс её на остров, что за тридевять земель. Позвал царь Ивана-солдата, приказал царевну вернуть. Долго ли, коротко ли - добрался Иван до острова. Не успел и шагу ступить - выросли перед ним два великана, что остров от незваных гостей охраняли. У великанов меч волшебный. Но ладу между ними нет. Бегут к Ивану и спорят
- Я солдата зарублю.
- Нет, я.
- Нет, я...

Остановились, ругаются, никак не могут решить спор.Но и Ивану дальше ходу нет.

Что делать солдату? Вот-вот закончат великаны спор, и придёт ему смерть неминуемая. Как солдату смерти избежать и на остров проникнуть? Побить великанов он не может. Всего-то оружия палица, лук да стрелы. Как тут Ивану поступить?


Подсказка. Нужно воспользоваться тем, что сами великаны между собой спор решить не могут.

Я бы отправил их куда-нибудь, а сам шмыг - и за ворота на остров. Вот только как отправить?










Да, бестолковым и сила не поможет!





Просмотр содержимого документа
«Изворотливый мулла»

Изворотливый Мулла.

Однажды правитель города Багдада Харун-альРашид увидел выходящего из дворца муллу. Мулла шёл вдоль забора с бутылью в руке. Харун-аль-Рашид подумал: «Если у него в бутыли вода из дворцового фонтана, то мулла будет наказан». И с этой мыслью он окликнул спешащего муллу:

- Что это у тебя в руке, почтенный?

Мулла остановился и, смутившись, переложил за спиной бутылку в левую руку, а правую протянул вперёд.

- Ничего нет, о повелитель.

- Покажи-ка мне левую руку! - приказал халиф.

Мулла тут же переложил бутылку за спиной в левую руку и показал левую.

- О повелитель, в руке ничего нет!

- Покажи мне обе руки сразу! - велел Ха аль-Рашид.

Как поступить мулле? Ослушаться нельзя, и бутыль показывать тоже не хочется.


Подсказка. Кармана сзади у муллы нет.



А хвост у него есть? Я бы хвостом держал.


Юмор - великая сила!

Просмотр содержимого документа
«Как великан и МАльчик-с-пальчик силой мерились»

Как великан и Мальчик-с-пальчик силой мерились.

Жил-был Мальчик-с-пальчик. Однажды пас он на лугу корову. Время близилось к обеду, и мальчик уже достал хлеб и узелок с творогом. Но вдруг из-за верхушек деревьев, что окружали луг, показалась голова великана. Этот великан хотел отдохнуть на лугу, а заодно закусить коровой.
Но отважный мальчик не хотел отдавать корову.

- Эй, ты! - закричал он. - Думаешь, если роста хватает, то всё можно? Давай посмотрим, хватит ли у тебя силы со мной справиться.

- Ах ты, мелюзга! Знаешь, какой я сильный! - великан так рассмеялся, что сосны закачались.

- Знаю или не знаю, - перебил его Мальчик-с-пальчик, - только давай сперва силой померимся, а потом и хвастаться будем. Кто победит, тому и луг вместе с коровой достанется.

- Ну давай! - рассмеялся великан. – Говори, как силой будем мериться?

- Будем из камней воду выжимать, - сказал Мальчик-с-пальчик. Кто из камня больше воды выжмет, тот и сильнее.

Согласился великан, схватил большой камень и сдавил что есть силы. Давил, давил - ладонь отдавил, а ни капли не выжал.

- Кто ж так давит?! - рассмеялся Мальчик-с- пальчик. - Смотри на меня!
Что же такое сделал мальчик? Неужели он, маленький и слабый, может выдавить из камня воду?




Подсказка. Используй то, что под рукою, - и не ищи себе другое.

Ах, неужели продукт портить придётся…

Эх, творог пропал - зато корова осталась!





Просмотр содержимого документа
«Как работать с одаренными детьми»

Как работать с одаренными детьми?

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (высокие творческие способности, музыкальные, художественные, актерские).

Как раскрыть одаренность ребенка в своем классе?

-познакомиться с научными данными о психологических  особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

- заниматься накоплением библиотечного фонда по данному вопросу;

- проводить  наблюдения, диагностики;

- включать детей в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры,   олимпиады, сетевые проекты, позволяющих учащимся проявить свои способности.

-отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые  способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и   творчества;

- предоставить возможность совершенствовать способности  в совместной   деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу.

При составлении «Портфолио работ» для каждого ребенка в классе наметить план мероприятий, в которых ребята могут проявить себя. Можно сказать, составить каждому ученику «Маршрутный лист», по которому отслеживать участие в мероприятиях и вносить их достижения и свои коррективы.

 В работе с одаренными детьми можно выделить следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для  развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся  при минимальном участии учителя;

-  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В своей работе с одаренными детьми опираться можно на так называемую программу развития одаренности детей, в которую входят три этапа:

I этап – аналитический (5 – 6 класс) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в  учебной, художественной, физической деятельности.

II этап - диагностический (7 - 9-й класс) - на этом проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап (10 - 11 класс) - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Можно выделить следующие формы работы с одаренными учащимися:

 - творческие мастерские (группа «НОУ», занимающаяся подготовкой учащихся к научно-исследовательской деятельности и проведением школьных ученических конференций);

 - групповые занятия с сильными учащимися (индивидуально-групповые занятия по отдельным предметам после занятий);

 - факультативы;

 - кружки по интересам;

 - конкурсы;

 - интеллектуальный марафон;

 - участие в олимпиадах.

 При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.

Просмотр содержимого документа
«Когда в кармане денег мало»

Когда в кармане денег мало.














Отважные мореплаватели капитан Врунгель и его помощник Фукс после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, развесили они одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись - одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и хватит на один билет на самолёт и на один костюм.

Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голых в самолёт не пускают.


Подсказка. Деньги есть только на один билет - значит, в самолёт должен садиться один пассажир; но попасть в самолёт должны оба - ведь отважные мореплаватели не бросают друг друга в беде.


Как же это совместить - чтоб садился один, а летели оба?


Может, Фукса лучше было в чемодан запихнуть? Или послать его телеграммой?













Просмотр содержимого документа
«Корабль должен прийти вовремя»


Корабль должен прийти вовремя.


Английский путешественник Филеас Фогг и его слуга Паспарту не могут вовремя попасть в Англию - нет попутного корабля. А если они опоздают, то проиграют важный спор и много денег. Пришлось Фоггу нанять красивый
пароход с деревянными надстройками и, ни минуты не медля, отправиться

в плавание. До Англии было уже рукой подать, но, как назло, на пароходе кончился уголь - И пароходные машины встали.

Как быть? Где взять топливо в море?


Подсказка. Есть хорошее изобретательское правило: «Используй то, что под рукою, - и не ищи себе другое».


Иногда решение трудной задачи - под сам носом.


В море есть ещё ветер - можно было бы сделать мачту с парусом. Или зацепиться за какого-нибудь кита, плывущего в нужную сторону.
















Просмотр содержимого документа
«Кто кого переупрямит»

Кто кого переупрямит?



Жил на Востоке бродячий мудрец Ходжа Насреддин. Не было под луной такого места, где не побывали бы он и его верный серый ишак.


Нрав у ишака был ишачий - капризный и упрямый. Например, везёт он хозяина по дороге и чует, что сбоку, с огорода, морковкой пахнет. Сворачивает на огород, а потом ни с места - ждёт, чтобы его морковкой угостили. Долго терпел Ходжа Насреддин эти капризы и упрямство, а потом придумал, как ишака переупрямить.


Придумайте и вы!








Подсказка. Ну и пусть ишак гоняется за вкусным морковным запахом. Только надо эту вредную привычку на пользу обратить.


Наверное, ишак за морковкой - как за мышкой.



А вот если бы Ходжа Насреддин жил на Севере, он бы ездил на собаках и перед носом у вожака косточку вешал...










Просмотр содержимого презентации
«Детская одарённость»

Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности  одарённого ребёнка.

Детская одарённость:

признаки, виды,

особенности личности

одарённого ребёнка.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – НАШЕ ДОСТОЯНИЕ

ОДАРЁННЫЕ

ДЕТИ – НАШЕ

ДОСТОЯНИЕ

ОДАРЁННОСТЬ  –  ЭТО  СИСТЕМНОЕ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ КАЧЕСТВО ПСИХИКИ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ (НЕОБЫЧНЫХ, НЕЗАУРЯДНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ В ОДНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

ОДАРЁННОСТЬЭТО СИСТЕМНОЕ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ КАЧЕСТВО ПСИХИКИ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ (НЕОБЫЧНЫХ, НЕЗАУРЯДНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ В ОДНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

КАКОГО ЖЕ  РЕБЁНКА СЛЕДУЕТ  СЧИТАТЬ  ОДАРЁННЫМ?

КАКОГО ЖЕ

РЕБЁНКА СЛЕДУЕТ

СЧИТАТЬ

ОДАРЁННЫМ?

Высокие интеллектуальные способности; Высокие творческие способности; Способность к быстрому усвоению материала и отличную память; Любопытство, любознательность, стремление к знаниям; Высокую личностную ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличную память;
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • Высокую личностную ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;   имеют активную, не насыщаемую познавательную потребность;

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют активную, не насыщаемую познавательную потребность;

  • испытывают радость от умственного труда.
Виды одарённости:  Одарённость  в практической деятельности;   Одарённость в познавательной деятельности;  Одарённость в художественно-эстетической деятельности;  Одарённость в коммуникативной деятельности;  Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Виды одарённости:

  • Одарённость в практической деятельности;
  • Одарённость в познавательной деятельности;
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  • Одарённость в коммуникативной деятельности;
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

УРОВНИ: 1. Потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); 2. Развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст);  3. Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

УРОВНИ:

1. Потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2. Развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст);

3. Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

ЦЕЛИ: Развитие общих способностей ребёнка как основы всех специальных способностей;  Развитие интеллекта ребёнка.

ЦЕЛИ:

  • Развитие общих способностей ребёнка как основы всех специальных способностей;
  • Развитие интеллекта ребёнка.

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

  • ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ;
  • ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ;
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ;
  • ЗАБОТА О СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ;
  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ;
  • РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСКОРЕНИЯ;
  • ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Групповые формы, творческие задания, тематические и проблемные мини курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, дискуссии, диалоги.
  • Проблемные, проектные, поисковые, эвристические, исследовательские методы.
  • Факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, олимпиады.
СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!