Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр по классификации:
• подвижные; • сюжетно-ролевые; • компьютерные; • дидактические.
Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта.
Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.
Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Предлагаю познакомиться с классификацией игр по характеру познавательной деятельности обучающихся:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, овладевают пространственными представлениями. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся большая группа игр, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданным заданием, дети перечисляют возможные варианты решения, записывают ответы. В конце игры наиболее активные дети поощряются. Можно провести игру в виде соревнования, для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся. Данные игры не только систематизирует знания учеников, но и активизируют внимание обучающихся.
Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Это игры, с помощью которых дети изменяют задания в другие, логически связанные с ними. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию, сравнивать, анализировать, находить общее и различия, вести поиск недостающего. Данная группа игр позволяет систематизировать и обобщать знания обучающихся по различным разделам программы. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку», в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета и красного цвета) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети выполняют задание в ходе игры, обучающиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет - с ответом согласны, красный - нет).
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми знаниями.
Хочется отметить, что игровая деятельность используется в следующих случаях:
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока - игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал Лев Семенович Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занимать прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.
Я считаю, что использование игровой технологии на уроках в начальной школе, позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше, переходу на новую ступень. С помощью игровой технологии на уроке учитель решает различные образовательные, воспитательные и практические задачи обучения. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций, т.е. реализации связи между “знанием – умением” и ситуацией.