Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6
Порядок чтения чертежей деталей
Урок черчения
8 класс
Учитель: Плахоття Л. А.
Г. Волжский 2015 г.
Ситуация 1:
В автомастерскую обратился заказчик с просьбой заменить глушитель. Задание поручили выполнить ученику слесаря – ремонтника, который раньше не выполнял подобную работу. На его вопрос: «А как я буду делать эту работу?» инженер ответил: «Возьми «Руководство по эксплуатации автомобилей и прочти».
Как вы думаете,
с чем придется столкнуться
ученику?
Ситуация 2:
На день рожденье хозяйке подарили кухонный комбайн, но когда она открыла коробку, все детали были упакованы по отдельности, инструкция прилагалась. Для работы агрегат предстояло еще собрать.
Что делать?
Ситуация 3:
Токарь ругал своего коллегу, который нарезал заготовки под втулки:
« Безграмотный, читать не умеет, столько материала в брак загнал».
Что не умеет читать его коллега?
Цель урока:
Научиться читать чертежи предметов
Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Повторяем пройденный материал
Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90 град. вправо, а плоскость Н на 90 град. вниз
На чертеже проекции располагают в проекционной связи. Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций
Порядок чтения чертежей:
- Прочитать основную надпись чертежа.
- Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
- Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями.
- Определить по чертежу размеры детали и ее элементов.
Разминка
Принёс нам ящик почтальон –
Посылка мне и брату.
Ящик - ………. ,
в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.
Я видел картину. На этой картине Стоит … .…..в песчаной пустыне. Всё в ……….. необычайно, Какая-то есть в ней загадка и тайна. А Спасская башня на площади Красной И детям, и взрослым знакома прекрасно. Посмотришь на башню, обычная с виду, А что на вершине у ней? ………….!
- Сказала мама: - А сейчас Про ………… будет мой рассказ. В высокой шапке звездочёт Считает звёзды круглый год. ……………- шляпа звездочёта. Вот какой он. Понял? То-то. Мама у стола стояла В бутылки масло разливала. - Где воронка? Нет воронки. Поищи. Не стой в сторонке. -Мама, с места я не тронусь , Расскажи ещё про ………….. -Воронка и есть в виде ………. лейка. Ну-ка, найди мне её поскорей-ка. Воронку я найти не смог, Но мама сделала кулёк, Картон вкруг пальца обкрутила И ловко скрепкой закрепила. Масло льётся, мама рада, ………..вышел то, что надо.
Какие геометрические фигуры вы видите на чертеже?
В какой последовательности эти фигуры расположены на главном виде?
Новый материал Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:
- Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
- Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
- Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
- Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).
Вопросы к чертежу (рис. 143)
- Как называется деталь?
- Из какого материала ее изготовляют?
- В каком масштабе выполнен чертеж?
- Какие виды содержит чертеж?
- Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
- Опишите общую форму детали.
- Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?
Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).
- Деталь называется « направляющая » .
- Изготовляют деталь из стали.
- Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.
- Чертеж содержит два вида: главный и слева.
- Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.
Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева — окружности. Значит, это цилиндр. так как такие проекции характерны для цилиндра.
Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.
Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева — окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.
Четвертая часть на главном виде имеет очертание прямоугольника, внутри которой проведены две горизонтальные линии, а на виде слева — шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.
Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.
По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.
Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие. Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм. Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.
Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.
Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями —65 мм, между двумя ребрами —75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.
Рис. 144. Изометрическая проекция детали
13
Проанализируйте геометрическую форму детали по чертежу, запишите название геометрических тел, образующих форму детали в таблицу.
п
1
2
Параллелепипед
3
Цилиндр
1
4
Параллелепипед
Параллелепипед
2
3
Усеченный конус
1
Треугольная. призма
2
Параллелепипед
Параллелепипед
4
3
Треугольная призма
Цилиндр
Цилиндр
4
Усеченная. пирамида
Проверьте задание, поставьте оценку.
0-1 ошибка – «5», 2-4 ошибки – «4», 5-7 ошибок – «3», более 7 ошибок – «2».
Чертеж - это документ, содержащий графическое изображение изделия точно и полно передающее его форму, а также содержащий все данные, необходимые для изготовления и контроля изделия.
- Чертеж – это язык техники. По чертежам инженер, техник, квалифицированный рабочий разбирается в устройстве любого механизма; по чертежам изготавливают детали каждой машины. Чтобы познакомиться с устройством какого-либо изделия, необходимо прочитать его чертеж.
Подведение итогов урока
Оценки
Оценивание урока учащимися:
1. Очень доволен полученными знаниями. Полученные знания применю на
практике.
2. Доволен уроком. Использую эти
Знания при выполнении домашнего задания.
3. В основном понял. Эти знания могут пригодиться в жизни.
4. Не понял материал урока. Нужно еще вернуться к этой
теме.
5. К сожалению, ничего не понял. Но хочу все же разобраться
в этой теме.
Домашнее задание
Изучить § 17. Прочитать чертеж детали и выполнить ее технический рисунок (стр. 114, рис. 145).
- Подготовиться к практической работе “ Чтение чертежа ” :
- Изучить § 17. Прочитать чертеж детали (стр. 6, рисунок 4).
- Подготовиться к практической работе “ Чтение чертежа ” :
- Изучить § 17 . Прочитать чертеж детали (стр. 116, рисунок 146).
Спасибо за внимание!!!!